Одними из главных задач государства являются защита прав и свобод человека и гражданина, охрана стабильности и порядка в обществе, пресечение и раскрытие преступлений. Решение этих задач возложено на правоохранительные органы. В соответствии со статьей 3 Закона Республики Казахстан «О правоохранительной службе», к правоохранительным органам относятся: органы прокуратуры, внутренних дел, финансовой полиции, уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, таможенные органы Республики Казахстан.
В этой связи в рамках данной статьи следует проанализировать законы Республики Казахстан, регулирующие деятельность вышеперечисленных государственных органов, а также правовые новеллы, принятые в целях реализации Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года (далее — Концепция) и Указа Президента Республики Казахстан «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан» от 17 августа 2010 года (далее — Указ).
1. Органы прокуратуры
Руководствуясь положениями Концепции, анализ законодательства следует начать с органов прокуратуры, поскольку согласно этому документу они являются ядром правоохранительной системы. Правовой основой деятельности органов прокуратуры является Закон Республики Казахстан «О Прокуратуре», принятый 21 декабря 1995 года. В соответствии с ним, Прокуратура Республики Казахстан от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства. Также Прокуратура принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам республики, представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование.
Структура вышеназванного закона включает в себя 12 глав. В них определяются система органов прокуратуры и правовых актов прокуратуры (к ним отнесены: протест, постановление, предписание, заявление, санкция, указание, представление, обращение, предостережение, разъяснение закона, а также указания, распоряжения, положения, инструкции); задачи надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства; компетенции прокурора при представительстве интересов государства в суде; содержание, предмет и полномочия прокурора при надзоре за законностью оперативно-розыскной деятельности, следствия и дознания, административного и исполнительного производства; пределы уголовного преследования прокуратуры; служба в органах прокуратуры; взаимодействие прокуратуры с компетентными учреждениями иностранных государств, а также иные направления деятельности органов прокуратуры, ее организации и деятельности [1].
Следует отметить, что касательно деятельности прокуратуры в Концепции определено, что «необходимо повышать эффективность надзорной деятельности прокуратуры как основной ее функции, в совершенствовании нуждаются процессуальные основы деятельности органов прокуратуры. В рамках этой работы необходимо повысить роль и ответственность прокурора в досудебном производстве, в том числе путем расследования органами прокуратуры уголовных дел о преступлениях, представляющих серьезную общественную опасность и сложность, как составной части функции уголовного преследовании, осуществляемого прокуратурой. Следует также повышать эффективность координирующей функции органов прокуратуры по отношении к правоохранительной деятельности, в том числе посредством соответствующей правовой регламентации этой функции» [2].
Названные концептуальные направления получили свое развитие и в Указе. В нем предусмотрена «разработка и внесение проектов законов об усилении координирующей функции органов прокуратуры по отношению к правоохранительной деятельности; повышение роли и ответственности прокурора в досудебном производстве путем возложения на него дополнительных обязанностей по надзору за законностью уголовного преследования, в том числе за возбуждением уголовных дел» [3].
Законодательно данные требования Указа реализованы Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования деятельности органов прокуратуры» от 29 декабря 2010 года [4]. Закон вносит поправки в Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «О воинской обязанности и воинской службе» и «О Прокуратуре». К примеру, в Законе Республики Казахстан «О прокуратуре» в числе принятых изменений и дополнений, дана новая редакция статьи 4, определяющая основные направления и содержание деятельности органов прокуратуры. В подпункте 13) данной статьи предусматривается, что в целях обеспечения верховенства Конституции и законов Республики Казахстан, защиты прав и свобод человека и гражданина прокуратура от имени государства координирует деятельность по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью.
