Сельское хозяйство — крупная отрасль экономики. Часть доходов сельского хозяйства потребители тратят на продукты питания. Другая часть выступает как источник экспорта. Доля сельского хозяйства в валовом национальном продукте (ВНП) в Казахстане в 1992 г. составила 23,5%. Расцвет сельского хозяйства выражается в росте спроса, цены и доходов. Рост сельскохозяйственного производства происходит на основе научно-технического прогресса. Но не эластичность спроса и его отставание от предложения ведет к понижению цены и доходов.
Фермеры находятся во власти рынка, где происходит нарушение неэквивалентности в обмене. В послевоенный период произошло на основе самообеспеченности многих развивающихся стран ограничение импорта. На состояние сельского хозяйства оказывает влияние и внутренняя политика правительства. Так, повышение процентной ставки затрудняет положение фермеров.
Признак фермерской проблемы — низкие доходы. Они уступают во многих странах нефермерским доходам. Рост предложения происходит на основе научно-технического прогресса. Характер научно-технического прогресса в сельском хозяйстве: полная электрификация и механизация ферм, передовая технология обработки земли, ирригация, использование удобрений и т.д. Показатель прогресса: число людей, которых может обеспечить продукцией один фермер. В США в 1947 году оно составило 14 человек, а в 1987 году — 96 человек.
К разряду прогресса, достигнутого в сельском хозяйстве, относится быстрый рост производительности труда. В сельском хозяйстве, происшедший научно-технический прогресс является результатом государственного финансирования развития науки, образования, техники. Важное значение имеет соотношение спроса и предложения. Спрос определяется двумя факторами: доходами и ростом населения, Доля расходов на питание в различных странах различна. В развитых странах рост спроса соответствует темпам роста населения.
Происходит перемещение сельского населения, В США аграрное население в 1910 году составило 32,1 млн.человек, а в 1987 году 5 млн. В 1993 году в США в сельском хозяйстве работало 3 млн., в Российской федерации — 23 млн.человек. В Казахстане в 1992 году в сельской местности проживало 67 %, в том числе в южных областях 39,4% трудоспособного населения. Медленный отток сельского населения связан с ограниченностью применения труда в городах.
Этой отрасли экономики характерна ограниченность фермеров контролировать собственное производство. Здесь помехой служат: паводки, засухи, ущерб от насекомых и т.д. Они приводят к низким урожаям. Нестабильность производства, неэластичность спроса являются причинами нестабильности цен и доходов.
Колебания спроса в связи с циклическими изменениями в экономике влияют на цены и доходы. Ныне характерна зависимость сельского хозяйства многих стран от мировых рынков. Между народная политика может оказать влияние на спрос. Ныне характерны высокие темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве, повышение издержек производства, усиление конкуренции на рынке сельскохозяйственной продукции. Фермеры находятся во власти рынка. В этих условиях возникает необходимость помощи со стороны государства. Такая помощь оказывается в форме политики субсидирования сельского хозяйства. Эта политика охватывает вопросы цен, доходов, объемов производства, охраны и правильного использования почв и водных ресурсов, научных исследований, кредита, страхования урожаев. Но проблема сводится к проблеме цен и доходов. Эта проблема решается на основе политики стабилизации цены и доходов.
Основа сельскохозяйственной политики — концепция паритета — ежегодно данный объем производства должен давать тот же доход. Она предполагает, что соотношение цен должно быть постоянным. Паритет достигается на основе государством поддерживаемых цен на продукцию фермеров. Излишки продуктов покупаются правительством и вывозятся на мировой рынок.
В развитых странах фермы стали более крупными, капиталоемкими и интегрированными в отечественную и мировую экономику. Они зависимы от других отраслей, нуждаются в кредите. Важное значение имеет стабилизация доходов. Она достигается путем поддержания цен правительством. На западе дотируется производство всех продуктов питания. Государство поддерживает фермеров как важную часть национального потенциала, вроде науки и образования.
Кризисное состояние аграрного сектора Республики Казахстан было связано с коренной ломкой сложившейся системы организации и управления. Другая причина — отсутствие паритета цен. В период до перестройки хозяйства не возмещали, свои затраты на производство продукции в- условиях отсутствия эквивалентности в обмене. Цены на продукцию сельских товаропроизводителей были значительно ниже цен на продукцию промышленности, используемой на селе. В перестроечный период этот разрыв еще более увеличился. Сельскохозяйственные предприятия оказались на волне рыночной стихии, усиливавшей процесс дальнейшего их разрушения.
В результате обеспеченность страны в продуктах питания внутренним производством значительно снизилась. Так, в 2001 году, по официальным данным, обеспеченность внутренним производством составила (в %) по хлебопродуктам — 80,7, мясопродуктам — 57,2, по рыбопродуктам — 29,6.
В Казахстане в реформировании сельского хозяйства были допущены отклонения от мировой практики двоякого рода: игнорирование преимущества крупного производства и полная зависимость отрасли от рыночной стихии.
К наиболее приемлемым формам хозяйствования могут быть отнесены производственные кооперативы нового типа, акционерные предприятия, фермерские хозяйства. Как показывает практика развитых стран, благотворительная аграрная политика должна рассматриваться как функция государства, а не милость, оказываемая крестьянству.