Древняя Русь возникла в IX в. как объединение восточнославянских союзов и племен, Она развивала политические и культурные отношения со славянскими странами — Польшей, Чехией, Далмацией, Сербией, Болгарией. Последняя, через территорию которой проходили пути русских купцов, раньше других придунайских стран соприкоснулась с Русью.
К началу IX в. руссы разработали свою собственную форму договоров, так называемую «роту» — клятву, которая являлась устной формой соглашения и соответствовала международным дипломатическим обычаям, бытовавшим у «варварских», нехристианских государств.1 Соглашения этого периода позволяют характеризовать их как местные соглашения, в которых можно обнаружить черты неразвитого «полевого мира», следовавшего после военных действий. Они содержали в основном статьи о возвращении пленных, встречающиеся в дипломатической практике различных народов с древнейших времен. Русь практиковала локальные миры с соседними странами, положив начало собственным дипломатическим традициям.
В древности русские летописцы выполняли нередко посольские поручения, и вследствие этого летописи могут служить источниками дипломатической службы. Отголоски ранних контактов Руси со славянскими странами сохранились в таких источниках, как «Повесть временных лет», «Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов», «Устюжский летописный свод». В русских летописях содержатся сведения о посещении Киева славянскими посольствами, которые направлялись редко, с разовыми поручениями, в Венгрию, Чехию, Польшу. Обычно локальные устные миры скреплялись династическими браками. К примеру, русско-польский договор X в. был скреплен двумя династическими браками: женитьбой Казимира I на сестре Ярослава Мудрого и киевского князя Изяслава на сестре Казимира.1 Обычай заключения славянских матримониальных связей со временем превращался в устойчивую традицию, и такие браки преследовали политические цели, обеспечивая потенциальных союзников. Славянские народы, не знавшие еще письменных форм договоров, обменивались послами, заключали устные соглашения. Справедливо замечание А.Н.Сахарова о том, что нет ни одной детали, которая указывала бы на дипломатическую практику X в. с ее письменными договорами и длительными посольскими переговорами по крупным межгосударственным проблемам, которые старались решить князья киевские.2 Зато многое из переговорной практики руссов роднит их с «военной демократией», с практикой походов антов, аваров, хазар, протоболгар в период формирования их государств.3 Руссы вплоть до X в. осваивали мирные соглашения, относящиеся к «додоговорной» дипломатической практике.
Особые отношения связывали Русь с Византией, цивилизаторская роль которой явилась масштабной. Влияние Константинополя было особенно сильным в области церковной идеологии. Он оказал культурное влияние не только на духовную жизнь Руси, но и на дипломатическую практику.
Еще в первой трети )Х в. заметным явлением в развитии древнерусской дипломатии явилось посольство, направленное в столицу Византии к императору Феофилу (829-842 гг.) и затем последовавшее к королю франков Людовику Благочестивому (814-884 гг.). Посольство состояло из варягов, это объяснялось тем, что выходцы из Скандинавии были более опытными в дипломатии, чем руссы, и вследствие этого они несли посольскую службу у них в течение многих лет. Посольство прибыло с целью установления регулярных отношений с Византией. Встретив радушный прием в столице империи, послы отправились с византийским посольством к франкам, имея при себе послание императора Феофила и дары ко двору короля Людовика Благочестивого.
Подобная практика сопровождения посольств была обычной в средневековье. Епископ Пруденций сообщает: «послал он (император Феофил) с ними (послами), также неких людей, которые говорили, что их (народ) зовут росс и которых, как они говорили, царь их, по имени Хакан, отправил к нему (Феофилу) ради дружбы». Послы представили Русь как государство, во главе которого стоял Хакан что соответствовало тюркской владетельной терминологии. Как подчеркивает Панда Р.Г., князья, принимавшие титул кагана, многое заимствовали из политической практики хазар и половцев. В X в, они именовались хакан-рус, т.е. русский каган. Русские князья сознательно с середины IX в. претендовали на титул каган, который приравнивался к императорскому. Эта традиция показывает механизмы политического воздействия тюрков и восходит к Тюркскому каганату, в частности, каганами именовались русские князья Владимир Святославович и Ярослав Мудрый, как подчеркивает В.Петрухин.
