В соответствии со статьей 977 Гражданского кодекса Республики Казахстан, автору произведения принадлежат такие личные неимущественные права, как право авторства, право на авторское имя, право на неприкосновенность произведения, а также право на обнародование.
Право на обнародование является одним из самых непростых личных неимущественных прав автора. Именно оно предоставляет автору право на открытие доступа к произведению неопределенному кругу лиц, определив время и способ доведения произведения до сведения других субъектов.
Согласно подпункту 32) Закона Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон об авторском праве), под обнародованием произведения понимается осуществление с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным публике посредством его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, доведения до всеобщего сведения и иными способами.
Как видно, в определении права на обнародование произведения в Законе об авторском праве упоминается опубликование, публичный показ, публичное исполнение, доведение до всеобщего сведения. Рассмотрим каждое из этих авторских правомочий, закрепленных в Законе об авторском праве.
Под опубликованием понимается предложение публике с согласия автора либо иного правообладателя на объекты авторского или смежных прав экземпляров произведения, записи исполнения или фонограммы в количестве, удовлетворяющем разумные потребности публики (пп. 14) ст. 2).
Публичное исполнение — это исполнение произведения посредством декламации, игры, танца или каким-либо иным образом, в том числе с помощью технических средств, в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не являющиеся членами семьи (подпункт 16) статьи 2).
Публичный показ — показ оригинала или экземпляра произведения непосредственно или в виде слайда, кино, телекадра на экране с помощью любого другого технического средства или любым иным способом (в отношении аудиовизуального произведения — показ отдельных кадров вне их последовательности) в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не являющиеся членами семьи (подпункт 17) статьи 2).
И, наконец, доведение до всеобщего сведения определяется как сообщение объектов авторского права и (или) смежных прав по проводам или средствами беспроволочной связи, при котором публика может осуществлять доступ к ним из любого места и в любое время по ее собственному выбору (в интерактивном режиме) (подпункт 13 статьи 2)
К иным способам обнародования произведения относится передача в эфир — сообщение произведений, исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством их передачи по радио или телевидению (за исключением кабельного телевидения). При передаче произведений, исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания в эфир через спутник под передачей в эфир понимаются прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведения, исполнения, постановки, фонограммы, передачи организаций эфирного или кабельного вещания могут быть доведены до всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой. Передача кодированных сигналов является передачей в эфир, если средства декодирования предоставляются публике организацией эфирного вещания или с ее согласия (подпункт 44 статьи 2). Анализ легального определения права на обнародование позволяет прийти к следующим выводам.
Во-первых, для признания определенного действия автора обнародованием необходимо обеспечить доступ публике всего произведения, а не его отдельных частей, фрагментов и т.д. Например, реклама фильма путем показа отдельных его фрагментов еще не означает, что фильм обнародован. Точно так же не является обнародованием диссертации опубликование ее автореферата и т.д.
Во-вторых, для признания факта обнародования необходимо, чтобы произведение было доведено до всеобщего сведения, то есть оно должно стать доступным публике или, другими словами, общедоступным. Доведение произведения до сведения ограниченному кругу лиц в лице родственников, рецензентов и т.д. означает, что произведение еще не обнародовано. Суть доведения до всеобщего сведения в том, чтобы именно неопределенный круг лиц имел возможность ознакомиться с произведением, получить к нему доступ, независимо от того, проявил ли кто-либо реальный интерес к данному произведению или не проявил. Может даже случиться и так, что никто не прочитал данное произведение (или не посмотрел фильм и т.п.), однако суть — иметь одну только возможность с произведением ознакомиться любому желающему, а не только ограниченному кругу лиц.
В-третьих, совершенно не имеет значения способ доведения произведения до сведения публики. То есть обнародовать произведение можно любым способом, в том числе и ранее не известным. Так, например, еще в недавнем прошлом спорным был вопрос обнародования произведения в сети Интернет в части распространения на него сферы действия законодательства об авторском праве. В настоящее же время не осталось никаких сомнений в том, что с помощью сети Интернет также можно обнародовать произведение и, тем самым, довести его до сведения общества.
В-четвертых, необходимым условием обнародования произведения является согласие автора. Это означает, что если произведение стало известным широкому кругу лиц, но без согласия автора, то признать произведение обнародованным ни в коем случае нельзя. При этом считаем, что согласие автора на обнародование произведения может быть дано путем составления им завещания, где его воля на обнародование произведения выражена явным образом, то есть путем прямого указания на это завещателем-автором.
Территория обнародования произведения посредством его опубликования также является немаловажной с точки зрения тех правовых последствий, которые могут иметь существенное значение для самого автора. Так, пункт 2 статьи 5 Закона об авторском праве устанавливает правило, что произведение считается опубликованным в Республике Казахстан, если в течение тридцати дней после даты первого опубликования за пределами Республики Казахстан оно было опубликовано на территории Республики Казахстан.