Более того, Закон Республики Казахстан «О Прокуратуре» дополнен новой статьей 8-1 «Координация деятельности по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью», в которой предусматривается, что координация деятельности правоохранительных и иных государственных органов по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью осуществляется органами прокуратуры посредством достижения взаимодействия этих органов, взаимного обмена информацией и согласованности их действий для реализации общих задач и целей. Указанная деятельность осуществляется органами прокуратуры в рамках постоянно действующих координационных советов, которые создаются при Генеральной прокуратуре, прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах. Координационные советы осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией, законами Республики Казахстан, Положением о Координационном совете Республики Казахстан по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью. Положение о Координационном совете Республики Казахстан по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью утверждается Президентом Республики Казахстан». Также в Закон Республики Казахстан «О Прокуратуре» внесены соответствующие поправки, касающиеся повышения роли и ответственности прокурора в досудебном производстве [4].
2. Органы внутренних дел
Особое положение в системе правоохранительных органов занимают органы внутренних дел Республики Казахстан (далее — ОВД РК), так как они имеют повышенную социальную значимость, определяемую более тесными, чем у других правоохранительных органов, связями со всеми без исключения слоями населения. Кроме того, по количеству личного состава, объему материального, технического и информационного обеспечения о преступлениях и иных правонарушениях, о лицах, их совершивших, о мерах профилактики и их результативности, они превышают другие правоохранительные органы. Количество выполняемых ОВД РК функций также гораздо больше, чем у других правоохранительных органов.
Правовую основу деятельности ОВД РК составляет закон Республики Казахстан «Об органах внутренних дел», принятый 21 декабря 1995 года [5]. Закон определяет статус, структуру, полномочия и организацию деятельности ОВД РК. С этой целью его структура включает в себя 5 глав, в которых установлены общие положения, полномочия ОВД РК и правовое положение их сотрудников, а также финансовое и материально-техническое обеспечение ОВД РК.
В соответствии со статьей 1 данного закона, ОВД РК являются специальными государственными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Республики Казахстан дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, а также исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства [5].
Исходя из законодательно закрепленных положений о деятельности ОВД РК, в Концепции их главными задачами определены «охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, борьба с преступлениями против личности, собственности и другими общеуголовными преступлениями. От эффективности деятельности ОВД РК зависят безопасность и спокойствие граждан, состояние преступности и уровень криминогенной обстановки в стране, в связи с чем процесс совершенствования ОВД РК должен быть сосредоточен на обеспечении быстрого и адекватного их реагирования на преступные проявления и профилактике правонарушений» [2].
Для выполнения перечисленных задач в Указе предусмотрены соответствующие меры – это реорганизация Следственного комитета и Комитета криминальной полиции Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее — МВД РК) путем их слияния в Комитет по расследованию МВД РК; повышение эффективности деятельности Комитета по борьбе с наркобизнесом и контролю за незаконным оборотом наркотиков МВД РК; образование Комитета миграционной полиции МВД РК; поэтапная передача в ведение Министерства юстиции Республики Казахстан функций и полномочий МВД РК по исполнению административного взыскания в виде ареста в специальных приемниках и обеспечению функционирования этих учреждений [3].
Поскольку осуществление этих мер, а также поставленных перед ОВД РК в Концепции задач, должно быть обеспечено не только организационными мерами, но и необходимой правовой базой, в Указе предусмотрено внесение в Мажилис Парламента Республики Казахстан ряда проектов законов.
В числе принятых законов следует отметить Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности» от 29 декабря 2010 года [6]. Данный закон вносит поправки в шесть кодексов Республики Казахстан – Уголовный, Уголовно-процессуальный, Об административных правонарушениях, Бюджетный, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», «О здоровье народа и системе здравоохранения», а также в 16 законов.
Внесены изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан». Поправки расширили перечень задач ОВД РК, в числе которых значатся осуществление документирования, изготовление и выдача гражданам РК удостоверений личности и паспортов; осуществление учета и регистрации граждан, а также реализация государственной политики по вопросам беженцев. В компетенцию Министерства внутренних дел и его территориальных органов, в права и обязанности ОВД РК также внесены поправки, регулирующие осуществление ОВД РК функций, связанных с вопросами миграции и несовершеннолетними.
