Обеспечение жильем военнослужащих имеет большое значение в настоящее время, когда практически не ведется строительства жилья государством, а приобретение его в собственность недоступно всем без исключения из-за неоправданно высоких цен на недвижимость, искусственно «подогреваемых» спекулятивными сделками. Законом РК «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей» предусмотрено обеспечение офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих-женщин, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и их семей жилыми помещениями за счет государства. Ввиду того, что государство предоставляет жилища в подавляющем большинстве в пользование, возникает вопрос о том, где можно приобрести подобное жилище и на каких условиях.
Давайте рассмотрим случаи приобретения военнослужащими жилья в собственность, так как именно право собственности является конституционным правом граждан Республики Казахстан.
Законом РК «О жилищных отношениях» № 94-1 от 16.04.1997 г. предусмотрены следующие основания приобретения жилищ в собственность
гражданами:
1) строительство дома (части дома);
2) совершение сделки купли-продажи, обмена, дарения, отчуждения с условием пожизненного содержания и других гражданско-правовых сделок, не противоречащих законодательству;
3) получение жилища по наследству или в порядке универсального правопреемства;
4) приобретение в собственность нанимателем жилища или жилого помещения в доме государственного или жилищного фонда путем приватизации (выкупа или безвозмездной передачи);
5) внесение членом жилищного (жилищно-строительного) кооператива всей суммы паевого взноса за жилое помещение;
6) предоставление жилого помещения в собственность в силу договорного обязательства, в том числе договора об участии гражданина своими средствами или трудом в строительстве дома;
7) предоставление жилища юридическими лицами, основанными на негосударственной форме собственности, в собственность своему работнику или иному лицу путем продажи или безвозмездной передачи;
8) предоставление жилища государством или юридическим лицом, основанным на государственной форме собственности, в собственность своему работнику или иному лицу на условиях, установленных законодательством;
9) предоставление жилища в качестве компенсации за утрату жилища, находившегося в частной собственности, вследствие сноса или реквизиции;
10) по другим основаниям, не запрещенным законодательными актами Республики Казахстан» {см. статью 12 Закона РК «О жилищных отношениях»).
Из вышеприведенного перечня к возможностям приобретения жилища военнослужащими можно применить менее половины.
Подобное положение обусловлено тем, что военная служба проходит, как правило, в местностях, расположенных вне населенных пунктов, и не всегда проходит в одном и том же месте в течение срока службы. Поэтому военнослужащие, даже и желающие приобрести земельный участок в собственность или пользование для постройки дома, не всегда могут это сделать, во-первых, из-за характера службы; во-вторых, заработная плата, выплачиваемая военнослужащим в настоящее время, не позволяет в достаточно короткий срок собрать необходимую сумму, позволяющую построить дом, отвечающий современным техническим, санитарным и иным требованиям и уровню комфортности. Одним из выходов из такого положения могло бы стать предоставление кредитов (а еще лучше — денежных ссуд) на постройку жилья военнослужащим. Но банки второго уровня в республике подобных банковских услуг не оказывают, а на уровне закона соответствующие льготы для военнослужащих не предусмотрены. Позволить себе в настоящее время строительство дома могут только очень обеспеченные военнослужащие.
Приобретение жилища в результате гражданско-правовых сделок также не всегда доступно широкому кругу военных.
Во-первых, подобное приобретение если и предполагается, то место, где расположено жилье, выбирается в достаточно больших населенных пунктах. А в таковых цены на жилье очень высоки.
Во-вторых, непостоянный характер пребывания военных в одном и том же населенном пункте не позволяет рассчитывать на длительность проживания в приобретенном жилье, а услуги по управлению жилищами третьими лицами в нашей республике не развиты.
В-третьих, и об этом уже говорилось выше, — отсутствие достаточно высокой заработной платы, позволяющей без усилий приобрести жилище без помощи кредитов банков.
Следует также отметить, что и при возможности получения кредита в банках второго уровня, отсутствие у последних филиальной сети по всей республике затрудняет погашение такового, а военнослужащие до выхода на пенсию в своем большинстве вынуждены переселяться с одного места жительства на другое в зависимости от направления по службе.
Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод о том, что такое основание приобретения жилища военнослужащими как строительство жилого дома или квартиры в жилищно-строительном кооперативе, или путем участия в долевом жилищном строительстве в большинстве случаев недоступно в силу различных причин, названных выше.
Иные способы приобретения жилища в собственность могут иметь место либо после получения военнослужащим квартир или иных жилищ от государства и последующей приватизации такового жилья, либо при работе военнослужащего в ином месте, кроме основного места службы, что противоречит действующему законодательству.
Одним из способов приобретения жилища для военнослужащего является получение квартиры или дома от государства.
Статьей 12 Закона РК «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей» (а названный закон действует с 1993 года) предусмотрено, что «офицеры, прапорщики, мичманы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, их семьи обеспечиваются жилыми помещениями за счет государства». Сама норма, предполагающая получение жилого помещения от государства, в настоящее время трудновыполнима, так как целевым назначением военному ведомству никто готовых квартир не выделяет. Строить же жилье за счет средств Министерства обороны допустимо {в том числе и за счет тех денег, которые могут быть выделены по целевому назначению для строительства и приобретения жилья военнослужащими). Но если подобное строительство и осуществляется, то делается это только теми субъектами, кто имеет доступ к распоряжению денежными средствами ведомства, и, преимущественно, в столице. До большей части военнослужащих, проходящих военную службу вне столицы, такие средства просто не доходят.
В самом государстве государственного жилищного фонда как такового практически нет, так как бывшие государственные жилища приватизированы, а нового строительства, которое бы в достаточном количестве предоставляло местным исполнительным органам жилища, в том числе и для передачи их военнослужащим, не ведется. Имеющаяся программа государственного участия в жилищном строительстве не рассчитана на достаточное обеспечение жильем военнослужащих, так как каких-либо нормативных документов, регламентирующих выделение определенной части вновь построенного жилья именно для военных, увольняющихся с военной службы, не имеется. Для сравнения, в период до развала СССР местные исполнительные органы в обязательном порядке получали до 10% вновь вводимого на их территории жилья именно для предоставления такового для военнослужащих, увольняющихся с военной службы.
Тем не менее, могут быть единичные случаи, когда военнослужащие, обеспеченные жилыми помещениями в домах государственного жилищного фонда, имеют право получить их в собственность, за исключением жилых помещений, расположенных в закрытых и обособленных военных городках, на пограничных заставах и в комендатурах, после увольнения с воинской службы. Делается это в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, Военнослужащие, уволенные с воинской службы и имеющие выслугу1 20 и более лет в календарном исчислении, имеют право получить в собственность занимаемое жилое помещение безвозмездно. Для военнослужащих возможность приватизации такого жилья требует наличия выслуги лет и выхода в отставку либо по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и наличия военного стажа для получения пенсии по выслуге лет или по совокупности стажа военной службы и трудового общего стажа. Получить же жилье в одном месте и сохранить его за собой при переводе в другую местность для военнослужащего практически невозможно (в редчайшем случае может быть разрешение на уровне первого руководителя соответствующего министерства или ведомства только для отдельных лиц). И хотя Законом РК «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей» предусмотрено выделение нового помещения при переводе из одной местности в другую после сдачи жилья по прежнему месту службы, предоставление его по новому месту службы не всегда происходит сразу после прибытия по назначению.
Гарантированность социальных прав военнослужащих, в частности, на жилище не подкреплена соответствующими нормами иных законов, что приводит к постоянному нарушению этого права. О не предоставлении определенного процента вновь вводимого жилья местным исполнительным органам говорилось выше. В настоящее время подобных нормативов нет.
