Патриархальный быт и связанная с ним социально-экономическая отсталость, характерная для всего Казахстана, резко тормозили развитие образования. В этот период грамотными были преимущественно дети феодальной верхушки. Обучение повсеместно носило религиозно-схоластический характер. В начале 70-х годов XIX века Российское министерство просвещения ввело закон «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев», в соответствии с которым стали открываться учебные заведения для казахов. В Семипалатинской губернии были открыты школы-интернаты, которые со временем были преобразованы в низшие сельскохозяйственные училища.
В Павлодарском уезде до Октябрьской революции большинство населения было безграмотным. Дети кочевников-казахов обучались у аульных мулл на непонятном для них арабском языке, без учебников и письменных принадлежностей. Все обучение сводилось к механическому заучиванию.
В уездном Павлодаре действовали несколько школ различного типа, в том числе одна женская прогимназия, одно высшее начальное училище, три церковно-приходских школы и одно реальное училище, в которых работали 24 учителя. Несмотря на хозяйственную разруху, ожесточенную гражданскую войну, Советская власть своей первостепенной задачей поставила обучение и воспитание детей, просвещение народа и ликвидацию безграмотности населения.
Это оказалось трудным делом: не было учительских кадров, учебников и учебных пособий, не хватало школьных помещений. Имеющаяся школьная сеть не могла обеспечить решение проблемы обучения детей. И самое главное — эти сложности препятствовали созданию национальной школы. Но уже к концу 1920 года в уезде были открыты 22 новые школы первой ступени, 6 семилетних, из них 4 — в сельской местности.
Расширилась сеть национальных школ. Если на 145 тысяч казахского населения до революции в уезде не было ни одного учебного заведения с обучением на родном языке, то к 1923 году работало 65 казахских школ. В 1924 году в уезде было открыто 5 школ-коммун для детей казахов.
Впервые в истории нашего края было открыто 15 казахских школ 1-й ступени. Одной из проблем того времени было обеспечение школ учительскими кадрами. Поэтому в уезде были организованы краткосрочные курсы по подготовке учителей из числа грамотных людей.
В середине 20-х годов губернские курсы по подготовке учителей прошли 65 человек, из них 42 учителя-казаха. Однако растущая сеть школ требовала обеспечения их квалифицированными кадрами. Изыскивались формы оказания методической помощи учителям на местах. При отделе народного образования создается научно-методический совет из числа наиболее опытных педагогов. Совет занимался изучением качества обучения и воспитания, поиском новых методов ведения уроков, оказания помощи учителям.
На состоявшемся в октября 1920 года I Всероссийском съезде Советов была принята «Декларация прав трудящихся», где провозглашалась борьба с безграмотностью. Наряду с созданием сети школ в уезде для неграмотного населения организованы 33 школы ликбеза на казахском и русском языках.
В 1925 году в уезде действовали 104 пункта по ликвидации неграмотности, из них 67 пунктов в волостях с казахским населением. В школах ликбеза обучалось 3,5 тысячи человек. В тот период в уезде были открыты школы крестьянской молодежи (ШКМ)-прообраз будущей школы рабочей молодежи.
В результате напряженной и кропотливой работы энтузиастов народного просвещения к началу 30-х годов свыше 50% населения области умело читать и писать. Большое значение придавалось дошкольному воспитанию. По декрету Советского правительства дошкольные учреждения стали составной частью народного образования.
К созданию детских садов и яслей побудило письмо В.И. Ленина от 26 июня 1920 года, адресованное сибирским советским учреждениям, переданное через крестьянина-ходока из Павлодарского Прииртышья. В нем говорилось: «Прошу оказать всяческое содействие подателю т. Путинцеву Илье Даниловичу для организации детского сада и других подобных предприятий в его местности — Семипалатинской губернии, Павлодарского уезда». Первый детский сад был открыт 8 февраля 1921 года в селе Урлютюб Железинской волости.