К первому договору «о мире и любви», заключенному с Византией, относится соглашение 860 г., которому предшествовал поход руссов на Константинополь. Он открывал новую страницу во взаимоотношениях двух стран. Условия договора предусматривали христианизацию Руси и выплату греками дани. Договор имел важное значение для Руси, ибо поднимал ее на уровень отношений с Византийской империей наряду с другими «варварскими» государствами причерноморского и балканского мира. Поход, совершенный князем Олегом в 907 г. при поддержке хорватов, тиверцев и других племен, закончился подписанием соглашения. Кстати, посольство, направленное князем Олегом для заключения договора в Константинополь, также состояло из варягов.
История русско-византийского договора 907 г. до сих пор вызывает оживленные споры ученых: они по-разному оценивают его содержание и место в системе восточноевропейской дипломатии. Думается, правы те исследователи, утверждающие, что это был словесный прелиминарный мир, перезаключенный в 911 году. Договор был заключен устно, но по существовавшей византийской традиции дополнен императорским хрисовулом (императорским пожалованием), что свидетельствовало в определенной мере о неравноправности заключенного соглашения. Хрисовулы являлись дипломатическими документами, где перечислялись обязательства Византии, но лишь в общих чертах, что позволяет думать о неравноправности договаривающихся сторон, тем более, что он заключался без предварительных переговоров.
По условиям договора 907 г. Русь получала право беспошлинной торговли с империей, восстановив с ней «мир и дружбу». Важными были в этом соглашении статьи о посольском и торговом статусе руссов в Византии. Договор был скреплен клятвами византийцев и киевского князя, устанавливая мирные отношения,
Справедливо отмечает А.Н.Сахаров, что следующее соглашение 911 г. явилось не только договором «мира и любви», но и «рядом», в котором регулировался широкий круг проблем между двумя государствами, которые предусматривали ответственность за грабеж, регулировали порядок помощи купцам, выкупа пленных, найма русских в византийское войско, выдачи преступников и др. Здесь же содержались и нормы берегового права, имевшего важное значение в средневековье. Таким образом, хотя Русь и не могла претендовать на полное дипломатическое равенство с империей, тем не менее заключению договора предшествовала посольская конференция, выработавшая принципы отношений между странами в политической, юридической, экономической, военной сферах.
Этим соглашением Русь обеспечивала своим послам, купцам, служившим в империи наемникам, личную безопасность, а также сохранность их челяди, имущества от хищения, отъема при жизни владельца или после его смерти. Данная статья является древнейшей нормой международного частного права средневековья, основанной на нормах византийского права.
В результате Русь подошла вплотную к освоению вершин византийской дипломатии — к письменной форме. Исследователи называли договор 911 г. равноправным межгосударственным соглашением. А.Н.Сахаров, сверивший протокольные формулы, конкретные статьи и процедуру заключения договора с аналогичными соглашениями Византии и Персии, также подтверждает его равноправный характер.2 Естественно о полном равноправии с Византией речь не могла идти хотя бы потому, что империя, подчинившая себе более двадцати соседних народов и племен, считала свое положение исключительным, и при заключении договора с любой из соседних стран византийская сторона оставалась определяющей. Об этом можно судить по тому факту, что все дипломатические документы того периода разрабатывались в недрах константинопольской канцелярии.
Для Руси договор 911 г. имел особое значение, ибо после этого русские посольства принимались при императорском дворе наравне с другими дипломатическими миссиями. Важным было признание Византией личной неприкосновенности послов, и с этого времени для русских посольств начинает действовать дипломатический иммунитет. Таким образом, Русь постепенно включается в орбиту международной дипломатической практики, а договор 911 г. представляет новую ступень в отношениях с Византией.
