Концепция развитая образования РК до 2015 года отражает основное требование рыночной экономики — ориентацию на достижение международной прозрачности образовательного процесса в высшей школе, а также на академическую и профессиональную мобильность субъектов профессионального труда в условиях глобализации современного мира.
Наступление нового тысячелетия с особой остротой обнажило новую функцию образования как инструмента обеспечения качества жизни. Модернизация национальной системы образования направлена на то, чтобы сделать будущего специалиста успешным, конкурентоспособным не только в пределах своей страны, но и в мировом сообществе.
Ключевая роль в решении этой задачи принадлежит учителю. В своем выступлении на III съезде работников образования и науки Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев сформулировал основные приоритеты деятельности педагогических вузов, которые определяют пути гармонизации нового качества образования: «Развитие образования и науки — это политическая и общенациональная задача… Структурные преобразования должны быть обеспечены опережающим развитием системы подготовки кадров учителей. Нужен педагог новой формации. Новое поколение учителей по уровню образования должно быть не на голову выше, как это считалось всегда, а уже на две головы — таково веление времени» [1].
В докладе Международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище», представленном ЮНЕСКО, отмечается, что образовательный идеал современности радикально отличается от классического идеала, основанного на энциклопедичности знаний. Новый образовательный идеал провозглашает следующие принципы: учиться познавать, учиться жить вместе, учиться жить [2]. Государственная Программа развития образования до 2010 года в соответствии с этими установками провозгласила, что качество образования в эпоху глобализации определяется воспитанием личности, готовой к самостоятельной работе и способной к саморазвитию. Реализация данного принципа предполагает, что современное образование должно органично включать в образовательный процесс творчество, формировать мировоззрение, основанное на многокритериальности решений, терпимости к инакомыслию и нравственной ответственности за свои действия. Оно должно обеспечивать междисциплинарную интеграцию содержания обучения, гармонизировать способы и уровни мышления, готовить выпускников вузов не только к проектированию объектов, но и видов деятельности.
Качество образования в современном мире должно оцениваться не только через педагогические и образовательные параметры, но и через такие глобальные категории, как уровень жизни, экономический потенциал страны, динамизм общества, академическая и профессиональная мобильность специалиста.
Инновации в профессиональном образовании РК направлены на демократизацию высшей школы через гармонизацию международных, национальных и региональных потребностей развития и расширение академических свобод субъектов образовательного процесса.
Качество образования, будучи проявлением совокупности существенных свойств и характеристик результатов обучения, определяется способностью удовлетворить требования самих специалистов, общества, отечественного и международного рынков труда. В социально — экономическом плане проблема качества образования напрямую связана с конкурентоспособностью отечественных технологий и продукции на внутреннем и внешнем рынках, с экономическим и культурным потенциалом страны и ее авторитетом в мировом сообществе. Сближение систем высшего профессионального образования разных стран обеспечивается ориентацией на единый конечный результат (уровень и качество подготовки специалиста) и расширением профиля и научного базиса профессиональной настройки, гарантирующим высокую подвижность и адаптивность профессионального образования в условиях информационного, технического и технологического прогресса.
Основные критерии качества профессионального образования заложены в образовательных стандартах подготовки специалистов, детерминированных вызовами современной эпохи. Стандарты в новом понимании представляют собой таксономии целей, которые отражают в виде базовых ключевых компетенций совокупность индикаторов личностного и профессионального развития специалистов как обязательных результатов образовательного процесса вуза.
Качество подготовки специалистов напрямую зависит от повышения качества образовательных стандартов высшего профессионального образования, которые призваны гарантировать личности устойчивость в постоянно меняющейся сфере деятельности через широкий профиль подготовки и удовлетворение индивидуальных образовательных запросов. Новые стандарты профессионального образования предоставляют субъектам обучения широкое правовое поле для формирования индивидуальных образовательных траекторий, свободы преподавания и обучения.
Казахстанские вузы получили право выбора и реализации, разных по назначению и срокам освоения образовательных программ, конструирования гибкой системы подготовки специалистов, учитывающей их традиции и ресурсы. Появилась реальная возможность усилить направленность профессиональной подготовки специалистов на всестороннее раскрытие созидательного потенциала личности, развитие способностей выпускника к поиску творческих подходов в решении профессиональных задач в условиях постоянного изменяющегося мира.
Гармонизация национальных и общемировых стандартов может быть обеспечена, на наш взгляд, при условии реализации следующих принципов:
* саморазвития, предполагающего демократизацию и децентрализацию управления, предоставление самостоятельности вузам; Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, с одной стороны, должны определять опережающее развитие системы образования и отражать глобальные цивилизационные изменения, с другой — учитывать реальное состояние и ресурсы конкретной образовательной системы. В современном обществе университеты превращаются в ключевые агентства в сфере национальной самооценки и оценки глобальной конкурентоспособности. Они превращаются в крупномасштабные центры производства культурного капитала, определяют его качество (виды и уровни квалификации специалистов с высшим
образованием).Стабилизирующая роль университета проявляется в том, что он исполняет роль посредника и интерпретатора систем, которые выступают, с одной стороны, носителями глобальной экономики, а с другой, -расширяющейся индивидуализации жизни. Кроме того, университет гармонизирует такие тенденции, как открытость инновациям и возможность безболезненной адаптации к условиям профессиональной деятельности.
Современная стратегическая доктрина развития передовых стран мира базируется на концепции человеческого капитала. В связи с этим образование в контексте человеческого развития предстает как ключ к решению жизненно важных проблем, фактор обеспечения личностных свобод и условие гармонизации мировых, национальных и личностных интересов. В соответствии с этими ориентирами высшая школа Казахстана прочно встала на путь модернизации в русле мирового образовательного прогресса и отразила в себе либеральную направленность стратегии социально-экономического и культурного развития.
КазНПУ имени Абая как центр профессиональной подготовки учителей накопил огромный интеллектуальный и педагогический арсенал, составляющий платформу научно-теоретической и методико-практической школы в совокупности с информационно-ресурсным резервом.
Мы убеждены, что каждый педагогический вуз должен выработать и внедрить критериально ориентированную комплексную систему менеджмента качества, которая явится основой их конкурентоспособности, будет соответствовать мировым стандартам и обеспечивать стратегию «опережения» в учете интересов обучающихся, их семей, педагогов, образовательных учреждений и общества в целом.