В 1923 году в Павлодаре был открыт первый детский сад на 20 мест для детей рабочих судоремонтных мастерских. Его организатор — А.Д. Ронжина — старейший дошкольный работник. Она же была и первым педагогом, получившим специальную дошкольную подготовку на краевых курсах в 1929 году.
С тех пор сеть дошкольных учреждений неуклонно расширялась. Если в 1952 году их было всего 18 с контингентом 500 детей, то спустя три десятилетия появилось уже 480 яслей-садов, которые стали вторым домом для 65,0 тысячи малышей. Весомый вклад в развитие сетей дошкольного учреждения вносили промышленные предприятия, транспортные и строительные организации, совхозы и колхозы. Только в 70-е годы в области построено 156 яслей-садов, а контингент воспитанников в них вырос вдвое. В этот период сеть яслей-садов, подведомственных тракторному заводу, увеличилась на 12 единиц, а число детей в них — на 4,5 тыс. Более чем в два раза выросло число дошкольных, учреждений.
Важное значение придавалось укреплению их материальной базы. Большинство детсадов были построены по новым типовым проектам -с просторными спальнями, игровыми комнатами, залами для музыкальных и физкультурных занятий, плавательными бассейнами, благоустроенными комнатами и озелененными территориями.
На рубеже 80-х годов в дошкольных учреждениях области работало 5,2 тыс. педагогов. Подготовку кадров воспитателей осуществляли дошкольные отделения Павлодарского и Экибастузского педучилищ. Постоянно поддерживалась тесная связь детских садов и школ, что помогало адаптации детей к школьной жизни. Подготовкой к школе охватывалось до 90 % детей в детских дошкольных учреждениях. Учителя начальных классов отмечали, что дети, пришедшие из детского сада, владеют умениями и навыками учебной деятельности, имеют знания об окружающем мире, их речь развита, шестилетки умеют читать, считать, решать несложные задачи. Все это свидетельствовало о должном уровне работы дошкольных учреждений.
К концу 20-х годов на территории нашего уезда работало 248 школ, из них 9 семилетних и одна средняя школа, а в начале 30-х годов-346 начальных и 23 семилетних школы. Если в 1928 году в школах уезда обучалось 15962 учащихся, то в 1932 году количество учащихся возросло до 28248 человек.
Развитие сети школ поставило вопрос об обеспечении их учительскими кадрами. В августе 1929 года по решению ЦИК КазССР из г. Усть-Каменогорска в уездный центр переведен педагогический техникум (ныне Павлодарский педколледж им. Б. Ахметова). На трех курсах и подготовительных группах (младшая и старшая) обучалось до 120 человек. Выпускники направлялись в семилетние школы для работы учителями-предметниками. В числе первых учащихся техникума — будущий его директор, заслуженный учитель республики Б.А. Ахметов, Герои Советского Союза С. Муткенов и К. Сураганов, Герой Социалистического Труда М. Кабылбеков. Гордостью педколледжа являлись его выпускники; известный поэт Музафар Алимбаев, один из авторов гимна Республики Казахстан, К. Щулембаев, доктор философских наук, профессор, А. Берестовский — лауреат Ленинской премии, Е. Садыков, доктор сельскохозяйственных наук и другие.
В 1936 году в педтехникуме открылось казахское отделение, а в 1939 году — заочные отделения для учителей начальных классов с казахским и русским языком обучения. За первые пять лет педтехникум направил в школы области 115 учителей со средним специальным образованием. Для тех лет это было большим событием.
В последующем это учебное заведение стало настоящей кузницей по подготовке квалифицированных педагогических кадров.
За 70 лет своего существования Павлодарский педагогический колледж им. Б.Ахметова подготовил и выпустил более 15 тыс. квалифицированных специалистов. Многие из них работают в системе образования нашей и других областей республики.