В ходе переговоров с греками руссы постепенно осваивали их сложный дипломатический арсенал адаптируясь к внешнеполитическим стереотипам. Из русских князей, кто наиболее успешно и полно смог использовать приемы и методы византийской дипломатии для осуществления своей внешней политики заметно отличился князь Святослав, В период его княжения руссы стали налаживать политические отношения со многими славянскими странами. Он умело пользовался слабостью одних и сильной стороной других. Так, во время похода на Дунай Святослав успешно продемонстрировал свое дипломатическое мастерство, заключив предварительно соглашение с Византией о нейтралитете, затем договорился с крымскими правителями и уграми, чтобы выступить против Болгарского государства и его союзников.
Византийская дипломатия очень тщательно следила за соответствием рангов иностранных правителей, в связи с чем русские князья придавали важное значение принятой при византийском дворе титулатуре. Так, если при Олеге (договор 911 г.) византийцы именовали русского князя «светлым», «светлостью», то в договоре 944 г. титул «светлость» исчезает, вследствие этого усилия киевских князей были направлены на борьбу за высокую титулатуру, на укрепление политического престижа Руси.
В русско-византийском договоре 944 г. уже содержалась статья, устанавливающая порядок направления посольств. Если до этого послы для удостоверения своей личности снабжались золотой печатью, то теперь они должны были предъявлять специальную грамоту своего князя.1 Здесь же предусматривалось, чтобы и купцы при посещении империи имели грамоту великого князя. Это соглашение включало не только статьи о «мире и любви», но и содержало «ряд» предыдущего договора, заключенного в 911 г.
Середина X в. в истории древнерусской дипломатии стала важным этапом. Данный период, в частности, интересен тем, что внешнеполитические акции государства были предприняты не в результате военных действий, а — в мирных условиях. В середине 50-х годов X в. русская миссия, возглавляемая княгиней Ольгой, прибывает в Константинополь (957 г.), Об этом визите сохранилось известие в книге «О церемониях византийского двора», основная часть которой была написана императором Константином Багрянородным, а также в хрониках Скилицы и Зонара. Это предприятие было продиктовано политическими и религиозными мотивами для поднятия престижа Руси. Княгиня решила принять крещение в Константинополе в присутствии императора и патриарха. Она получила благословение патриарха и была названа «дщерью», ей вручили в подарок триста рублей и золотое блюдо, о котором известно из придворного журнала, где указывались дары, преподнесенные во время визита русского посольства. Политическим итогом пребывания княгини в империи стала дальнейшая христианизация Руси.
С проникновением христианства Константинополь имел надежный рычаг влияния на внешнюю политику Руси, всячески отчуждая ее от католических стран Европы. Князья, по примеру византийских политиков, пользовались услугами церковников на дипломатической службе, которые приобретали все большее влияние на политику. После принятия христианства в Новгороде, Полоцке, Пскове церковники стали заметно влиять на внешнюю политику Руси.
Интерес представляет тот факт, что прослеживается связь между договором 971 г. и предыдущими русско-византийскими дипломатическими документами 907, 911, 944 годов. Обе стороны обращались вновь к нормам отношений, определенным всеми ранее подписанными соглашениями между ними. В соответствии с этим договор 971 г. содержал основные статьи ранних соглашений, но усиленный иными политическими реалиями. Необходимо иметь ввиду, что при восшествии на трон нового императора в Константинополе договоры с иностранными государствами вновь перезаключались.
В процессе развития политических отношений Руси с другими странами продолжали складываться дипломатические приемы, методы. Для руссов характерно в тот период сочетание военной силы с практикой переговоров и заключением договоров. Постепенно зарождается посольская служба, оформляется дипломатический иммунитет, складывается дипломатическая иерархия, в которой выделяются «соль» -посол «вестник» или «посольник» (посланник). По мере освоения византийской традиции договоры совершенствовались, включая новые элементы и статьи, содержащие гарантии от арестов и репрессий со стороны воюющих сторон по отношению к иностранным купцам, порядок уплаты пошлин, долгов, правила судоходства.
Дипломатическая служба Древней Руси развивалась в русле византийских традиций: русские князья охотно перенимали придворный церемониал и этикет империи, отличавшиеся особой пышностью и торжественностью.