В новой редакции дана статья, предусматривающая полномочия местных исполнительных органов (статья 6-1 названного закона). Если ранее закон предусматривал полномочия только в отношении местных исполнительных органов областей, города республиканского значения и столицы, то с внесение поправок местные исполнительные органы районов городов областного значения также имеют свои полномочия. Так, к ним отнесены организация совместно с ОВД обеспечение охраны порядка и общественной безопасности на территории соответствующей административно-территориальной единицы, проведения сходов для назначения участковых инспекторов полиции, а также установление ограничений на реализацию продукции в стеклянной таре в местах проведения спортивно-массовых, зрелищных культурно-массовых мероприятий.
3. Органы финансовой полиции
Касательно органов финансовой полиции Республики Казахстан (далее — органы финансовой полиции) в Концепции отмечается, что «они в полной мере оправдали свое предназначение. Вместе с тем, в условиях рыночной экономики органам финансовой полиции необходимо постоянно совершенствовать формы и методы работы, чтобы иметь возможность эффективно противостоять экономической и коррупционной преступности, постоянно мимикрирующей в современных условиях. Финансовой полиции необходимо на системной основе противостоять экономическим и коррупционным правонарушениям, выявлять и устранять причины и условия, способствующие возникновению коррупции. Одной из основных задач органов финансовой полиции является также обеспечение безопасности бизнеса, исключение необоснованного вмешательства в его деятельность» [2].
Законодательной основой деятельности органов финансовой полиции является Закон Республики Казахстан «Об органах финансовой полиции» от 4 июля 2002 года [7]. Им определены правовой статус, задачи, принципы организации и деятельности, полномочия органов финансовой полиции, а также их система. Согласно статье 1 этого закона, органы финансовой полиции являются специальными государственными органами, осуществляющими правоохранительную деятельность, направленную на предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступных и иных противоправных посягательств на права человека и гражданина, интересы общества и государства в сфере экономической и финансовой деятельности, борьбы с коррупцией путем проведения оперативно-розыскной деятельности, предварительного следствия и дознания, административного производства в пределах законодательно установленных полномочий [7].
Структура закона включает в себя 5 глав, в которых содержатся общие положения (задачи, правовой основа, принципы организации органов финансовой полиции); нормы, устанавливающие систему и организацию органов финансовой полиции (полномочия уполномоченного органа и его руководителя) и закрепляющие права и обязанности органов финансовой полиции, а также правовое положение их сотрудников (правовое регулирование труда, специальные звания).
В рамках реализации концептуальных положений и мер, обозначенных в Указе, в названный закон, внесены соответствующие поправки. Так, Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам правоохранительной службы и присвоения классных чинов, воинских и специальных званий, права ношения форменной одежды военнослужащими и сотрудниками иных государственных органов» от 6 января 2011 года, полномочия уполномоченного органа (согласно Указу Президента Республики Казахстан от 21 апреля 2005 года, им является Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции) [8]) дополнены нормой, в соответствие с которой он совершенствует систему отчетности и оценки деятельности с приоритетом вопросов профилактики преступности, защиты конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства, доверия со стороны населения, с определением механизмов внешней оценки, даваемой представительными органами и общественностью, с введением рейтинговой оценки уровня коррупции, а также устанавливает различные формы сотрудничества с институтами гражданского общества [9].
Также названным законом внесены поправки, связанные и с приведением положений Закона Республики Казахстан «Об органах финансовой полиции» с новеллами, содержащимися в Законе Республики Казахстан «О правоохранительной службе». В частности, это касается статьи 13 «Правовое регулирование труда сотрудников органов финансовой полиции». В настоящее время законодательно закреплено, что трудовые отношения сотрудников органов финансовой полиции регулируются Трудовым кодексом Республики Казахстан с особенностями, предусмотренными Законом Республики Казахстан «О правоохранительной службе». Трудовые отношения иных работников органов финансовой полиции регулируются Трудовым кодексом Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан о государственной службе [7].