Поворотным этапом в школьной жизни стало начало 30-х годов. Развернулась борьба за осуществление начального обучения. В основу этой работы было положено постановление ЦИК и правительства КазССР от августа 1930 года «О всеобщем обязательном начальном образовании в республике». Это большая по социальной значимости работа продолжалась в течение 5 лет и к 1934 году была в основном завершена. В 1934-35 учебном году охват детей школьного возраста всеобщим начальным образованием по уезду составлял 96,6 %.
Значительным событием стала замена графики письма в национальной школе. Для облегчения обучения детей-казахов еще в 1929 году трудный арабский алфавит был упразднен и введен латинский шрифт, а позже, в 1940 году, повсеместно произошла замена латинского алфавита русским.
Переход на более простой русский алфавит облегчал детям-казахам обучение. Успешное осуществление всеобщего обязательного начального обучения создало предпосылку для перехода на всеобщее семилетнее образование. Начиная с 1931-32 учебного года, согласно постановлению правительства республики от августа 1931 года «О всеобщем обязательном семилетнем образовании», во всех городах, крупных рабочих поселках и совхозах создавались школы с 7-летним сроком обучения. С образованием в 1938 году Павлодарской области началось сооружение новых школьных зданий. Именно в этот период появились в Павлодаре первые типовые средние школы № 8, 10, 11, 15. Новые здания появились и во многих райцентрах. Конец 30-х годов знаменовал собой подлинную культурную революцию. Контингент школьников 5-7 классов удвоился, а 9-10 классов увеличился в 15 раз. Во всех школах был введен новый учебный план, одинаковый для городских и сельских школ. В этот период организована система точного учета детей, подлежащих всеобщему обучению.
В годы Великой Отечественной войны на долю республики, в том числе и нашей области, выпала ответственная задача по размещению на своей территории эвакуированных детских учреждений и учебных заведений. Принимались меры по предупреждению безнадзорности детей, чьи отцы ушли на фронт, а матери — на производство, Была расширена сеть детских домов, открыты интернаты и пансионаты для эвакуированных детей. В сентябре 1941 года дополнительно организовано 6 детских домов. В 14 детских домах и пансионатах воспитывалось и обучалось 2028 детей. Много учителей и сотни выпускников средних школ воевали на фронтах. Часть школьных зданий была переоборудована под военные госпитали.
В послевоенный период продолжалось повсеместное осуществление семилетнего всеобуча. Значительное число начальных школ, преимущественно в сельской местности, было преобразовано в семилетние. Выросли и окрепли казахские средние школы. Этому способствовало постановление правительства республики от 10 декабря 1946 года «Об укреплении казахской средней школы». Огромная работа была проведена по организации школ в годы освоения целинных и залежных земель.
В 1957 году действовали 594 школы, в которых обучалось свыше 65 тысяч учащихся, что в 10 раз было больше, чем в 1917 году. В марте 1959 года Верховный Совет Казахской ССР принял Закон «Об укреплении связи школ с жизнью и о дальнейшем развитии системы образования Казахской ССР». Законом введено всеобщее обязательное восьмилетнее обучение детей от 7 до 16 лет. Основным типом общеобразовательной школы стала восьмилетняя трудовая политехническая школа. Такая школа предусматривала более широкий круг общеобразовательных и политехнических знаний, лучше обеспечивала психологическую и практическую подготовку школьников к труду, создавала необходимые условия для нравственно-физического и эстетического воспитания учащихся.
В эти годы усиленно проводилась работа к переходу на среднее образование. Ежегодно за счет реорганизации восьмилетних школ увеличивалось число средних школ в среднем на 10-15 единиц, а количество восьмилетних сокращалось. На центральных усадьбах колхозов и совхозов открывались общеобразовательные средние школы. К началу 80-х годов количество средних школ в области составляло 185. Много делалось по укреплению материально-технической базы общеобразовательных школ.
