Обретение Казахстаном статуса независимого государства, осознание новых ценностей и идеалов в обществе повлекло за собой пересмотр стратегического, содержательного ориентиров в области музыкального образования. Так, основываясь на Концепции общеобразовательной средней школы Республики Казахстан, ученые и методисты в области музыкального образования разработали ряд альтернативных программ, основанных на общегражданских, эстетических, духовно-нравственных ценностях национальной и мировой музыкальных культур. Перед музыкальным воспитанием были поставлены задачи по формированию достойных граждан Республики Казахстан, осознанию школьниками исторического прошлого, богатого духовного наследия народа.
События последних десятилетий повлекли за собой осмысление значимости самостоятельного существования республики в мировом культурном пространстве, в связи с чем творческий опыт композиторов Казахстана 1920-1980-х годов имеет национальное значение. В этом ракурсе особый интерес представляет изучение отечественного музыкального материала (фортепианных, вокальных, инструментальных произведений композиторов Казахстана, школьно-песенного репертуара), основанного на взаимодействии национальных и новоевропейских традиций.
Основываясь на методе переработки народного первоисточника и мелодической основе тематической организации, творчество композиторов Казахстана столкнулось с процессами глобализации культуры. Результатом явилось формирование национального сознания путем поиска новых свойств художественного мышления [1, 190-193]. Тем самым, основываясь на традиционной музыкальной культуре, обособленно формировавшейся до XX века, творческий опыт композиторов Казахстана XX века связан с формированием поликультурного сознания личности в единстве цивилизационно-общезначимого и этнически своеобразного.
В камерных произведениях композиторов Казахстана музыкальная эстетика традиционной музыкальной культуры казахского народа выражается:
— в образной сфере. В фортепианных произведениях отдается предпочтение образу Родины — Сары-Арка (Н. Мендыгалиев, К. Дуйсекеев), образу скачки (Э. Беспбаев, К. Дуйсекеев);
— в жанровом предпочтении миниатюры, поскольку песенные и инструментальные образцы народной музыки тяготеют к малым формам;
— в композиционном rtpimifurie развития тематизма инструментальных кюев;
— в особенностях музыкального языка — ритмические особенности выражаются в стремлении к переменным и нечетным размерам (5/8, 11/8), неквадратным строением фраз; ладовые особенности связаны с преобладанием минорных тональностей (исторические
события), использованием натурального минора; гармонические особенности связаны с частым применением в национальном музыкальном материале в качестве доминанты IV ступени; фактурные особенности берут свое начало от инструментальных кюев, в результате чего близкое расположение аккордов, исполнение мелодии на martellato, стремление к интервальному изложению мелодии и т.д.; динамические особенности связаны со спецификой звучания инструментальных кюев, где высокий регистр добровых кюев предполагает кульминационное звучание музыкального материала; колористические особенности выражаются в стремлении воспроизвести на фортепиано монодический тип звучания музыкального материала.
Согласно классификации жанрового «пространства» казахской музыки XX века, разработанной У.Р. Джумаковой, в нашем исследовании камерные произведения композиторов Казахстана классифицируются на три основные группы: а) жанры, сложившиеся в национальной или европейской традиции; б) жанры, сложившиеся в национальной традиции и получившие свое развитие в новых жанровых условиях; в) жанры, сложившиеся в условиях взаимодействия европейских и национальных традиций.
К первой группе мы относим жанры европейского происхождения — «В альс», «Ноктюрн», «Прелюдия» и т.д. — произведения для сольного и ансамблевого исполнения. Национальный колорит данным сочинениям придают выразительные и формообразующие свойства казахской музыки — кюевая или песенная основы.