4. Органы уголовно-исполнительной системы
Проводимое реформирование затронуло и органы уголовно-исполнительной системы. Следует отметить, что деятельность этих государственных органов регулируется Законом Республики Казахстан «Об органах юстиции» от 18 марта 2002 года [10]. Определение уголовно-исполнительной системы органов юстиции Республики Казахстан закреплено в статье 10 этого закона. В соответствии с данной нормой, уголовно-исполнительная система – это система органов и учреждений, осуществляющих исполнительные и распорядительные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний и содержания под стражей в следственных изоляторах подозреваемых и обвиняемых, а также организаций, обеспечивающих жизнедеятельность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы [10].
Кроме того, в вышеназванном законе закреплены такие положения, как структура уголовно-исполнительной системы; общественный контроль за обеспечением прав и законных интересов лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы; функции органов юстиции в сфере уголовно-исполнительной деятельности; права и обязанности сотрудников уголовно-исполнительной системы; персонал органов уголовно-исполнительной системы; правовое регулирование труда сотрудников уголовно-исполнительной системы, их специальные звания, а также особые условия службы в уголовно-исполнительной системе.
К числу правовых новелл, внесенных Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам правоохранительной службы и присвоения классных чинов, воинских и специальных званий, права ношения форменной одежды военнослужащими и сотрудниками иных государственных органов» от 6 января 2011 года, следует отнести новую редакцию главы 4 Закона Республики Казахстан «Об органах юстиции». Нововведения касаются норм, касающихся персонала уголовно-исполнительной системы; правового регулирования труда сотрудников органов уголовно-исполнительной системы, их специальных званий, особых условий несения службы [9]. К примеру, новеллой является, что трудовые отношения сотрудников органов уголовно-исполнительной системы регулируются Трудовым кодексом Республики Казахстан о особенностями, предусмотренными Законом Республики Казахстан «О правоохранительных службе». Также новым является и то, что если ранее порядок присвоения специальных званий сотрудникам уголовно-исполнительной системы определялся законодательством, то теперь, в соответствии со статьей 28 Закона Республики Казахстан «Об органах юстиции», перечень должностных лиц органов уголовно-исполнительной системы, которым присваиваются специальные звания, утверждается Правительством Республики Казахстан [10].
Следует отметить, что данный закон включает в себя 40 статей, их четвертая часть посвящена деятельности органов уголовно-исполнительной системы, остальные нормы закрепляют организацию и особенности деятельности других органов юстиции, к которым, в соответствии со статьей 5 закона, относятся: Министерство юстиции Республики Казахстан; комитеты Министерства юстиции Республики Казахстан; территориальные органы и учреждения юстиции; органы исполнительного производства; учреждения и иные подведомственные организации [10].
В этой связи актуальной является постановка вопроса о принятии самостоятельного закона, регулирующего деятельность уголовно-исполнительной системы, а также связанных с ней общественных отношений, затрагивающих отбывание уголовных наказаний. Это определено, во-первых, одним из предусмотренных в Указе направлением — расширение сферы применения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы (общественных работ и ограничения свободы, исполнение которых согласно части четвертой статьи 14 Уголовно-исполнительной системы возложено на уголовно-исполнительные инспекции) [11]. В Указе также предусмотрены и другие меры, затрагивающие деятельность уголовно-исполнительной системы и требующие соответствующего правового решения [3].