Наем или аренда жилья в частном секторе (или, как принято сейчас называть, на вторичном рынке жилья) для военнослужащих в настоящее время нереальна из-за высокой стоимости такового. Прежней редакцией последних предложений абзаца четвертого статьи 12 Закона РК «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей» предполагалась оплата жилищ, снимаемых в наем (в поднаем) в частном секторе. Подобная оплата производилась в суммах, равнозначных оплате жилья в государственном жилищном фонде, а если квартирная плата превышала подобные суммы, то расходы оплачивались по факту платежа, Но с введением так называемых «коммунальных» пособий на оплату и содержание жилья и установлением минимального их размера вне зависимости от рыночных расценок, возможность оплачивать жилище из заработной платы военнослужащих резко сократилась, если не сказать, что она практически нереализуе-ма. Для разрешения подобных проблем необходима специальная программа по обеспечению жильем военнослужащих и членов их семей, начиная с установления специальных (их можно назвать «жилищных») выплат, которые могли бы позволить военнослужащим, не имевшим жилья до поступления на службу, приобрести его за время нахождения на таковой.
Итак, можно сделать определенные выводы.
Первое — приобретение жилищ военнослужащими в собственность в настоящее время реально возможно только путем приватизации квартир (служебных или приравненных к служебным) или домов, полученных от государства. И такое возможно только при увольнении со службы тех, кто имеет соответствующую выслугу лет в календарном исчислении 20 лет (см. часть восьмую статьи 12 Закона РК «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей».
Второе — не меняя политики государства в обеспечении условий для возможности приобретения жилищ на собственные средства, нереализуемо право лиц-военнослужащих со средним достатком на приобретение жилища.
Третье — необходима качественно новая политика в процессах обеспечения жилищами лиц-военнослужащих, не имеющих достаточных денежных средств на банковские кредиты.
Не изменяя существующие параметры финансирования, закрепленные в бюджете государства на три года, только организационными и административными способами можно предпринять попытки несколько исправить ситуацию.
Предлагаю следующие меры.
1. В административном порядке установить положение о том, что из жилья, возводимого на средства в соответствии с государственной жилищной программой, определенный процент должен быть предоставлен военнослужащим, увольняющимся с военной службы по основаниям, предусмотренным законодательством (за исключением увольнения со службы по отрицательным причинам). При этом необходимо сохранить возможность безвозмездного получения подобно жилья военнослужащими, имеющими право на его приватизацию.
Подобный процент может быть различным в зависимости от места нахождения жилья, и предусматривать возможность реализации политики государства для организованной миграции трудоспособного квалифицированного населения а определенные населенные пункты в государстве.
Выше изложенное предложение должно согласовываться с политикой государства о реализации государственных программ, в том числе и для заполнения вакансий при строительстве новых объектов экономики, привлечения специалистов сельскую местность и тому подобное. При этом государство вправе предусмотреть более льготные условия передачи подобного жилья в собственность бывшим военнослужащим в более короткие сроки, чем, скажем, в городах Алматы и Астана,
2. К организационным моментам можно отнести также вменении обязанности для кадровых служб воинских частей в обязательном порядке за 3 года до увольнения военнослужащего с военной службы оформлять документы по постановке таких лиц на учет в местных исполнительных органах (акиматах). При этом необходимо предоставить военнослужащему право выбора, — в каком городе он желает получить жилье, Условием выполнения данного положения является установление обязанности для местных исполнительных органов при предъявлении документа установленного образца принимать такого военнослужащего на учет в данном населенном пункте (это повторение бывшей «советской» схемы обеспечения жильем военнослужащих, увольняющихся со службы по выслуге лет, достижения предельного возраста пребывания на службе, по болезни или при признании ограниченно годным).
3. Организационной мерой можно также назвать вменение обязанности акимам населенных пунктов совместно с местной военной администрацией (военкоматами) выявления бесхозяйно содержимого жилья, постановке его на баланс местного исполнительного органа (в порядке, установленном гражданским законодательством, то есть через суд), и использования такового для обеспечения жильем нуждающихся военнослужащих. Имеющиеся в настоящее время нормы закона «О местном государственном управлении и самоуправлении» содержат общие фразы о реализации социальной политики, поэтому на будущее нужно предусмотреть установление подобной нормы в законе.