Стратегии независимости, с которыми выступил Президент Н.А.Назарбаев легли в основу видения модернизации современного казахстанского общества и укрепления государственности нашей страны в условиях нового мира. Широкую известность получила «Стратегия развития Казахстана до 2030 г.». Современная история независимости Казахстана во многом является результатом успешного решения стратегических задач поступательного развития казахстанского общества. Ежегодные Послания Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева казахстанскому народу сегодня следует расценивать как важные документы современной истории. Их историческая значимость состоит в том, что благодаря реализации положений Посланий стал возможен такой феномен как «Казахстанский путь». Задача ученых-историков, обществоведов республики — исследовать, обобщить и сделать достоянием истории эти важные источники.
Согласно принятой в августе 1995 г. Конституции, Президент Республики Казахстан обращается с ежегодным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики Республики [статья 44, п.1]. Подобная практика, имеющая аналогии и в других странах, стала осуществляться и в Республике Казахстан. Последовавшие после «Стратегии развития Казахстана до 2030 г.» Послания Президента народу страны были посвящены анализу ситуации и перспективам внешней и внутренней политики. В ряде случаев, с учетом актуализации отдельных задач, выделялись конкретные приоритеты. Соответственно все это находило отражение в названии самих Посланий:
• 1997 г. — «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» («Стратегия развития Казахстана до 2030 г.»).
• 1998 г. — «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики».
• 1999 г. — «Стабильность и безопасность в новом столетии»;
• 2000 г. — «К свободному, эффективному и безопасному обществу».
• 2001 г. — «О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год».
• 2002 г. — «Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год».
• 2003 г. — «Основные направления внутренней и внешней политики на 2004 год».
• 2004 г. — «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации»;
• 2005 г. — «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации».
2006 г. — «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии».
• 2007 г. — «Новый Казахстан в новом мире».
• 2008 г. — «Повышение благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики».
• 2009 г. — «Через кризис к обновлению и развитию».
• 2010 г. — «Новое десятилетие — новый экономический подъем — новые возможности Казахстана».
• 2011 г. — «Построим будущее вместе!».
Подробный анализ реализации Посланий Президента является предметом специального исследования. Тем не менее, индикаторами реализации «Стратегии развития Казахстана до 2030 г.» и последующих Посланий Президента могут служить общие показатели, которые имеют место в развитии независимого государства Республики Казахстан.
Казахстан является первопроходцем и лидером среди постсоветских стран в успешном преобразовании прежней плановой экономики, построении рыночной экономики, реализации пенсионной и коммунальной реформ, развитии современной, передовой банковской системы, привлечении инвестиций. Признанием эффективности проведенных в республике институциональных реформ стало присвоение Европейским Союзом Казахстану в 2000 году статуса страны с рыночной экономикой.
В результате последовательных реформ в Казахстане была сформирована устойчивая экономическая система. С конца 1999 г. и в последующие годы в Казахстане отмечался экономический рост. Как видно из данных ООН и независимых казахстанских экспертов, динамика уровня жизни в постсоветский период в Казахстане следующая: Первый этап (1990-1995 гг.) — падение всех показателей человеческого развития, смещение Казахстана с 54-го на 93-е место в мире по ИЧР. Второй этап (1995-2004 гг.) — рост показателей и передвижение на 80-е место.
В политической сфере Казахстана был намечен ряд реформ, направленных на большую синхронизацию экономических и политических преобразований. Президент Казахстана четко обозначил курс на проведение в стране масштабной политической реформы, которая будет способствовать подлинной консолидации общества.
Основные направления программы политических реформ отражены в выступлениях Н.А.Назарбаева в 2005-2006 гг. и включают следующие положения:
• выборность акимов (глав администраций городов и районов);
• расширение состава парламента и его полномочий (в частности усиление контроля за деятельностью исполнительной власти, широкое участие в формировании правительства);
• расширение функций местной представительной власти;
• реформа судебной системы;
• масштабная борьба с коррупцией.
В рамках реализации заявленных политических реформ осенью 2005 г. был издан Указ Президента Казахстана о проведении этого «в порядке эксперимента» выборов 30% районных акимов.
