Динамичное, устойчивое модернизация высшего образования — один из ключевых показателей мирового сообщества. Республика Казахстан должна ориентироваться именно на передовые информационные и индустриальные государства. При формировании интеллектуального потенциала нации огромное значение имеет высшая школа. Поэтому вопрос развития национального высшего образования — вопрос государственной стратегии.
Чтобы правильно сформулировать стратегию модернизации высшего образования необходимо, во-первых, тщательно проанализировать ход развития высшей школы Казахстана и, во-вторых, использовать позитивный опыт стран, чья высшая школа имеет общие научные корни с национальной высшей школой нашей страны. Анализ высшего образования Казахстана показывает, что развивалось оно в минувшие годы непоследовательно, неровно. Международный опыт показывает, что высшее образование может стать наиболее эффективным и устойчивым в том случае, когда оно действует в виде единой государственно-общественной системы. Такая система имеется и в дальнем зарубежье, и в ближнем. Недавно мы еще разубедились в этом на примере высшей школы Российской Федерации. В РФ уже 10 лет существует и ведет активную работу «Союз ректоров России (РСР)» — влиятельная общественная организация, целью которой является эффективное содействие решению важнейших вопросов в области высшего образования. Союз ректоров стал мощной силой, важным фактором, благодаря которому высшая школа России развивается устойчиво, без рывков. В условиях министерской чехарды и непродуманных попыток реформ, имевших место в РФ в 90-е годы, именно Российский Союз ректоров внес решающий вклад в сохранение научно-образовательного потенциала высшей школы РФ. И при Б. Ельцине, и при В. Путине РСР проводил и проводит взвешенную, последовательную линию, отстаивает интересы высшего образования. При этом союз ректоров не стремится к революционным переворотам в высшей школе, — сохраняя консерватизм, как одно из системообразующих начал развития образования, он руководствуется принципами умеренности, преемственности. Пример деятельности Союза ректоров РФ весьма показателен. Думается, что именно такой самостоятельной и влиятельной общественной организации не хватает в системе высшего образования Республики Казахстан.
Конечно, при Министерстве образования РК в прежние годы существовал Совет ректоров, но это было формальное, номинальное объединение, не имеющее реального влияния. Об этом уже шла речь на Парламентских слушаниях 2002 года по образованию. Мы не знаем примеров, чтобы Совет ректоров Казахстана оказывал какое-то влияние на развитие образования, его голос никто не слышал. Это не могло не привести к просчетам, в том числе в законодательной базе высшей школы. В стране необоснованно возникло множество нерегулируемых, так называемых, негосударственных «университетов», «академий», что обесценило понятие образования. В обществе утрачен ориентир, многим людям не ясно, что такое по-настоящему образованный человек, и что такое человек, получивший номинальное образование. Со всей определенностью надо сказать: сегодня есть серьезная угроза качеству высшего образования. Новоиспеченные вузы и филиалы в большинстве не способны давать качественные знания, да, собственно, не стой целью они и создавались. О каком качестве подготовки может идти речь в подобных случаях ? А ведь такие учебные заведения выдают дипломы того же образа, что вузы, по праву считающиеся флагманами казахстанской высшей школы. Происходит подмена ценностей, девальвируется сама идея высшего образования, соответственно падает доверие к отечественному диплому. Иными словами, сфера образования становится всего лишь прибыльным бизнесом для некоторых людей, и это наносит большой урон образованию и обществу. Я далек от мысли, что корень проблемы лишь в негосударственных вузах кактаковых. Среди них есть вполне достойные учебные заведения. Ущерб качеству образования наносится и некоторыми государственными вузами, стремящимися решать свои финансовые проблемы открытием непрофильных для себя специальностей за счет традиционной сферы подготовки. Если сегодня мы принципиально не разберемся с этими явлениями, не примем меры по их разрешению, престиж системы образования будет снижаться.
Ведь от качества знаний зависит качество нации, качество самого государства. Стране не нужны штампованные дипломы, нужны образованные специалисты. Поэтому государство обязано регулировать образовательные процессы. Опыт стран СНГ показывает, что государство должно контролировать процесс развития частного высшего образования и устанавливать конкретные обоснованные параметры и объемы негосударственного сектора образования, исходя из национальных интересов страны в целом.
Сегодня нас не может удовлетворять научно-педагогический уровень значительной части профессорско-преподавательского состава вузов. Необходимо ужесточить аттестацию, вернуть в вузы педагогическую элиту, создавая ей достойные условия для работы. И этим вопросом также должен заниматься Союз ректоров.
