В современном обществе религия выполняя различные и разносторонние функции, играет немало важну роль в обществе и ее консолидации. Религиозное обращение — отождествление себя с какой-либо религией, либо с рождения в силу существующих обычаев, либо в результате перехода из иной веры, либо в результате сознательного решения. Подразумевает безоговорочное принятие системы ценностей и постулатов данной религии, а также вхождение в общину последователей данной религии. Возможно обращение не только из одной религии в другую, но и из одной конфессии (секты, течения) в другую конфессию той же религии. В случае с такими конфессиями, как мормоны или друзы, ситуация является спорной, так как они себя рассматривают как течения уже существующих религий (христианства и ислама соответственно), однако большинство конфессий данных религий их за своих не считает, поэтому мормонам при переходе в какую-либо другую христианскую конфессию, обязаны в большинстве случаев принять крещение, а не только миропомазание.
Ряд религий (религиозных течений) — таких, как друзы, езиды, мандеи, не допускают обращения в свою веру. Индуизм формально допускает обращение, однако на практике такие случаи редки, поскольку возникает проблема отнесения себя к какой-либо из существующих каст, а принадлежность к касте является наследуемой.Буддизм допускает ограниченное совмещение с религиозной практикой ряда иных религий. В традиционных религиях Китая и ряде других религий отсутствуют формальные критерии принадлежности, а следовательно, и обращения: сам факт знания и исполнения человеком обрядов религии делает его членом религиозной общины.
После распада СССР, на территории уже бывшего СССР хлынули одни за другим всякие новые религиозные движения, всякого рода организации. В этот период можно охарактеризовать как высшая точка, пик религиозной конверсии общества. Причиной такого обращения в различные религии прежде всего является, сложившиися за долгий период социалистического строя духовный вакуум в общества, в сознании людей. Люди после развала социалистического строя были разачарованы, были потеряны, как быдто лишились того что поддерживало их дух. И наш с вами Казахстан не исключение. Можно приводить различные примеры обращения в другую религию, перехода из одной религии к другой. Процесс религиозного возрождения был отмечен не только внешними количественными изменениями, но и более глубинными трансформациями. В частности, произошло обращение людей, во-первых, в традиционные для данного этноса религии (казах-мусульманин, русский-православный, немец- лютеранин), во-вторых, имел и имеет место переход внутри традиционных религий (ислам — православие, внутри христианства и т.д.), в-третьих, обращение к новым религиозным движениям, получившим распространение на территории Казахстана в результате миссионерской деятельности. И хотя продолжает сохраняться преобладание этноконфессиональной идентичности, однако есть определенное количество людей, которое выпало из этноконфессиональной идентификационной стратегии и осуществило свой выбор иначе, вне обусловленности этническим компонентом. Все перечисленное в западной социогуманитарной литературе получило название «религиозная конверсия». В отечественной гуманитарной науке этот процесс малоизучен, его исследование ограничивается в основном, количественными данными и акцентированием миссионерского аспекта религиозных конверсий, который, безусловно, важен, но не является единственным. На мой взгляд, обозначенные методологические подходы, ориентиры, при- емы позволят многосторонне и комплексно исследовать феномен религиозных конверсий и, связанные с ним, новые религиозные практики в контексте пост- советского Казахстана. Изучение религиозных конверсий поможет нам понять маркируемые ими более широкие процессы трансформации социальной и религиозной жизни в современном казахстанском обществе.