24 марта 2006 г. состоялось первое заседание Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ в Казахстане. В отличие от прежних организационных форм взаимодействия, диалога власти с оппозицией, которая велась через деятельность Постоянно действующей комиссии по вопросам демократизации (ПДС, 2002 г.) и Национальной комиссии по вопросам демократизации (НКВД, 2005 г.) изменился формат Комиссии. Во-первых, она отныне стала государственной. Во-вторых, в ее работе и заседаниях стал принимать непосредственное участие сам Президент страны, на чем прежде настаивала оппозиция.
Достоянием истории стали авторитетные зарубежные оценки политического развития Казахстана в начале 2000-х годов. Так, прибывший в Астану в ноябре 2005 г. первый Вице-председатель Европейского Парламента Алехо Видал-Квадрас Рока на брифинге заявил: «Европейский парламент положительно оценивает процессы демократических преобразований, эволюции политической ситуации и качество демократических институтов в Казахстане».
28 февраля 2007 года Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев выступил в Парламенте с традиционным ежегодным посланием к народу Казахстана. Он, в частности, подчеркнул, что в 1997 году, в первом послании было изложено видение будущего Казахстана
— Стратегия развития до 2030 года, которая исходила из необходимости четкого определения траектории развития страны.
Н. А. Назарбаев акцентировал внимание на успешном завершении Казахстаном переходного этапа и начале уверенного входа в качественно новый этап своего развития. В настоящее время на повестке дня стоят принципиально более высокие .общественные задачи, которые диктуются как логикой развития самой страны, так и более широким, глобальным контекстом. Современные вызовы и угрозы настоятельно требуют более динамичной модернизации всей системы социально-экономических и общественно-политических отношений, что позволит Казахстану сохранять лидирующие позиции на постсоветском пространстве и в Центральной Азии, стать одним из наиболее конкурентоспособных и динамично развивающихся государств мира.
В первой части Послания большое внимание уделяется социальным вопросам. В частности, с 1 января 2008 года:
— в два раза повышается размер единовременного пособия в связи с рождением ребёнка до 34740 тенге (1 долл. США — 124 тенге);
— в среднем на 164% (при рождении первого ребенка — на 177%, второго — 167%, третьего
— 159%, четвертого и более ребенка — 153%) увеличиваются ежемесячные пособия по уходу за ребёнком до достижения им одного года;
— вводится обязательное социальное страхование беременности, родов и материнства для работающих женщин;
— увеличивается размер базовой пенсии и планируется его сохранение на уровне 40% от прожиточного минимума. Базовая пенсия повышается на 35 %, минимальные пенсионные выплаты (базовая плюс минимальная солидарная пенсия) — на 15%, средний размер солидарной пенсии — на 25%. Сохраняется индексация пенсионных выплат, которая осуществляется с опережением прогнозируемого роста индекса потребительских цен на 2%.
Кроме того, на 30% повышается зарплата работников бюджетной сферы, вводится выплата пособий на оздоровление при уходе в трудовой отпуск в размере одного должностного оклада для работающих в таких сферах, как образование, социальное обеспечение, здравоохранение, культура и спорт, увеличивается категория лиц, выработавших свой стаж во вредных и тяжелых условиях труда, которым будут выплачиваться специальные пособия в размере восьми месячных расчётных показателей для социального обеспечения.
Общая потребность средств на увеличение всех перечисленных социальных выплат в 2008 году составит порядка 108 миллиардов тенге. Развитие социальной инфраструктуры возводится в ранг стратегической задачи страны. Правительству поручено, в течение трёх лет построить 100 школ и 100 больниц в регионах, особо нуждаются в этих объектах.
Во второй части Послания основной акцент делается на ускоренную всестороннюю модернизацию Казахстана, что должно способствовать его выходу и надежному закреплению на внешних рынках, чтобы обеспечить достойное место Казахстана и казахстанцев в современном мире, рост благосостояния, существенное повышение уровня жизни всего населения страны. В 2006 году была сформулирована и начата работа над общеказахстанским проектом по ускоренному продвижению в сообщество пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира и укрепление позиций Казахстана в качестве его постоянного члена. Для этого предстоит прагматично и взвешенно определить и использовать реальные и перспективные конкурентные преимущества Казахстана на всех уровнях экономики — как сегодняшние, так и потенциально возможные.