Пора принять закон о государственном статусе учителя, преподавателя, научного работника. В ряде развитых стран мира, например, в Германии, Франции преподавательский состав вузов имеет статус государственных служащих, а в РФ обсуждается закон о введении квалификационных разрядов для профессорско-преподавательского состава и научных работников вузов (с указанием соответствующих рангов). Приравнивание категорий научно-педагогических работников соответствующим рангам государственной службы стало бы в Казахстане реальным фактором укрепления социального и служебного статуса вузовских преподавателей.
Важнейший вопрос — состояние воспитания, социальной защиты и здравоохранения студентов. Ведь, без здорового студенчества сегодня, не может быть здоровой нации завтра. Нужна государственная финансовая поддержка студенческих профилакториев, питания нуждающихся студентов. Есть и другая сторона проблемы воспитания — в республике немало сил, которые хотели бы отвлечь молодежь, использовать ее в своих целях. Об этом недавно говорилось на совещании по внутренней политике в Администрации Президента Республики Казахстан. Одна из главных задач Союза ректоров в этом плане — создание Союза студентов Казахстана, который направлял бы их на приобретение качественных знаний, формирование чувства патриотизма, верности Отчизне, преданности идеалам государства. Это чрезвычайно важно, так как в ближайшие годы в стране предстоят серьезные политические события: выборы в Маслихаты, Мажлис, Сенат и, наконец, выборы Президента. Все понимают — студенчество, это мобильный и организованный социальный слой, и могут найтись желающие, чтобы использовать его в своих узких политических целях. Союз ректоров должен сделать все, для того, чтобы студенты не отвлекались на нежелательные политические интриги. Студенческая молодежь должна уметь осознанно противостоять негативным и радикальным влияниям.
Давно назрела необходимость разработать «Концепцию социально-воспитательной и идеологической работы», что позволит реализовывать все социально-воспитательные задачи в стране системно.
Таким образом, задач пред вузами и ректорами немало. Поэтому, когда в 2002 году Республиканский Совет ректоров был воссоздан в качестве юридического лица, мы решили обратиться к опыту тех стран, где аналогичные организации существуют уже не один год. В первую очередь необходимо было изучить опыт Российского Союза ректоров.
В декабре 2002 года на базе МГУ состоялся VII съезд Российского Союза ректоров. На нем присутствовало 1,5 тысячи ректоров вузов и 500 гостей. В работе съезда по приглашению президента Российского Союза ректоров, ректора МГУ В. Садовничего приняла участие делегация ректоров Казахстана. Образовательные, связи между Казахстаном и Россией складывались десятилетиями, столетиями. В наших странах существуют родственные системы образования и нам не безразлично, что сегодня происходит в российской высшей школе. При этом, конечно, мы не собираемся бездумно копировать чей-либо опыт, но мы полагаем, что его следует изучать и использовать в соответствии с национальными интересами Казахстана. Важно и то, что Президент РФ назвал сотрудничество со странами СНГ в сфере образования «абсолютным приоритетом».
Участвуя в работе съезда Союза ректоров РФ, мы еще раз убедились в конструктивной позиции ректорского корпуса, благодаря усилиям которого российская высшая школа в непростых условиях последнего десятилетия сохранила свои позиции, качественный уровень и перспективы. Повестка дня съезда была посвящена обсуждению актуальных вопросов, вытекающих из Концепции модернизации высшего образования. С докладом выступил Президент Российского Союза ректоров В. Садовничий. В работе съезда принял участие и выступил с речью Президент РФ В. Путин. И он, комментируя доклад В. Садовничего и других ораторов, тут же, за столом президиума съезда решил ряд серьезных вопросов: о налогообложении вузов, о придании вузам статуса научных учреждений, о финансировании фундаментальной науки и университетских библиотек и др. В работе съезда участвовало немало представителей политической элиты РФ: вице-премьер по социальному блоку В, Матвиенко, министр образования В. Филиппов, ряд других министров и зам. министров, председатели Комитетов по образованию Федерального собрания и Государственной думы, депутаты, представители фракций Думы, мер Москвы Ю. Лужков и многие другие представители власти. Это свидетельствует о том огромном значении, которое государственные органы РФ придают сфере высшего образования.