В-вторых, в законодательстве Республики Казахстан есть примеры того, когда деятельность одной структурной составляющей, входящей в единую систему правоохранительного органа, регулируется отдельным законом. К примеру, законодательство о Внутренних войсках системы Министерства внутренних дел Республики Казахстан. В соответствии со статьей 4 Закона Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» от 21 декабря 1995 года, внутренние войска входят в состав органов внутренних дел [5]. При этом задачи, принципы, организация и другие нормы, регулирующие их деятельность, закреплены специальным Законом Республики Казахстан «О Внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Казахстан» от 23 июня 1992 года [12].
5. Органы государственной противопожарной службы
Деятельность государственной противопожарной службы регулируется Законом Республики Казахстан «О пожарной службе» от 22 ноября 1996 года. Определение органов государственной противопожарной службы предусмотрено в статье 9 закона. Они являются специальными государственными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Республики Казахстан предупреждение пожаров, контроль в области пожарной безопасности и тушение пожаров [13].
Данный закон содержит 42 статьи, в 8 из них закреплены компетенция уполномоченного органа — Комитета противопожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан и органов государственной противопожарной службы и их статус, финансирование; нормы об учебных заведениях в области пожарной безопасности, а также устанавливающие правовое регулирование труда сотрудников и их специальные звания. Также как и в отношении других правоохранительных органов, в Закон Республики Казахстан «О пожарной безопасности» были внесены поправки, направленные на совершенствование деятельности государственной противопожарной службы и реализующие положения Концепции и требования Указа.
К примеру, в статье 10 Закона Республики Казахстан «О пожарной безопасности» предусматривается, что трудовые отношения сотрудников органов государственной противопожарной службы регулируются Трудовым кодексом Республики Казахстан с особенностями, предусмотренными Законом Республики Казахстан «О правоохранительных службе». Следует отметить, что ранее предусматривалось, что трудовые отношения сотрудников органов государственной противопожарной службы регулируются трудовым законодательством и законодательством о государственной службе Республики Казахстан с особенностями, предусмотренными Законом Республики Казахстан «О пожарной безопасности» и иными нормативными правовыми актами, установленными для сотрудников органов государственной противопожарной службы, т.е. в целом законодательством. Таким образом, в отличие от ранее существовавших положений, ныне правовую основу трудовых отношений сотрудников государственной противопожарной службы составляют только два нормативных правовых актах – это Трудовой кодекс Республики Казахстан и Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе».
Рассматривая вопрос дальнейшего совершенствования законодательных основ деятельности этого правоохранительного органа, нельзя не упомянуть о том факте, что в настоящее время разработан проект Закона Республики Казахстан «О гражданской защите». Его целью является регулирование общественных отношений, возникающих в процессе проведения мероприятий по гражданской защите населения и территории Республики Казахстан. В числе определяемых в законопроекте задач, в том числе и обеспечение пожарной безопасности, а значит и деятельность государственной противопожарной службы. Исходя из этого, в нем содержится ряд новелл, касающихся деятельности государственной противопожарной службы, в их числе определение понятия «государственная противопожарная служба», статус этого правоохранительного органа и другие.
Кстати, в материале к названному законопроекту, подготовленном ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан», отмечается, что международно-правовой опыт свидетельствует о правовой обоснованности принятия самостоятельных единых законов, регулирующих вопросы гражданской защиты. Так, в Республике Узбекистан закон «О гражданской защите» принят 26 мая 2000 года. В нем определены основные принципы организации гражданской защиты, ее задачи, правовые основы этой области органов государственной власти, местных органов исполнительной власти, министерств, ведомств, предприятий и организаций независимо от вида и форм собственности, а также граждан Республики Узбекистан.
В Эстонской Республике закон с аналогичным названием принят еще в 3 июня 1992 года. Им устанавливаются права и обязанности Правительства Эстонской Республики, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также частных лиц по созданию и задействованию системы защиты населения, предприятий и учреждений Эстонской Республики — гражданской защиты.