Для того чтобы Казахстан стал действительно неотъемлемой и динамичной частью мировых рынков товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, современных идей и технологий, Н.А.Назарбаев поручил Правительству решить десять главных задач:
характера конкурентоспособности экономики, а также обеспечить жёсткий контроль её исполнения. Стратегия должна исходить из конкретных конкурентных преимуществ отдельных секторов и производств экономики РК и учитывать тенденции мирового развития и конъюнктуры внешних рынков. Нужно выйти на новый уровень устойчивости и конкурентоспособности финансовой системы в условиях либерализации, создать эффективно работающий фондовый рынок. Обеспечить вступление в ВТО на выгодных для Казахстана условиях, скорейшее и широкое внедрение международных технических стандартов.
Поставлена задача превратить Казахстан в «региональный локомотив» экономического развития и сделать его успешным «игроком» мировой экономики, четко определить роль и место госхолдингов в формировании конкурентоспособной экономики. Вести поиск реальных казахстанских «ниш» в системе мирового хозяйства, участвовать в крупных передовых проектах с зарубежными партнёрами. При этом основное внимание предлагается сосредоточить на рынках России, Китая, Центральной Азии, Каспийского и Черноморского регионов. Экономическая интеграция в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ШОС остаётся главным ориентиром в торговле. Предлагается создать Евразийский экономический союз государств.
Подтверждена линия проведения дальнейшей ответственной и взаимовыгодной энергетической политики. Сделан акцент на то, что развитие углеводородного сектора, привлечение иностранных и местных инвесторов напрямую должно увязываться с диверсификацией экономики и через эту призму решать важнейшие задачи по созданию новых перспективных производств. Поручено разработать целостную стратегию дальнейшего укрепления позиций Казахстана в региональном, а затем и в мировом энергетическом пространстве. При этом главным вопросом развития энергетики и нефтехимии Казахстана указывается повышение прибыльности этих секторов через увеличение добавленной стоимости энергопродуктов.
Дано указание разработать генеральную стратегию реализации «прорывных» инвестиционных проектов в приоритетных несырьевых секторах экономики. С учётом новых экономических условий и приоритетов оценить эффективность реализации Стратегии индустриально-инновационного развития. Перейти от пилотного финансирования отдельных проектов по индустриальной диверсификации к ее масштабному финансированию.
Отмечена необходимость существенного повышения качества управления стратегической инфраструктурой, учитывая, в первую очередь, конкурентность отечественных компаний — потребителей инфраструктурных услуг, а также интересы международной экономической интеграции Казахстана. Необходимо определить региональные центры экономического роста и конкурентоспособности, подчинив их развитие интересам экономики страны в целом.
Поручено добиться предоставления качественных услуг образования по всей стране на уровне мировых стандартов, создать действенную систему аккредитации и аттестации учебных заведений на международном уровне. Построить новый университет мирового класса и привлечь лучших отечественных и зарубежных преподавателей. Проводить единую государственную стратегию, направленную на внедрение высоких технологий и поддержку инноваций. При этом подчеркнуто, что приоритетное развитие точных и инженерных наук в сфере высшего образования — это обязательное условие нового этапа развития.
многодетных и малообеспеченных семей, инвалидов, которая будет осуществляться также на принципах улучшения качества медицинских услуг и развития высокотехнологичной системы здравоохранения, а также совершенствования накопительной пенсионной системы и создания рабочих мест. Начать ускоренное строительство жилья для работников бюджетной сферы через систему жилстройсбережений.
Президент очень подробно остановился на вопросе дальнейших системных политических реформ, при этом подчеркнул особенности и характерные черты казахстанского пути, заключающиеся в сохранении президентской формы правления, поэтапности реформ, сбалансированности принимаемых решений, общенациональном диалоге и консолидации основных политических сил. Главной целью политических преобразований в Казахстане является движение к такой современной демократической форме власти, которая сможет обеспечить наиболее эффективную систему управления обществом и государством, одновременно сохраняя политическую стабильность в стране и обеспечивая все конституционные права и свободы ее граждан.
В целом в предстоящий период демократические реформы будут идти по следующим направлениям:
— расширение полномочия Парламента за счет участия в формировании Конституционного Совета, Центральной избирательной комиссии, Счётного комитета, Правительства и, в целом, в вопросах утверждения и контроля за исполнением бюджета.
— повышение роли политических партий. Предлагается расширить полномочия партийных фракций, финансировать из республиканского бюджета политические партии, прошедшие в Парламент, расширить партийный список при выборах в Мажилис (нижняя палата Парламента).
— совершенствование судебно-правовой системы путем введения с 2007 года суда присяжных, передачи санкционирования ареста суду, постепенного перехода к судопроизводству современного и открытого типа.