Необходимо также отметить, что право на обнародование включает в себя право на придание произведению объективной формы, определение его окончательного вида, в котором оно будет обнародовано, а также право определения способа, которым впервые будет открыт доступ к нему публике. Следовательно, право на обнародование оказывается тесно связанным с другими правомочиями автора. Охрана определенной автором формы произведения обеспечивается, прежде всего, в рамках права на защиту репутации автора. А при открытии доступа к произведению реализуются не только право на обнародование, но и право на использование произведения.
В этой связи проблемным является вопрос разграничения различных авторских прав. Так, М.В. Гордон полагал, что и после опубликования произведения право на опубликование частично сохраняется у автора в виде права запрещать дальнейшее использование произведения без внесения определенных изменений [1, с. 124]. Представляется, что логичнее было бы включать право требовать подобных изменений в право на защиту репутации автора в части, касающейся, например, исправления ошибок. В то же время, если дальнейшее использование произведения невозможно для автора в связи с изменением его взглядов, появлением новых научных данных и т.п. (в этих случаях произведение может уже не отражать личность автора адекватно) – здесь есть место праву на отзыв произведения. Теоретически не исключено, что в дальнейшем автор может вновь вернуться к предыдущему варианту своего произведения и признать его пригодность для доведения до сведения общества, тогда можно говорить о своеобразном «повторном опубликовании» [2, с. 126].
Признание произведения обнародованным влечет определенные правовые последствия.
Так, обнародование произведения имеет значение с точки зрения определения охраноспособности объекта. Как известно, статья 5 Закона об авторском праве устанавливает, что авторское право распространяется:
1) на произведения, обнародованные на территории Республики Казахстан либо необнародован-ные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Республики Казахстан, независимо от гражданства авторов и их правопреемников.
В этом случае, если произведение не находится в какой-либо объективной форме на территории Республики Казахстан, ему будет предоставлена охрана только при условии его обнародования на территории Республики Казахстан.
2) на произведения, обнародованные за пределами Республики Казахстан либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Республики Казахстан, и признается за авторами — гражданами Республики Казахстан и их правопреемниками;
В данном случае обнародование, на первый взгляд, не имеет большого значения, так как с учетом первого подпункта произведения казахстанских граждан будут охраняться независимо от их обнародования. Однако здесь значение обнародования проявляется в другом отношении. Гражданство лица может меняться в процессе жизни. В отношении же установления охраноспособности произведения имеет значение гражданство автора на момент обнародования. Соответственно, выбор момента обнародования будет влиять и на статус произведения.
3) на произведения, обнародованные за пределами Республики Казахстан либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Республики Казахстан, и признается за авторами (их правопреемниками) — иностранцами, лицами без гражданства в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Здесь применимость соответствующего международного договора может зависеть от момента обнародования произведения. В частности, произведения граждан стран, присоединившихся к Всемирной конвенции об авторском праве, будут охраняться, если их обнародование произошло после 26 мая 1973 года, а в отношении граждан стран-членов Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений – после 12 марта 1995 года.
Влияние обнародования произведения на возможность его использования без согласия автора. Так, статьи 18, 19, 20, 22 Закона об авторском праве, говоря о различных случаях использования произведения, не требующих согласия автора, указывают, что произведение должно быть правомерно обнародовано. Но также есть случаи подобного использования произведения, при котором обнародование не является обязательным условием. Так, например, статьей 23 Закона об авторском праве установлено, что допускается без согласия автора
или иного правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение произведений для судебного и административного производства в объеме, определенном такой целью. В данном случае произведение может быть как обнародованным, так и необнародованным. При этом в результате такого использования произведение обнародованным не становится.
Следует обратить внимание, что в некоторых статьях Закона об авторском праве упоминается «обнародование», в других же – «опубликование». И поскольку понятие «опубликование» является более узким, чем «обнародование», может возникнуть ситуация, когда произведение будет обнародовано, но не опубликовано. Так, к примеру, статья 20 Закона об авторском праве гласит, что «допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:
1) правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведение из своих фондов;
2) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстрации) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;
3) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) организациями образования для аудиторных занятий.».
Под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение в любом размере и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений посредством фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем издание. Репрографическое воспроизведение не включает в себя хранение или воспроизведение указанных копий в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме (подпункт 18) статьи 2 Закона об авторском праве). Все это означает, что если произведение было обнародовано на интернет-сайте, то, ссылаясь на положение статьи 20 Закона об авторском праве, его нельзя распечатать и использовать для аудиторных занятий в школах, институтах, университетах и т.д. И в том случае, если произведение размещено на интернет-сайте средства массовой информации, то до тех пор, пока оно не будет напечатано в газете или журнале, оно не будет подпадать под указанное ограничение авторских прав.
Таким образом, зависимость большинства ограничений авторских прав от обнародования (опубликования) произведения часто не учитывается на практике. Многие считают, что цитировать можно любое произведение, в действительности же это не так.