В Украине, несмотря на то, Закон «О правовых основах гражданской защиты» действует с 24 июня 2004 года, в настоящее время разрабатывается проект Кодекса гражданской защиты. Его цель заключается в устранении противоречий, содержащихся в законодательстве в сфере гражданской защиты, его унификация, приведение в порядок и систематизация, формирование надлежащих правовых, экономических и организационных основ защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное время и в особый период для повышения эффективности государственной политики в указанной сфере.
В Российской Федерации также проводится работа по разработке единого нормативного правового акта в области гражданской зашиты, объединяющего вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны. В Кыргызской Республике такой законопроект уже разработан и направлен на рассмотрение в Жогорку Кенеш [14].
6. Таможенные органы
Правовой основой деятельности таможенных органов является Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан». В соответствии со статьей 6 этого кодекса, таможенные органы являются государственными органами, в пределах своей компетенции осуществляющие реализацию таможенного дела в Республике Казахстан, а также выполняющие иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан [15].
Положения, регулирующие деятельность таможенных органов, предусмотрены в главах 2-5 кодекса. Они устанавливают систему таможенных органов, основные задачи и принципы их деятельности; права и обязанности таможенных органов; места нахождения и время работы таможенных органов; обязательность исполнения требований таможенных органов.
Также в кодексе закреплены нормы, определяющие взаимоотношения таможенных органов с иными государственными органами, участниками внешнеэкономической деятельности и другими лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела (таможенным представителем, специалистом по таможенному декларированию, таможенным перевозчиком, владельцем склада временного хранения, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, свободного склада), а также консультирование таможенными органами.
Нормы, касающиеся правоохранительной деятельности таможенных органов, закреплены в статье 15 кодекса. Согласно этой статье, таможенные органы являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей, налогов, производство по которым в соответствии с законодательством Республики Казахстан отнесено к их ведению. Они также осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое Уголовным кодексом Республики Казахстан преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами. Кроме того, таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.
В целях законодательного закрепления положений Концепции и требований Указа, Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» дополнен нормой, в соответствии с которой уполномоченный орган в сфере таможенного дела совершенствует систему отчетности и оценки деятельности с приоритетом вопросов профилактики преступности, защиты конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства, доверия со стороны населения, с определением механизмов внешней оценки, даваемой представительными органами и общественностью, с введением рейтинговой оценки уровня коррупции, а также устанавливает различные формы сотрудничества с институтами гражданского общества (пункт 5 статьи 6 кодекса).
Следует отметить, что для таможенных органов, впрочем, как и для других правоохранительных органов, данная норма является качественно новой, что предполагает соответствующую организационно-управленческую и научную проработку. Известно, что в 2011 году ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан» проводит фундаментальное исследование на тему: «Повышение эффективности деятельности правоохранительных органов Республики Казахстан и ее оценка». В ходе его проведения планируется изучить действующие критерии оценки деятельности правоохранительных органов, а также разработать предложения о включении в систему оценки эффективности их деятельности, определенных в Концепции и Указе, критериев, таких как: внешняя оценка, включающая мнение представительных органов и общественности [14]. 7. Система правоохранительных органов Одной из важных вех в развитии правоохранительной деятельности государства является принятие Закона Республики Казахстан «О правоохранительной службе», придавший системную основу деятельности правоохранительных органов. В соответствии с его с преамбулой, он регулирует общественные отношения, связанные с поступлением на правоохранительную службу Республики Казахстан, ее прохождением и прекращением, а также определяет правовое положение (статус), материальное обеспечение и социальную защиту сотрудников правоохранительных органов Республики Казахстан. Закон включает в себя 12 разделов:
— общие положения, в нем определены: основные понятия; правовые основы службы в правоохранительных органах; перечень правоохранительных органов; принципы правоохранительной службы и сфера действия закона;
