Искусство в Казахстане

Казахская поэзия эпохи независимости

Глава нашего государства Нурсултан Абишевич Назарбаев во время совещания, посвященного 20-летию независимости Республики. отметил, что «Независимость — это огромное счастье, которое подарил Бог нашему поколению. вечная ценность нашего народа. Все наши достижения, накопленные до сегодняшнего дня, были осуществлены благодаря независимости» [1]. Настоящая бесспорная правда относится и к нынешнему состоянию духовной культуры казахского народа. Несомненным успехом для нас является крах тоталитарной … Читать далее

Тканые ковры и предметы ткачества

Возникновение ковроткачества идет из глубины веков, с тех времен, когда человек научился вырабатывать пряжу и ткани из волокнистых материалов. Ворсовые и безворсовые ковры, ковровые изделия были самыми необходимыми элементами переносного жилища и быта скотоводческих народов. Коврами, излучающими мягкий свет, утепляли и украшали стены и полы, покрывали постели, сундуки, ковровыми лентами скрепляли каркасные детали жилища. Ковровые техники применялись при изготовлении домашней … Читать далее

Из истории казахской вышивки

Вышивка — один из наиболее интересных и самобытных видов казахского народного искусства. Она составляла сравнительно малый удельный вес среди других художественных ремесел казахов и была не столь разнообразной, как, например, вышивка среднеазиатских и славянских народов.
Вышивали по войлоку, хлопчатобумажной ткани, сукну, бархату и шелку. По войлоку вышивали орнамент тускиизов. Само название вышивки — кесте -архаично и возникло, как предполагают ученые, … Читать далее

Традиционные виды и символика орнамента

При всем богатстве и разнообразии орнаментального искусства, прослеженного по древним археологическим памятникам Казахстана, сложились мотивы геометрического, зооморфного, космогонического и растительного орнаментов. По происхождению казахский орнамент делится на две группы: к первой относятся те орнаменты, которые возникли на собственной национальной почве, являются истинно казахским орнаментом. Вторая — это те орнаменты, которые казахи переняли у других народов, т.е. интернациональные орнаменты. Казахский национальный … Читать далее

Синкретичность народных ремесел и прикладного искусства

Народному творчеству характерна синкретичность, т.е. слитность, нерасчлененность ремесел и прикладного искусства, поскольку жизнь любого народа не знала разделения на сферы материального и духовного производства. Именно таким и призван стать всякий человеческий труд — творческим. Когда идет речь о декоративно-прикладном искусстве, то часто его синтезируют с народным декоративно-прикладным искусством. Термин «народное искусство» означает художественную творческую деятельность трудового народа, а «декоративно-прикладное искусство» … Читать далее

Профессиональное декоративное искусство Казахстана

Пленум СХ Казахстана, посвященный проблемам декоративного искусства Казахстана, очень своевременен. Поскольку и в народном, и профессиональном, и промышленном искусствах, во всех ответвлениях современного декоративного искусства вопрос «как быть?» испытывает сверхнапряженние. Меня не удивило, что известная мастерица из Чимкентской области Куляйша Абдраимова обратилась к нашему пленуму с очень незначительной просьбой — помочь достать красители. Потому что они — народные мастера — … Читать далее