По итогам работы съезда было принято развернутое постановление: «О стратегии модернизации высшего образования». Конечно, решения съезда Союза ректоров не имеют директивного значения для Министерства образования РФ. Однако не учитывать мнение всего ректорского корпуса Министерство не может. Так, Министр образования РФ В. Филиппов в своей итоговой речи сказал, что «съезд сделал то, что не могло сделать Министерство образования».
Какие же проблемы, обсуждавшиеся на съезде ректоров, актуальны и для Казахстана? Остается актуальным вопрос об интеграции высшего образования и науки. По мнению лауреата Нобелевской премии Ж. Алферова, до сих пор сохраняется разобщенность науки и образования. Действительно, высшее образование должно быть фундаментальным. В этом -традиция высшей школы Евразийского региона с XVIII века. И от этого отказываться ни Казахстану, ни России нет необходимости. Нельзя допустить дефун-даментализации высшего образования.
Необходимо решить вопрос о придании вузам статуса научных учреждений. Вузы как юридические лица должны иметь право включать в свой состав научно-исследовательские институты в качестве других юридических лиц. Только тогда вузовская наука сможет развиваться успешно. С другой стороны, фундаментальная наука не может быть прибыльной. Поэтому, если мы хотим видеть у страны перспективу, то государство должно вкладывать деньги в науку. В РФ обсуждается вопрос о введении статуса «ведущих вузов». В Казахстане уже сегодня есть национальные университеты, имеющие особый статус, но этот статус не конкретизирован, не обеспечен финансированием в целях развития университетской науки и фундаментального образования. Для развития ведущих вузов в РФ предлагается принять Государственную целевую программу «Университеты России в XXI веке». Учитывая наличие в системе высшего образования Казахстана университетов с особым статусом, целесообразно разработать соответствующую национальную программу.
Важным каналом, через который Союз ректоров взаимодействует с вузами Евразийского региона, является Евразийская ассоциация университетов. ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, также как и ряд ведущих вузов Казахстана, является членом этой ассоциации. 2003 год — Год Казахстана в России. Учитывая это, нами была достигнута договоренность с Президентом Евразийской ассоциации В. Садовничим о проведении в мае 2003 года в Астане на базе ЕНУ очередного международного форума — заседания Евразийской ассоциации университетов. Целесообразно, через Евразийскую ассоциацию разработать единые стандарты по естественнонаучным направлениям и специальностям для вузов Евразийского региона. Предполагается, что примерно 60 % объема новых учебных стандартов будет составлять общая, инвариантная часть, а 40 % будут национальным и вузовским компонентом.
В настоящее время в РФ идет эксперимент по внедрению так называемого Единого государственного экзамена, который является одновременно, выпускным для общеобразовательной школы и вступительным-для вуза. Высказывается немало критических замечаний, так как единый экзамен стандартно рассчитан на среднего школьника и не учитывает интересы и подготовку наиболее сильной, продвинутой части абитуриентов. Опыт Казахстана убеждает- поиск талантливой молодежи при приеме в вузы не должен ограничиваться одним формализованным тестовым экзаменом. Необходимо развивать различные формы, например, прием по результатам вузовских олимпиад. Для этого должны быть предусмотрены специальные места в госзаказе и гранты. Интересно, что в РФ в 2003 году начнется внедрение системы целевого приема на основе договоров вузов с органами государственной власти. Эта система предусматривает конкретизацию в договоре будущего места работы, должности и оклада выпускника вуза. Нам также имеет смысл изучить этот вопрос.
Анализируя проблемы современного вуза, невозможно обойти финансовую сторону. На наш взгляд, модернизация высшей школы не должна вести к сокращению государственных расходов на образование. Государственный сектор в образовании следует усиливать, так как это вопрос стратегии и государственной безопасности. Целью модернизации сферы образования не должно стать уменьшение бюджетного финансирования. Необходимо скорректировать налоговое законодательство в сфере образования и науки. Предоставление налоговых льгот является важным пунктом и для вузов Казахстана. Во-первых, следует ввести льготы при реинвестировании в образовательный процесс прибыли (на приобретение основных средств и оплату труда), полученной от предоставления платных консультационных и образовательных услуг, аренды. Во-вторых, надо предоставить льготы вузам для приобретения и реализации учебной и научной продукции (без НДС-16%). К сожалению, минувшие годы не способствовали росту социального престижа ряда педагогических и инженерных специальностей. Так, в начале 90-х годов областные педагогические институты, занимавшие важное место в системе высшего образования, были повсеместно переименованы в университеты. Процесс университизации был сам по себе правильный, но он привел к тому что педагогические специальности в новых университетах перестали доминировать, ушли на второй план. Переименование пединститутов привело к сокращению подготовки пед-кадров, сократилось количество педагогических, методических кафедр. В первую очередь все это сказалось на сельской школе, где имеет место большой дефицит квалифицированных учителей.