С 1976 по 1980 год в строй действующих введено 36 школьных зданий на 24,0 тыс. ученических мест, в том числе в сельской местности 18,0 тыс. мест. Это значило, что каждый 5-й ученик стал учиться в новой школе. Одновременно со строительством и рационализацией школьной сети принимались меры для оснащения школ оборудованием, учебно-наглядными пособиями, создания учебных кабинетов.
К началу 1971 года в школах области имелось всего 632 кабинета, а в 1980-81 учебном году их насчитывалось 3,5 тыс. Все средние школы стали заниматься по кабинетной системе. Переход на кабинетную систему обучения способствовал значительному увеличению библиотечного фонда учебников. Это позволило в 1983 году обеспечить каждого учащегося 1-5 классов бесплатными учебниками. Большое значение придавалось развитию групп и школ с продленным днем обучения. Число учащихся, охваченных группами и школами продленного дня, составило 4! ,0 тыс. человек. Уделялось внимание вопросам общеобразовательной подготовки работающей молодежи. Только в течение первой половины 80-х годов через систему вечернего и заочного обучения получили образование 17,0 тыс. человек, в том числе 7,8 тыс, — среднее.
Средняя общеобразовательная школа в системе образования в соответствии с постановлением правительства от 20 июня 1972 года «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» стала основным каналом получения среднего образования. В середине 80-х годов в области насчитывалось 217 общеобразовательных средних школ и 16 средних профтехучилищ, в которых обучались 92% выпускников восьмилетних школ. К концу 80-х годов переход на всеобщее среднее образование был практически завершен.
В системе образования области немаловажное место занимали интернатные учреждения различных форм, в том числе школы-интернаты, пришкольные интернаты (бюджетные), специальные интернаты для детей с физическими и психическими отклонениями, школы-интернаты санаторного типа. Эти учреждения способствовали решению важных проблем, улучшению дела обучения и воспитания детей, развития личности, вовлечению их в трудовую деятельность, организации целенаправленной профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушения среди школьников.
Начало своего развития интернатные учреждения получили в первые послевоенные годы, в последующем они совершенствовались, развивались новые формы. Число интернатов различных типов в 80-е годы составило 100, которые воспитывали 6,2 тыс. детей. Все школы-интернаты были размещены в зданиях, построенных по типовому проекту, с благоустроенными общежитиями, столовыми, учебными мастерскими и опытными участками. Деятельность интернатных учреждений была направлена главным образом на всестороннее развитие детей, подготовку их к жизни и труду. Они по праву стали перспективной и оправдавшей себя формой общественного воспитания школьников.
Важным направлением в дальнейшем развитии образования и воспитания стало создание в области стройной сети внешкольных учреждений, ставшими хорошим подспорьем для учителей в организации внеклассной и внешкольной работы с детьми во внеучебное время. Система внешкольных учреждении — это Дворец и Дома пионеров, музыкальные и спортивные школы, станции юных натуралистов, техников, туристов, различные дворовые клубы в микрорайонах городов, детские парки, детская железная дорога. Во внешкольных учреждениях дети и подростки имеют возможность проявить свои различные способности, расширить крут интересов во многих областях знаний, приобрести необходимые навыки организаторской работы.
Ценность внешкольных учреждений прежде всего в том, что в них создаются благоприятные условия для развития самостоятельности и инициативы детей. В этих учреждениях сложилась система работы с детьми с учетом их возраста. Такой подход, учитывающий личные особенности школьников, приносит хорошие результаты. К началу 90-х годов системой внешкольных учреждений было охвачено свыше 60 % детей.системе образования ведущее место занимало трудовое воспитание школьников, Используя богатые в экономическом плане возможности области, система образовательных учебных заведений проводила большую работу по подготовке молодых людей к труду. Широкое развитие, как форма воспитания, физической закалки и участия в общественно-полезном труде получили лагеря труда и отдыха старшеклассников городских школ. Во многих сельских школах были организованы и действовали ученические производственные бригады, работали пришкольные опытные участки.