Вхождение в мировую образовательную систему сопровождается решением проблемы повышения качества образования, что обусловлено необходимостью обеспечения конвертируемости отечественных документов об образовании за рубежом. Повышение качество образования, в том числе и педагогического, обеспечивает конкурентноспособность на международном рынке товаров и образовательных услуг, определяемых растущей глобализацией экономических отношений, интернационализацией высшего образования. Реалии жизни требуют пересмотра и модернизации системы высшего образования с целью повышения его качества. Общеизвестно, что качество, возведенное в ранг национальной идеи, позволило ряду стран, оказавшихся в состоянии экономической депрессии, успешно выйти из кризиса. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы именно в казахстанском обществе формировались образы, стандарты высококачественного образования.
Современные концепции качества высшего образования подчеркивают его многоаспектный, многомерный, многомодельный характер. Для практических целей в связи с планированием качества образования Международный институт планирования образования предложил понимать под качеством образования «качество изменений в учебном процессе и в среде, окружающих обучающихся, которые можно зафиксировать как улучшение их знаний, умений и ценностей.
Система оценки качества образования в Казахстане только начала создаваться, пока еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерениям. Вместе с тем, учеными республики проводится большая работа по изучению передового опыта по проблемам качества профессионального образования в странах СНГ и дальнего
зарубежья.
Очевидным становится то, что нельзя рассматривать высшее образование и качество подготовки специалистов только по национальным критериям. Сегодня эксперты говорят о включении международного измерения, о необходимости международных норм качества при одновременной защите многообразия высшего образования от унификации. Показатели качества высшего образования, на наш взгляд, должны отражать наряду с глобальными ценностями специфические особенности каждой отдельной культуры, национальной структуры образовательной системы. Без этого невозможно поддерживать и развивать международные образовательные стандарты. Говоря о казахстанской образовательной системе, следует учитывать новые тенденции в интеграции образовательных систем государств — участников СНГ и Балтии. Системы высшего образования в будущем, а возможно и сейчас, должны иметь высокий потенциал совместимости. По мнению многих исследователей, российской высшей школе придется испытать на себе воздействие европейской системы о образования, а это, естественно, скажется и на казахстанской системе высшего образования. Реформы отечественной системы образования убеждают нас в том, что многие направления развития, требования к профессиональному образования пересекаются с общемировыми и российскими тенденциями обновления всей системы образования, в том числе и высшей школы. Необходимо возродить и укрепить интеллектуальные, культурные социальные и технические основы сотрудничества между государствами, входящими в состав СНГ.
Социально-экономические и политические преобразования, осуществляемые в нашей стране, требуют сегодня разработки новой парадигмы развития высшего педагогического образования. Поэтому вопросы качества педагогического образования относятся к числу актуальных проблем, ибо роль и значение государства в XXI в. определяется наряду с техническими разработками и человеческим фактором, его творчески-образовательным потенциалом. Сегодня необходим глубокий теоретический анализ современной педагогической реальности и с учетом потребностей общества в высококвалифицированных, конкурентноспособных педагогах. При этом необходимо определить, что является первостепенным и сохраняет свое значение, а что необходимо изменить под влиянием новых тенденций в педагогической системе, выявить причины, негативно влияющие на подготовку педагогических кадров. На сегодня существует немало подходов к внедрению системы менеджмента качества образования., но ни один из них не имеет преимущества перед другими. Учитывая широкую распространенность стандарта 180 9001:2000 в реальном секторе мировой экономики, целесообразно выбрать его в качестве базовой модели для системы менеджмента вуза, занимающегося проблемами подготовки педагогических кадров. При этом необходимо придерживаться основных принципов менеджмента качества 130 9001:2000 применительно к подготовке педагогических кадров. К таким принципам относятся:
* ориентация на потребителя ( в данном случае потребителями образования являются государство, студенты, родители, а также работодатели — в лице руководителей образовательных учреждений);
* активная роль руководства;
* вовлечение ППС и студентов;
* процессный подход;
* системный подход к управлению;
* стремление к постоянному улучшению;
* объективные факты и др.
Внедрение системы менеджмента качества осуществляется в несколько этапов.
1. Мотивация и приверженность руководства вуза проблемам качественной подготовки педагогических кадров.
2. Формирование руководящей комиссии, в состав которой должны войти представители всех подразделений, отвечающих за подготовку педагогических кадров.
3. Назначение координатора менеджмента качества, который обязан отчитываться перед руководством и комиссией. Немаловажным являются его коммуникативные способности и умение пропагандировать систему качества. 4. Обоснование внедрения и области распространения системы. На данном этапе комиссия должна установить причины внедрения системы менеджмента качества, определить область распространения системы, обосновать необходимость сертификации СМК и обозначить дату завершения этапов внедрения системы, включая ее сертификацию.
5. Внутренний аудит, результатом которого должно быть стремление к дальнейшему улучшению, готовность к проведению внешнего аудита.
6. Подготовка к сертификации. На этом этапе устанавливаются основные функции системы, управление которыми осуществляется с использованием документированных методик.
7. Разработка руководства по качеству.
8. Обеспечение участия ППС, что предполагает разъяснение целей и плана внедрения системы, а также обучение персонала пользованию письменными методиками.
9. Разработка методик и планирование их внедрения с соответствующими сроками.
10. Внедрение системы.
Творческой группой ВКГУ им.С.Аманжолова разрабатывается система менеджмента качества образования университета согласно стандарта серии ИСО 9000.
На основе изучения зарубежного и отечественного опыта разработки проблем качества проведено анкетирование студентов — сделан диагностический срез с целью выявления субъективных индикаторов образования.
В настоящее время определены экспериментальные учебные группы, начато обследование студенческого контингента, планируются другие виды исследовательской работы.