Основу страхования при рыночной экономике должны составлять принципиально новые отношения собственности — путь к ней пройдет через разгосударствление экономики, приватизацию собственности, а также свободное предпринимательство и конкуренцию. В связи с этим хозяйствующим субъектам будет предоставлен максимум свободы действий, намечаетcя их ответственность за результаты финансово-хозяйственной деятельности. Будет обеспечено равноправие всех систем собственности, в т. ч. и частной, путем поощрения высококвалифицированных кадров.
Эта цель достигается поэтапно, путем стабилизации экономики. На первом этапе Казахстан должен стабилизировать политическую обстановку путем осуществления укрепления государственной дисциплины и порядка, улучшения межнациональных отношений и ослабления социальной напряженности. Будут приняты меры по оздоровлению финансов и денежного обращения, сокращению бюджетного дефицита.
На втором этапе будут осуществлены стабилизация и активное формирование рыночных отношений путем регулирования экономики. Это достигается путем принятия системы мер по стабилизации экономики, введения социальных гарантий, постепенной либерализации цен. Будут реализованы антиинфляционные меры, сокращен дефицит бюджета до минимума, ликвидирован излишний покупательский спрос, приняты меры к развитию валютного рынка. Широко использоваться механизмы рынка кредитов для обновления и расширения выпуска продукции, перевооружения и реконструкции производства, стимулирования развития малых и средних предприятий, а также экономические регуляторы для соблюдения обязательств по поставкам, экспорту и импорту товаров.
Значительная работа будет проводиться по государственной поддержке отраслей непроизводственной сферы и охране окружающей природной среды, защите экологии. Наконец, третий этап перехода к рыночным отношениям, будет окончательно стабилизировано социально-экономическое положение Казахстана, форсировано формирование рыночной сферы, активизирована хозяйственная деятельность.
Будут приняты меры по ограничению монополистической деятельности, развитию конкуренции, активизации структур по-инвестационной политики и на этой основе — выход из экономического кризиса. Принимаются меры для устранения перекосов и диспропорций в народном хозяйстве, поэтапной реализации перспективных программ по региональной, инвестиционной, научно-технической и экологической политике.
Основными формами разгосударствления экономики и приватизации собственности на переходном этапе будут: акционирование предприятий, организаций и объектов отраслей народ ного хозяйства; передача государственного имущества в аренду, коллективную собственность; продажа государственного имущества юридическим и физическим лицам.
Проводится работа по привлечению иностранных инвестиций, принимаются меры к расширению и развитию экспортной базы, а также к стимулированию импорта. Становлению рыночных отношений способствует создание товарных бирж, фондовых бирж для торговли ценными бумага ми; сети коммерческих предприятий; торгово-закупочных кооперативов; коммерческих банков и страховых компаний; центров коммерческой информации, маркетинга по изучению спроса и конъюнктуры рынка; сети посреднических фирм и контор, оказывающих услуги рекламного характера, содействующих заключению контрактов и др.
Особую актуальность в рыночной экономике будет играть создание крестьянских хозяйств, усиление государственной инвестиционной и ресурсной помощи фермерству, а также создание смешанных агропромышленных структур, ориентированных на сочетание сельскохозяйственного производства с промышленной переработкой его продукции, хранением, транспортировкой и реализацией.
Будет создан рынок жилья, его формирование осуществляется на основе жилищной реформы. Жилищная реформа должна превратить большинство граждан Казахстана в собственников жилья, усилить стимулы для сбережений и инвестиций. Для этих целей предусматривается формирование системы специализированного жилищного кредита, создание банковской системы, механизма предоставления дополнительных кредитных льгот для молодых, низко оплачиваемых и многодетных семей.
Таким образом, в сложившихся условиях углубляется экономическая реформа и идет форсирование экономических преобразований. Переходный процесс гибко регулируется налоговыми и таможенными правилами, инвестиционной, кредитной и страховой политикой государства, а также введенной денежной реформой. В связи с этим усиливается контроль за происходящими событиями в экономике, без ущемления прав товаропроизводителей, не сдерживая рыночных преобразований.
Цель преобразований состоит в формировании подлинно рыночных механизмов и социально-ориентированной экономики, проведении все более независимой и отвечающей национальным интересам Казахстана политики, вхождении его в мировое хозяйство и на этой основе создании нормальных условий жизни людей.
За время с момента вхождения Казахстана в рыночные отношения отмечены качественные позитивные изменения. Результаты экономической реформы будут зависеть от внутренних и внешних факторов. В этих условиях главной задачей становится последовательность и системность в проведении реформы, координация и согласование своей деятельности с другими государствами.
Задача преобразований состоит в снижении инфляции и создании условий для последовательной социальной ориентированности рыночной экономики, что предполагает раскрепощение бизнеса, создание сильного частного сектора с развитой рыночной инфраструктурой и конкуренцией, подъем производства за счет внедрения высокоэффективных технологий и новой техники, формирование жесткой финансовой среды деятельности предприятий с высокой степенью их финансовой ответственности, действенного и эффективного банковского сектора.