Казахская традиционная музыкальная культура отличается от музыкального фольклора центральноазиатских народов своими четко определившимися, самостоятельными жанрами, а также наличием своеобразного музыкального языка. Музыкальная культура казахского народа отличается самобытностью инструментальных жанров, преимущественно кюя, вобравшего в себя ритмику, «интонации и синтаксис поэтической и прозаической речи» (А.И. Мухамбетова): 7-8-сложника-жыра, являющегося древнейшей формой эпоса и песенной поэзии; 11-сложника, преобладающего в песнях лирического жанра қара елең, қайым елең. Казахская музыкальная культура отличается от остальных доминированием импровюационного типа композиционного мышления, на котором основывается ведущая в традиционном музыкальном искусстве форма музицирования — сольное исполнительство (инструменты домбыра, к;обыз, сы-бызгы), домбровые исполнительские стили: шертпе (грациозный, изящный) в творчестве композитора Татимбета; текпе (динамичный), к примеру, в творчестве Курмангазы.
Ко второй группе относится академическое песенно-романсовое творчество (академические песни и романсы) и популярное эстрадное песенное творчество (школьно-песенный репертуар). Национальные черты песен связаны с лирической поэтикой, выразительным значением слова, обобщенной образной сферой, кругом интонаций и ритмикой слов. Особенности вербального языка казахского народа, которые, как отмечает ГА. Бегалинова [2], связаны с плавным и спокойным «течением», длинные импровизации в стихах и обычная речь отличаются определенным ритмом в построении фраз и периодов. Тем самым структура и дайна поэтических строк повлияла на структуру и масштабы музыкальных построений (фраз, предложений и периодов), имеющих неквадратную форму (к примеру, 9, 11, 15 и т.д. тактов).
К третьей группе относятся переложения народных кюев дня фортепиано и оригинальные произведения, кюевая основа которых передается через особенности тематизма, принципы формообразования и композиции. Для восприятия произведения европейского автора необходимо следить за логикой композиционного развития, при восприятии произведения восточных авторов важно глубокое медиативное погружение в его эмоциональное состояние, освобождающее психику от диктата разума. Это связано с менталитетом казахского народа, с кочевой культурой, получившей изначальное становление в Центральной Азии Как свидетельствует история, Центральная Азия явилась средоточием особого рода цивилизации, которая впоследствии была названа номадической. Номадическая цивилизация имела свой способ и метод видения мира: постижение безграничных просторов бытия, не скованных пространственными рамками. Мышление кочевника пространственно и созерцательно, человек сам постигал суть мироздания, ощущая свое нерасторжимое единство с миром и природой- Музыкальный язык вос-
точной культуры отличается особым подходом к формированию звука, его структуре, связанным с религиозной системой и ритуальной практикой и выраженным в стремлении к теплым, матовым тембрам, к звуку, в котором наряду с основным тоном слышны обертоно-вые призвуки. Структура музыкального языка азиатского региона, как отмечает ГА. Бегалинова [2], «моделирует структуру мира, которая по древнейшим космогоническим представлениям тюрко-монгольских народов вертикальна». Заметно преобладание пентатоно-вой основы, ладовой переменности, ритмического разнообразия.
Таким образом, рассматриваемые в нашем исследовании камерные произведения композиторов Казахстана представляют собой взаимодействие национальных музыкальных истоков и традиций европейского искусства. Придерживаясь точки зрения отечественных исследователей, мы полагаем, что освоение отечественного музыкального материала — эффективный путь к пониманию особенностей традиционной музыкальной культуры Казахстана. Композиторами Казахстана создан огромный музыкальный пласт национальной культуры, являющийся богатейшим материалом дня изучения результатов взаимодействия этнокультурного и поликультурного. Тем самым изучение будущими специалистами отечественного музыкального материала способствует глубокому постижению специфики традиционной музыкальной культуры Казахстана, что позволит будущим учителям музыки компетентно решать важные задачи по формированию у школьников чувства патриотизма, гражданской принадлежности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Джумакова У.Р. Творчество композиторов Казахстана 1920-1980-х годов. Проблемы истории, смысла и ценности. — Астана: Фолиант, 2003.-232 с.
2 Бегалинова Г.А. Казахский музыкальный язык и его современное функционирование: Авторефератдисс. … канд. иск. — Алматы, 1999. -19 с.