Учитывая перспективные национально-государственные интересы, в вузах необходимо вести широкую и качественную подготовку нового поколения педагогов, учителей. Для обеспечения полноценного функционирования национальной системы общего образования в Астане необходимо открыть Педагогический университет с Республиканским институтом повышения квалификации педагогических кадров всех уровней, который бы координировал подготовку и переподготовку педагогических кадров в масштабе страны.
Педагогическое образование должно соответствовать потребностям времени. При этом социальное положение педагогов вызывает тревогу. В этом году Правительством РК уже проведено повышение зарплат учителям на 35 %. Эту тенденцию желательно продолжить и в дальнейшем, иначе вузы, готовя учителей, будут в значительной мере работать в холостую, так как значительная часть выпускников не пойдет в школу. Необходимо существенно поднять зарплату и уровень пенсий всех категорий педагогических работников, обеспечить молодых специалистов, учителей жильем, кредитами.
Для всего Евразийского образовательного пространства актуальными являются вопросы о лицензировании и аккредитации вузов. По мнению ректорского корпуса стран СНГ, наряду с государственной системой лицензирования и аккредитации вузов должна существовать и общественная система аккредитации. В первую очередь этим должны заниматься Союзы ректоров и их региональные отделения — Советы ректоров — как общественные организации, наиболее компетентные в этой области.
Рассматривая развитие высшей школы Казахстана и России в широком региональном аспекте, нельзя обойти вопрос о так называемом Бо-лонском процессе. Суть дела в том, что в Европе в последнее время активно идут интеграционные процессы. Возник Европейский Союз. Однако системы образования европейских стран исторически имеют значительные отличия. С другой стороны, Европа озабочена вопросом недостаточной конкурентоспособности европейского образования с США, так как количество иностранных студентов в Америке во много раз превосходит количество иностранных студентов в странах Европейского Союза. Поэтому, чтобы усилить совокупную силу и привлекательность европейского образования для иностранцев, было решено сблизить европейские системы образования.
По инициативе Англии, Германии, Франции и Италии в 1999 году, в г. Болонья (Италия) состоялась первая встреча европейских министров образования, которые подписали совместную декларацию, названную Болонской — по созданию Зоны европейского образования. Эта декларация предусматривает: 1) единое европейское приложение к диплому; 2) переход к двухуровневой системе высшего образования: 1-я ступень-3-4 года, 2-я ступень- 1-2 года; 3) получение на 2-ой ступени степени магистра или доктора наук; 4) внедрение единой системы кредитов (как единиц трудоемкости учебного процесса), для того чтобы студенты могли без проблем переводится из страны в страну; 5) свободное передвижение преподавателей и студентов по Европе.
Какую позицию должен занимать в отношении этого процесса Казахстан? Мыдолжны четко просчитать, что даст нам подписание Болонской декларации. Приведет ли это к улучшению качества нашего образования? Есть ли прямая связь между качеством национальной высшей школы и Болонским процессом? Не приведет ли принятие европейских стандартов образования к «утечке мозгов» из Казахстана (что уже сейчас происходит в России)?
Наконец, пытаясь вступить в Европейское образовательное пространство, как быть с нашим Евразийским образовательным пространством в рамках Евразийского Экономического Сообщества, инициатором которого выступил Президент Республики Казахстан? Для европейских стран Болонская интеграция в области высшего образования — это необходимость, вытекающая из логики создания Европейского Союза. Без ЕС никакого Болонского процесса не было бы. Поэтому, если Казахстан собирается вступать в Европейский Союз, тогда конечно, подписывать Болонскую декларацию надо. Но если пока нет, тогда лучше повременить. По нашему мнению, вопрос о подписании Болонской декларации — это не только образовательный, но и политический вопрос (как и вообще вопрос о вхождении в любые европейские структуры).
Вступление национальной системы образования Казахстана в Болонский процесс должно сопровождаться анализом возможных последствий. Конечно, уклоняться от Болонского процесса, нет оснований. Но при вхождении в европейское пространство у стран Евразийского региона должна быть выработана общая позиция, учитывающая национальные интересы, чтобы совместными усилиями можно было повлиять на развитие европейского образования в выгодном нам направлении.