Становление и развитие психологии как науки и специальности в Казахстане теснейшим образом связано с первым в республике высшим учебным заведением – Казахским педагогическим институтом, в настоящее время Казахским национальным педагогическим университетом имени Абая. Именно в этом учебном заведении была сформирована кафедра психологии, ставшая первым самостоятельным психологическим подразделением в Казахстане. Главную роль в ее создании и развитии сыграл профессор М.М. Муканов, являвшийся ее бессменным руководителем и руководивший ею до конца своей жизни. На кафедре М.М. Муканов инициировал обширный спектр исследований психической деятельности человека как особой активности, опосредованной историко-культурным опытом, социально-нравственными, духовными, этническими и традиционными ценностными переменными, характеризующими повседневную жизнь. На этой кафедре им были написаны его основные психологические произведения, включая докторскую диссертацию, созданы оригинальные методические разработки и выработаны методологические основания психологического исследования мышления человека в историко-этническом аспекте. Многочисленные работы М.М. Муканова позволили ввести в практику научных исследований новые концептуальные представления о взаимосвязи человека и социума, личности и этногруппы, мыслительной и рассудочной деятельности. Поэтому научный вклад и исследования, проведенные М.М. Мукановым совместно с коллективом кафедры психологии КазПИ им. Абая, расцениваются его коллегами, учениками и последователями как состоявшаяся и развивающаяся казахстанская психологическая школа.
Среди его коллег и соратников следует отметить целую плеяду исследователей и педагогов, способствовавших развитию психологической науки и психологии как специальности в начальный период обретения Казахстаном независимости. Это такие специалисты и ученые как доктор психологических наук, профессор В.К. Шабельников, доктор психологических наук, профессор Ж.И. Намазбаева, доктор психологических наук, профессор Х.Т. Шерьязданова, кандидат биологических наук, профессор С.Т. Бусурманова, кандидат психологических наук, доцент М.Ш.Адилова и ряд коллег, работающих в КазНПУ им. Абая и поныне. Следует отметить, что это было непростое время. Тогда как в КазГУ им. С.М. Кирова (ныне КазНУ им. аль-Фараби) в 1988 г. Было открыто отделение психологии, в АГУ им. Абая (тогдашнее название КазНПУ) в силу педагогической направленности университета специальность «психология» на первых порах объединяли то с педагогикой и профориентацией, то с биологией и географией.
Дело осложнялось еще и нехваткой квалифицированных кадров для преподавания специальных дисциплин. Единичные выпускники факультетов психологии центральных вузов тогда еще единой страны (МГУ им. М.В.Ломоносова, ЛГУ им. А.А.Жданова), направляемые для работы в Казахстан, естественно, были не в состоянии количественно удовлетворить этот спрос на психологов. Как следствие, в различных учреждениях на должностях психологов зачастую работали лица, не располагавшие должной квалификацией и профессиональной подготовкой. Особо остро эта проблема проявлялась в системе среднего школьного образования, где намечалось введение должности школьного психолога. Вместе с тем, проводившиеся в стране реформы, акцентировавшие роль так называемого «человеческого фактора», перестройка в системе общественных и производственных отношений, кардинальные сдвиги в системе общественного сознания и менталитета, порождали закономерный интерес к новым для своего времени «экзотическим» профессиям, таким как программист-компьютерщик, менеджер-управленец, политолог-международник, правоведмеждународник, социолог и социальный работник и, конечно, психолог. Здесь, следует отметить, что к концу 80-х годов подобные отделения психологии были открыты в ряде союзных национальных республик и во многих областных центрах Российской Федерации. Это совпало с апогеем «психотерапевтической волны», накрывшей общественное сознание как раз на переломном периоде отечественной истории, когда часть населения, разуверившись в государственных и социальных институтах, обратилась к религии и наводнившим общество сектам. Для многих людей экстернального типа сеющие мистику традиционные религиозные конфессии, равно как и тоталитарные секты, как раз и оказались той «соломинкой», которая создавала иллюзию если не материальной, то хотя бы духовной поддержки. Другая часть населениия, в силу ряда обстоятельств, обращалась к идеям национального патриотизма и этнической идентичности (по типу: в Союзе мы были ущемлены, находились на вторых ролях, теперь настало время взять свое); а также к идеям миграции (по типу: в зарождающемся национальном государстве мы, скорее всего, окажемся людьми второго сорта и поэтому предпочтительнее уехать либо на историческую родину или, еще лучше, куда-нибудь в дальнее зарубежье). Третья часть населения, пытаясь найти конструктивный выход в самосовершенствовании, обращалась к различным техникам и методикам психофизиологического развития, социально-психологического тренинга и личностного роста.