— поступление на правоохранительную службу, в нем закреплены условия поступления, отбор кандидатов на правоохранительную службу, прием на правоохранительную службу и учебу в организации образования правоохранительных органов; требования на замещение должностей рядового и начальствующего состава правоохранительных органов; специальное первоначальное обучение лиц, впервые поступающих на правоохранительную службу; испытательный срок при поступлении на правоохранительную службы, а также принятие Присяги сотрудниками;
— правовое положение сотрудников, включая статус, права, обязанности сотрудников правоохранительных органов; ограничения, связанные с пребыванием на службе; ответственность сотрудников;
— специальные звания и классные чины, включающие в себя нормы о присвоении специальных званий или классных чинов; порядок их присвоения; сроки выслуги, порядок и их присвоения, а также понижение или лишение);
— назначение на должность, перемещение и продвижение по службе в правоохранительных органах, в том числе об общих правилах замещения должностей рядового и начальствующего состава правоохранительных органов; перемещении по службе, ротации; продвижении по службе, а также о создании кадрового резерва, задачах его формирования, приоритетных направлениях, отборе кандидатов для зачисления в него; о временном исполнении обязанностей по должности правоохранительной службы, рабочем времени и стаже правоохранительной службы и другие;
— аттестация, включая нормы об аттестации сотрудников, организации подготовки к ее проведению и ее проведение; формировании аттестационной комиссии, ее решениях и их обжаловании;
— служебная дисциплина в правоохранительных органах, в нем регулируются вопросы поощрения и дисциплинарных взысканий, применяемых к сотрудникам, оснований и условий предоставления либо наложения;
— применение сотрудниками огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы, в разделе установлены цель и условия их применения;
— социальная защита, в нем установлены социальная защита; оплата труда, пенсионное и иное обеспечение сотрудников; гарантии в случае гибели или увечья сотрудников; жилищные права, медицинское и санаторно-курортное обслуживание и иные меру социальной защиты сотрудников пенсионеров и сотрудников правоохранительных органов;
— отпуска, раздел включает в себя статьи о видах отпусков; общий порядок исчисления их продолжительности, а также отзыв их них;
— прекращение службы в правоохранительных органах, включая основания его прекращения; основания, порядок и условия увольнения, а также предельный возраст службы в правоохранительных органах;
— заключительные положения, содержащие статьи о финансовом и материально-техническом обеспечении правоохранительных органов и о порядке введения в действие закона.
Следует отметить, что в этом законе, впервые, законодательно определено понятие «правоохранительный орган». Согласно подпункту 7) статьи 1 данного закона, правоохранительный орган – это государственный орган, обеспечивающий соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, законных интересов физических и юридических лиц, государства, реализующий политику государства по противодействию преступности и иным правонарушениям в соответствии со своей компетенцией, наделенный специальными полномочиями по обеспечению законности и поддержанию общественного порядка, выявлению, предупреждению, пресечению, расследованию правонарушений, исполнению судебных решений по уголовным делам [16].
Исходя из положений названного закона, дальнейшее совершенствование законодательства, регулирующего деятельность правоохранительных органов, видится в том числе и с необходимостью законодательного уточнения в законах «О Прокуратуре»; «Об органах внутренних дел Республики Казахстан»; «Об органах финансовой полиции Республики Казахстан»; «О пожарной безопасности», «Об органах юстиции» и Кодексе «О таможенном деле в Республике Казахстан», в части касающейся, соответственно, органов государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы и таможенных органов, положения о том, что они являются правоохранительными органами.
Сегодня, согласно действующим законам, они определяются как: специальные государственные органы (статьи 1 законов Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» и «Об органах финансовой полиции Республики Казахстан», статья 9 «О пожарной безопасности»). Органы уголовно-исполнительной системы – как органы и учреждения, осуществляющие исполнительные и распорядительные функции (статья 10 Закона Республики Казахстан «Об органах юстиции»), органы прокуратуры – государственный орган, осуществляющий высший надзор за точным и единообразным применением законов и иных нормативных правовых актов (статьи 1 Закона Республики Казахстан «О Прокуратуре»), таможенные органы – государственные органы, в пределах своей компетенции осуществляющие реализацию таможенного дела в Республике Казахстан (статья 6 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан»).
