Народному творчеству характерна синкретичность, т.е. слитность, нерасчлененность ремесел и прикладного искусства, поскольку жизнь любого народа не знала разделения на сферы материального и духовного производства. Именно таким и призван стать всякий человеческий труд — творческим. Когда идет речь о декоративно-прикладном искусстве, то часто его синтезируют с народным декоративно-прикладным искусством. Термин «народное искусство» означает художественную творческую деятельность трудового народа, а «декоративно-прикладное искусство» (от лат. dekoro — украшаю) -вид искусства, имеющий свой особый художественный смысл и свою декоративную образность (качественная особенность произведения искусства, определяемая его композиционно-пластическим и колористическим строем и выступающая как форма выражения красоты) и вместе с тем обслуживающий бытовые нужды человека. В единстве того и другого его сущность и специфика. К декоративно-прикладному искусству относят произведения, выполняемые из самых различных материалов. Термин «прикладное» как бы заранее предполагает, что это искусство прикладывается к чему-то. Заранее говорит о том, что сами предметы не могут быть искусством и становятся им только после того, как к ним прикладывается что-то извне, когда утилитарный предмет «украшается». Л.Д. Рондели характеризует народное декоративно-прикладное искусство как особую отрасль декоративного искусства, в которой творческий процесс протекает на основе потомственно передаваемой мастерами из народа целой системы традиционных художественных принципов, канонов, образов, орнаментальных мотивов, специфических признаков и особенностей, являющихся необходимым условием его существования и обеспечивающих художественные достоинства, самобытность, характерный, узнаваемый облик. «Народное декоративно-прикладное искусство не только плод умения, ремесла его создателей, но и неотъемлемая часть их жизни, повседневного быта. Рожденное природой и самой народной жизнью, оно, естественно, не может не быть в высшей степени национальным, не может не воплощать полноты этнической специфики».
Народное декоративно-прикладное искусство принадлежит одновременно и к духовному, и к материальному производству, имеет непосредственно созидательный характер. Его структуру составляет художественное ремесло -культура трудовых навыков и технических приемов художественной обработки различных материалов (шерсти, войлока, ткани, кожи, меха, дерева, металла, кости, рога и др.), вырабатываемых в процессе накопления творческого опыта мастеров, создателей художественных изделий, украшающих жизнь и быт народа, и вместе с тем несущих в себе определенную этническую нагрузку. Богатый мир предметов народного декоративно-прикладного искусства и образов, разнообразие форм и декора, заимствованных у природы и переданных специфическим художественным языком через мироощущения их создателей, отражают представления народа об окружающем мире и красоте, эстетический идеал народной культуры. Как отмечает российский искусствовед В.Е. Гусев, «… народные массы познают предмет своего искусства, прежде всего, как эстетически цельное и целостное, в совокупности всех или многих его эстетических качеств, в многогранности и сложности его эстетической природы».
Истоки народного декоративно-прикладного искусства своими корнями уходят в глубокое прошлое. Начиная с древности, человек в создаваемых изделиях удовлетворял не только свои насущные (бытовые) нужды, но одновременно и свои эстетические потребности (потребности в красоте). Этим и объясняется тесная взаимосвязь в народном декоративно-прикладном искусстве эстетической и утилитарной функций (красоты и пользы), образного мышления и технико-технологических умений безвестных народных мастеров и умельцев. Любуясь предметами народного декоративно-прикладного искусства, зритель не только созерцает, но и многое узнает о жизни народа, их общих эстетических идеалах (трудолюбие, уважение к людям труда, соблюдение обычаев и традиций, профессиональный артистизм ручного труда), определивших развитие культуры художественного ремесла.
Каждая вещь создавалась народом творчески. Красота в народном декоративно-прикладном искусстве выступает в единстве взаимосвязи формы и украшения предмета. Самым древним элементом народного искусства и видом украшения является орнамент -узор, в ритмическом повторе наносимый на изделие или являющийся его структурной основой. Отличительной особенностью народного декоративно-прикладного искусства является то, что оно никогда не существовало и не существует само по себе, в отличие от изобразительного искусства. Оно всегда привязано к повседневной жизни народа, создает и оформляет предметную среду специфическим художественным языком, отражает действительность в художественно-образной форме через условное, обобщенное изображение, дает эстетическое выражение трудовым процессам, бытовому укладу, обычаям и традициям и является неотъемлемой частью народной жизни. Народное декоративно-прикладное искусство не знает смены художественных стилей, хотя в ходе его эволюции появляются новые мотивы, происходит стилизация старых мотивов, усиливается их декоративный характер.
Народное декоративно-прикладное искусство живет веками. Его навыки передаются из поколения в, поколение, закрепляясь в сознании и руке мастеров. Индивидуальная изобретательность и импровизация, как правило, должны быть приняты и закреплены народным коллективом. В силу этого закрепляемая вековым отбором традиция переживает постоянные, но лишь частичные изменения (традиция в переводе с лат. означает элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценностные ориентации, идеи, обычаи, обряды).
Народное творчество базируется на истоках коллективизма. В народном искусстве, даже если предмет создавался одним автором, он являлся произведением не одной личности, а всего народа, проявляющего через личность свои художественные представления и идеалы. Даже индивидуальная одаренность каждого мастера, творца предмета передает себя в искусстве коллективном: рукой мастера водит многовековая художественная культура и опыт, а не только индивидуальные стремления и желания, что предохраняет его от случайных черт, проявляющихся в результате субъективности мастера, его творческой произвольности. Именно такое искусство, слагаемое из суммы творчества отдельных мастеров, и послужило базой его традиционности. В отличие от профессионального народное искусство характеризуется установившимися художественными приемами и принципами, выработанными в течение многовекового опыта жизни народных масс. «Как фактор, способный сохранить духовную общность разных поколений, традиционность ограждала народное искусство от посторонних явлений, жестко контролируя проникновение в народную культуру чуждых ей элементов и одновременно являясь надежным инструментом освоения этой культурой всего того, что могло органично войти в нее», — подчеркивает искусствовед А. Канцедикас.