В среде психологов была в ходу концепция «отдушины», согласно которой рост популярности психологических техник саморегуляции и стихийное распространение таких приемов психотерапии, как НЛП, находится в обратно-пропорциональной зависимости со снижением уровня и качества жизни людей [1]. Следует отметить, что эти изменения в социальной ментальности происходили на фоне начавшейся дискуссии о соотношении академической и практической психологии, как противопоставляемых версий вузовского образования по специальности [2].
В этих условиях на базе научно-психологического потенциала КазНПУ им. Абая был создан первый в Казахстане специализированный диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций по специальности «психология», явившийся, по сути, колыбелью казахстанской научной психологии. Именно в рамках работы этого совета были защищены первые в республике кандидатские диссертации, происходили острые и конструктивные дискуссии, стимулировавшие рост научного самосознания и профессиональной идентичности молодых казахстанских ученых-психологов. На первых порах работой этого совета руководил профессор В.К. Шабельников, осуществлявший большую работу по методологическому усилению подготовки специалистов.
Затем совет возглавила профессор Ж.И. Намазбаева, которая проводила и проводит большую работу по расширению диапазона применения психологических знаний в различных областях науки и практики. Именно ею была осуществлена предварительная подготовка и последующая реализация защит докторских диссертаций по различным психологическим специальностям при КазНПУ им. Абая, главным образом, работ с выраженной прикладной направленностью по педагогической и специальной психологии. В то же время Ж.И. Намазбаева руководит рядом исследований по проблемам соотношения личности и самосознания, личностно и профессионально-ориентированного обучения, прикладного применения психологических знаний, в которых участвуют многие из ее учеников и последователей, защитивших кандидатские и докторские диссертации. В историко-методологическом плане эти исследования в соответствии с принципом научной преемственности стали логическим и творческим продолжением исследований школы М.М. Муканова и дальнейшим воплощением разработанной им историко-этнической концепции.
Запросы дальнейшего развития специальности «психология» в условиях вначале двухступенчатой, а затем трехступенчатой системы образования привела к необходимости создания в системе КазНПУ им. Абая специализированного научно-исследовательского подразделения – института психологии, учебно-методической задачей которого стала координация и обеспечение учебного процесса магистратуры по специальности «психология». Научно-методические приоритеты института концентрированы в сфере прикладных изысканий общей проблемы человека каксубъекта познания, деятельности и общения.
Такой подход к анализу психологическойреальности с полным основанием можно считать аналогом «комплексного человекознания» (Б.Г.Ананьев), с тем отличием, что феномен человека в работах института, возглавляемого профессором Ж.И. Намазбаевой осмысливается с позиции «преломления» его личностно-коммуникативной активности через призму онтогенетического развития, формирования его социально-культурного опыта и этнокультурной идентичности. Эта проблематика нашла свое отражение в экспериментальных и психодиагностических исследованиях института, а также в ряде диссертационных работ, выполненных под руководством профессора Ж.И. Намазбаевой.
Весь этот континуум научно-психологического знания, сформированного в контексте всей работы института психологии создает необходимые предпосылки для перехода на третью ступень подготовки специалистов-психологов – докторантуры PhD, формы подготовки научных специалистов, ставшей с 2011 г. единственной в РК. Наряду с магистрантами-психологами, подготовка докторантов PhD по специальности «психология» под эгидой института психологии при КазНПУ им. Абая имеет достаточно явную перспективу в силу общей образовательно-педагогической и профессионально-прикладной направленности деятельности самого университета.
Основным системообразующим фактором и движущей силой развития любой теории, науки в целом являются люди, в данном случае, ученые и специалисты. Если в недалеком прошлом инициатором научной психологии в Казахстане был М.М. Муканов, то в настоящее время заложенные им научные традиции уже на новом витке развития – витке проблемно- ориентированной психологической науки, успешно развиваются профессором Ж.И. Намазбаевой, ее коллегами и последователями. Наряду с этим кафедра психологии КазПИ им. Абая явилась центром объединения научного потенциала психологов Казахской ССР, в рамках которого профессор М.М. Муканов в качестве председателя координировал работу казахстанского отделения Общества Психологов СССР.