Принятие Закона Республики Казахстан «О правоохранительной службе» создало основу для системного подхода к деятельности правоохранительных органов, поскольку у них единые правовые стандарты и нормы прохождения правоохранительной службы, единые подходы к социальной и правовой защите сотрудников правоохранительных органов.
В этой связи в проанализированные законы предлагается внести поправки, уточняющие, что тот или иной орган является правоохранительным. К примеру, с учетом вышеназванного предложения статья 1 Закона Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» могла бы иметь следующую редакцию: «Органы внутренних дел Республики Казахстан (в дальнейшем — органы внутренних дел) являются правоохранительным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Республики Казахстан дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, а также исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства».
Или вариант части первой статьи 6 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» — «таможенные органы Республики Казахстан (далее — таможенные органы) являются правоохранительным органам, в пределах своей компетенции осуществляющим реализацию таможенного дела в Республике Казахстан, а также выполняющим иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан (аналогичная поправка может быть внесена и в другие законы, регулирующие деятельность того или иного правоохранительного органа)».
Такой правовой подход государственно-служебных отношений, связанных с правоохранительной деятельностью этих государственных органов, подчеркнул бы их общественно-полезный характер, проявляющийся в защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка, создании гарантий общественной безопасности, а также продемонстрировал бы их единство, как системы правоохранительной деятельности государства в целом. При этом сохранив законодательно предусмотренную специфику деятельности того или иного правоохранительного органа.
Использованная литература
1. Закон Республики Казахстан «О Прокуратуре» от 21 декабря 1995 года. — Информационная система «ЮРИСТ».
2. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года. — Информационная система «ЮРИСТ».
3. Указ Президента Республики Казахстан «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан» от 17 августа 2010 года. — Информационная система «ЮРИСТ».
4. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования деятельности органов прокуратуры» от 29 декабря 2010 года. — Информационная система «ЮРИСТ».
5. Закон Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» от 21 декабря 1995 года. — Информационная система «ЮРИСТ».
6. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности» от 29 декабря 2010 года. — Информационная система «ЮРИСТ».
7. Закон Республики Казахстан «Об органах финансовой полиции Республики Казахстан» от 4 июля 2002 года. — Информационная система «ЮРИСТ».
8. Указ Президента Республики Казахстан «Вопросы Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции)» от 21 апреля 2005 года. -Информационная система «ЮРИСТ».
9. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам правоохранительной службы и присвоения классных чинов, воинских и специальных званий, права ношения форменной одежды военнослужащими и сотрудниками иных государственных органов» от 6 января 2011 года. — Информационная система «ЮРИСТ».
10. Закон Республики Казахстан «Об органах юстиции» от 18 марта 2002 года — Информационная система «ЮРИСТ».
11. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года. – Результаты опроса оглашены в ходе проведения «круглого стола» на тему: «Актуальные проблемы совершенствования организационно-правовой основы деятельности системы правоохранительных органов Республики Казахстан», проведенного Министерством юстиции Республики Казахстан совместно с ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан» 19 апреля 2011 года.
12. Закон Республики Казахстан «О Внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Казахстан» от 23 июня 1992 года. — Информационная система «ЮРИСТ».
13. Закон Республики Казахстан «О пожарной безопасности» от 22 ноября 1996 года. — Информационная система «ЮРИСТ».
14. Озвучено в ходе проведения круглого стола на тему: «Актуальные проблемы совершенствования организационно-правовой основы деятельности системы правоохранительных органов Республики Казахстан», проведенного Министерством юстиции Республики Казахстан совместно с ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан» 19 апреля 2011 года.
15. Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан». — Информационная система «ЮРИСТ».
16. Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе» от 6 января 2011 года. — Информационная система «ЮРИСТ».