Поскольку на современном этапе народное декоративно-прикладное искусство понимается как, область творчества, связанная с обработкой традиционных и нетрадиционных материалов, ручным ремеслом, с выражением собственной художественной концепции мастера через материал, то для понимания его как части культурного наследия важно знать и понимать общие художественные принципы, учитываемые художниками-прикладниками и народными мастерами при создании изделии народного декоративно-прикладного искусства во все времена.
Рассмотрим ряд наиболее общих устоявшихся художественных принципов, характерных суммарных признаков, традиционных для народного декоративно-прикладного искусства, и значение каждого из них в освоении культурного наследия.
Утилитарность. Данный принцип характеризуется тем, что предметы народного декоративно-прикладного искусства, изготавливаемые для бытовых и хозяйственных целей, в руках народных мастеров превращались в произведения искусства. Значимость принципа в освоении культурного наследия состоит в осознании этнического единства народного искусства и быта, которого достигли наши предки и которое стало их заветом для нас сегодня; в понимании связи времен и мировоззрения народа в русле гуманистических ценностей XXI века. Тесная взаимосвязь произведений народного декоративно-прикладного искусства с окружающей жизнью. Прочность взаимосвязи произведений народного декоративно-прикладного искусства с окружающей жизнью обусловливается их правдивостью, смысловой точностью, глубоким эстетическим содержанием, отображением в них существующих идейных и нравственных представлений о человеке, обществе, жизни и характерных чувствований своей эпохи.
Значимость принципа в освоении культурного наследия состоит в осознании и формировании понятий: художественно-образное содержание произведений народного декоративно-прикладного искусства находится в точном соответствии с декоративными задачами, назначением вещи, особенностями материала и техники; художественный замысел неотъемлем от них. Нарушение этого принципа приводит к формальной реализации художественного замысла и эмоциональной безликости созданных предметов.
Единство материала и технического приема. Отвечая на разнообразные потребности повседневной жизни, народные мастера технически осваивали различные приемы художественной обработки материалов, выявляя их природные свойства и используя в качестве выразительных средств. Каждый технический прием раскрывал красоту материала и соответствовал характеру формы и назначению предмета, а декор составлял с ними гармоническое единство в композиционной целесообразности произведения в соответствии с выражением этнической специфики. Значимость принципа в освоении культурного наследия состоит в формировании понятия, что единство материалов и приемов в предмете возникало не сразу, являлось одним из результатов действия такой существенной особенности народного творчества, как обязательная преемственная передача поколениям традиционных форм и опыта. Художественность утилитарного предмета определяется не тем украшением, которое наносится на него, а прежде всего самим предметом, формой, выявляющей назначение вещи, конструкцией вещи, ее пропорциями.
Традиционность. Сложившиеся общественные установки этноса, нормы поведения, ценностные ориентации, национальные идеи, обычаи, обряды как важное условие сохранения этноса. Значимость принципа в освоении культурного наследия и для этно-художественного образования состоит в принятии национального своеобразия народного декоративно-прикладного искусства, осознании его влияния на процессы культурного возрождения нации, обеспечения преемственности гуманистических и патриотических ценностей, формирования национального самосознания и самоуважения.
Коллективная природа творчества. Народное декоративно-прикладное искусство базируется на истоках коллективизма. Даже если предмет создавался одним автором, он являлся произведением не одной личности, а всего народа, проявляющего через личность свои художественные представления и идеалы. Значимость принципа в освоении культурного наследия состоит в формировании понятия: даже индивидуальная одаренность каждого мастера, творца предмета проявляет себя в искусстве коллективном: рукой мастера водит многовековая художественная культура и опыт, а не только индивидуальные стремления и желания. Именно такое искусство, слагаемое из суммы творчества отдельных мастеров, и послужило базой его традиционности.
Предельная экономия художественных средств. Преемственность, традиционность, коллективная основа народного творчества не только помогали вырабатывать оптимальные варианты сочетаний материалов с видами изделий из них и способами обработки, но и приводили к отбору наиболее экономных художественных средств при максимальной выразительности. Значимость принципа в освоении культурного наследия состоит в осознании существенных признаков, сложившихся веками и определяющих художественное качество предмета народного декоративно-прикладного искусства: простота, отсутствие излишних подробностей, лаконизм, ясность и четкость изобразительных средств.
Декоративность, праздничность впечатления. Созерцание изделий народного декоративно-прикладного искусства создает ощущения праздничности, нарядности, радости бытия. Например, первичный генетический смысл декоративности казахского народного декоративно-прикладного искусства заключается в его орнаменте, в основе которого заложена предметная форма, трансформированная творческой мыслью и фантазией безвестных мастеров и постепенно превратившаяся в символы, знаки, мотивы узоро-творчества (зооморфные, растительные, геометрические, космогонические). Значимость принципа в освоении культурного наследия состоит в осознании основной цели художественного оформления предметов народного декоративно-прикладного искусства: украсить быт людей, которая обусловливает направленность творчества мастера — наделить вещи красотой через орнаментальные узоры, четкую конструктивность, архитектонику, вызвать ощущение радости, праздничности. Все приведенные общие художественные принципы важны для понимания современного декоративно-прикладного искусства, которое питается искусством народным и начинается от него.