Влияние обнародования произведения на возможность исчерпания авторских прав. В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона об авторском праве, «если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты вознаграждения». Другими словами, владельцы экземпляров произведений могут распространять их, не спрашивая согласия автора. Немаловажным здесь является то, что данная норма указывает на опубликование произведения как на обязательное условие исчерпания права. Соответственно, если произведение введено в гражданский оборот с согласия автора, но формального опубликования произведения не произошло, то правило об исчерпании права применяться не должно. Конечно же, такое дополнительное ограничение правила об исчерпании права является лишним, ведь если автор сам вводит произведение в коммерческий оборот, он не должен препятствовать дальнейшей перепродаже экземпляров. Однако лишняя перестраховка, с одной стороны, тоже не помешает.
Влияние обнародования произведения на срок его охраны. Как известно, в ряде случаев начальный момент отсчета срока охраны определяется именно по моменту обнародования произведения.
Согласно действующему законодательству, авторское право может возникать только у физических лиц. Юридические лица могут обладать только исключительными (имущественными) авторскими правами. Соответственно, даже в случае перехода авторских прав к работодателю, срок охраны авторских прав все равно будет зависеть от продолжительности жизни физического лица – автора.
Сроку действия авторского права посвящена статья 28 Закона об авторском праве. Так, согласно данной статье, авторское право действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти. При этом личные неимущественные права автора (право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора) охраняются бессрочно.
Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение семидесяти лет после даты его правомерного обнародования (пункт 4 статьи 28).
Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и семидесяти лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов (пункт 5 статьи 28).
Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет в течение тридцати лет после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после его выпуска в свет, считая с первого января года, следующего за выпуском произведения в свет (пункт 6 статьи 28).Получается так, что начало исчисления срока действия авторского права установлено в данном случае моментом обнародования произведения. Для сравнения, в России пунктом 5 статьи 27 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» установлено, что «авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска».
Далеко небезразличным является момент обнародования произведения для тех лиц, для которых оно создается, в частности, работодателя или заказчика. Вопрос обнародования служебных произведений является достаточно проблематичным.
Как известно, личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы, следовательно, то, что автор произведения написал его в период выполнения служебных обязанностей по заданию работодателя, не лишает его права обнародовать произведение. И, несмотря на то, что произведение создается на деньги работодателя, с использованием его информационных ресурсов и для последующего использования произведения, автора нельзя лишать права самостоятельно определить пригодность произведения для доведения до всеобщего сведения. Даже если создание произведения было связано с существенными материальными затратами для работодателя, автор всегда может запретить последующее использование произведения, если, например, считает его не совсем удачным. Это позволяет признать право на обнародование произведения весьма мощным оружием в руках автора.
И хотя, в целом, работодатель защищен несколько лучше работника, недобросовестный сотруд- открытия доступа неопределенному кругу лиц ник может доставить ему немало неприятностей, к служебному произведению, за исключением про-активно используя свое право на обнародование грамм ЭВМ и баз данных, созданных в порядке произведения. Снизить риск и предотвратить нега- выполнения служебных обязанностей или служеб-тивные последствия можно, определив в договоре ного задания работодателя, принадлежит автору с автором или в правилах внутреннего распорядка, служебного произведения». Данное предложение должностных инструкциях и т.п. (а лучше одновре- обосновано тем, что необходимо защитить инте-менно и в договоре, и во внутренних документах) ресы работодателя на тот случай, если автор про-порядок сдачи созданной работы с тем, чтобы факт изведения обнародует его самостоятельно, что по-сдачи прямо признавался работником согласием влечет негативные последствия для работодателя на обнародование произведения. Представляется, ввиду того, что затратив определенное количество что в этом случае будет достигнут справедливый времени и средств на результат деятельности ав-баланс интересов. тора, он не получит те выгоды, на которые вправе В настоящее время в Мажилисе Парламента был рассчитывать, поручая работнику создать тот Республики Казахстан находится проект Закона или иной интеллектуальный результат. Республики Казахстан «О внесении изменений и Однако в данном вопросе есть обратная сторо-дополнений в некоторые законодательные акты на медали. Работник, создавший, например, про-Республики Казахстан по вопросам совершенство- грамму ЭВМ, может быть заинтересован в обнаро-вания механизмов развития и защиты интеллекту- довании произведения, а работодатель не спешит альной собственности», в котором предлагалось это сделать. Считаем, что ограничение прав автора внести поправку в статью 14 Закона об авторском на обнародование ни в коем случае недопустимо праве, суть которой сводится к тому, что «право ни при каких обстоятельствах.
Использованная литература
1. Гордон М.В. Советское авторское право. — М., 1955.
2. О праве автора на открытие повторного доступа к произведению см.: Дозорцев В.А. Авторские правомочия // Проблемы современного авторского права: Межвузовский сборник научных трудов. -Свердловск, 1980.