С момента обретения суверенитета Казахстан уделяет особое внимание международным связям в сфере образования. Связи с Турецкой Республикой, первой признавшей независимость Казахстана, становились все крепче. В начале 1990-х годов президенты Казахстана и Турции подписали договор о сотрудничестве в сферах образования и науки, реализовали проект, в рамках которого казахстанская молодежь проходила обучение в высших учебных заведениях Турции. В апреле 1991 г. в рамках соглашения между правительствами Республики Казахстан и Турции в городе Туркестан был открыт первый в тюркоязычном мире Международный Казахско-Турецкий университет. В городах Алматы, Шымкент и Кентау появились отделения этого университета. В 1992-1995 гг. в городах Казахстана открылись 25 казахско-турецких лицеев и одна начальная школа. Это благородное дело осуществлялось при поддержке Казахско-Турецкого образовательного фонда (КАТЕУ). В этих лицеях ученики получали образование, соответствующее требованиям современности. Ученики лицеев занимали призовые места на различных предметных олимпиадах, организованных в Казахстане и за рубежом.
Научно-образовательные связи Казахстана с Россией и другими странами СНГ в условиях кризиса в начале 1990-х годов сильно сократились. Однако во второй половине 1990-х годов и в 2000-х годах они возобновились, кроме того, стали ускоренно развиваться связи с университетами стран Европы и Америки.
Так, в 1992 г. в Россию отправились учиться 22 тыс. человек, в Турцию — 914, в Польшу-65, США — 17 человек. К 2004 г. в России обучались 16 тыс. казахстанских студентов, в Турции — 740, в Польше — 500, в США — 500, в Египте — 250. В высших учебных заведениях Казахстана обучались студенты из Индии и других стран Азии и Африки, дети казахской диаспоры, вернувшиеся на родную землю (из Китая, Монголии, Турции). В Казахстане открылись совместные Казахско-Турецкий, Российско-Казахстанский, Казахстанско-Египетский, Казахско-Американский, Казахско-Немецкий, Казахстанско-Британский технические университеты.
15 января 1995 г. был принят закон «О научной и научно-технической политике Республики Казахстан». Результаты работ, проведенных в научно-технической сфере, были показаны на выставке в Астане в феврале 1998 г. Составлены проекты государственных программ по развитию в стране машиностроения, атомной промышленности и энергетики, а также заключение о развитии в республике горно-металлургического комплекса. Разработаны проекты небольших заводов по производству разноцелевых высокоэффективных катализаторов, выведены новые сорта зерна и риса, появились новые методы разведки и добычи полезных ископаемых, их эффективного использования. Освоено производство тепловых и электрических счетчиков горячей и холодной воды, приборов для срочного медицинского освидетельствования, впервые выпущены отечественные компьютеры и ряд электронных устройств промышленного и бытового назначения.
Разработана Государственная программа развития науки в республике на 2007-2012 гг. утвержденная Указом Президента №348 от 20 июня 2007 г., основными направлениями которой являются: развитие современной инфраструктуры для научной и инновационной деятельности; обеспечение интеграции академических научных учреждений и вузов; создание эффективной системы финансирования научных исследований; создание стимулов для частного сектора в проведении научно-исследовательской и конструкторской деятельности; повышение качества подготовки научных кадров и создание условий интеграции Казахстана в мировую науку.
Определены шесть приоритетных направлений научных исследований: нанотехно-логии и новые материалы; биотехнологии; технологии для водородного и горно- металлургического секторов и связанных с ними сервисных отраслей; ядерные технологии и технологии возобновляемой энергетики; информационные и космические технологии; национальная идея как основа устойчивого развития Казахстана. Казахстанскими учеными за 2001-2006 гг. получено 5 дипломов на научные открытия, 877 патентов, разработано 136 образцов техники [7].
Приблизительная оценка сравнительных усилий различных стран в финансировании исследовательских работ показывает, что около 95% сумм мировых расходов на науку приходится на развитые страны. Они также лидируют по показателю национальных расходов на НИР в расчете на 1 жителя от 50 до 150 дол. США, тогда как в развивающихся странах они не превышают 5 дол. В Казахстане в 1998 г. этот показатель реально составил 1,2 дол. против ожидавшегося 3,2 дол. Сокращение объемов бюджетного финансирования при фактическом отсутствии других источников привело к уменьшению числа исследовательских организаций на 54 единицы в сравнении с 1995 г. В результате оттока научных кадров в другие страны и в развивающиеся сектора экономики, число научных работников за этот период сократилось на 1190 человек. В общей сложности научную сферу покинули 7237 работников, в том числе из вузов — 1660. Вместе с тем было отмечено появление в сфере науки предпринимательского сектора, в 1998 г. здесь уже работали около 1500 человек [8].
Ученые республики внесли свой вклад в науку: с древних времен до наших дней исследована история Казахстана и казахской философии, в контексте взаимовлияния восточной и западной культур, начала формироваться новая философия и методология науки, исследованы развитие конституционного процесса в республике, евразийская интеграция, геополитика, подготовлен прогноз демографического развития. Организована Высшая научно-техническая комиссия — ответственный консультативный орган по Определению государственных приоритетов в развитии фундаментальной и прикладной науки и техники и дальнейшему прогнозированию. 100-летие со дня рождения академика К.И. Сатпаева включено в список юбилеев, проводимых при поддержке ЮНЕСКО. 15-23 апреля 1999 г. в Париже состоялся международный научный симпозиум, посвященный этому событию. На нем была организована выставка под названием «Наука Казахстана: из прошлого в будущее»; работали секции «История научной мысли в Казахстане», «Переработка минерального сырья», «Достижения сельскохозяйственных наук». Кроме того, представлены материалы на темы «Казахстан и космос», «Ядерная физика», «Современные средства связи», «Качество жизни», «Высшее образование в РК», перспективные научные проекты. В рамках празднования 1500-летнего юбилея г. Туркестана прошла международная научно-практическая конференция «Туркестан и Ходжа Ахмед Яссауи в духовной истории Казахстана и тюркского мира». В ней приняли участие более 200 ученых и специалистов из Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья. В завершение этого мероприятия, прошедшего в рамках ЮНЕСКО, в Париже при участии казахстанской делегации проведен круглый стол «Туркестану 1500 лет».
Закон «О науке», принятый 12 июля 2001 г. стал основой дальнейшего совершенствования управления, организации инновационных и исследовательских процессов, подготовки кадров, интеграции отечественной науки в мировое научное сообщество. В 1992 г. Министерство образования РК подписало соглашение о сотрудничестве в области образования с Турцией, США, Монголией, Венгрией, Египтом, Южной Кореей, Китаем. Разработан и утвержден рабочий план на 1992 г. к соглашению о сотрудничестве в области образования и науки с комитетом просвещения СУАР КНР. В соответствии с ним в КазГУ приняты 43 китайских студента на контрактной основе, 9 студентов по безвалютному обмену. Министерством также заключено соглашение с главной компанией нефтехимической промышленности Китая, по которому установлены взаимовыгодные связи по подготовке, повышению квалификации кадров между вузами обеих стран.
С 25 октября по 1 ноября 1992 г. делегация Министерства образования во главе с министром Ш.Ш. Шаяхметовым посетила Каир, где был подписан Договор о сотрудничестве между Министерством образования РК и Арабской Республикой Египет, в котором предусматривалась организация совместной казахско-египетской Академии на базе КазНУ, установлено прямое сотрудничество КазНУ и университета города Альминия [9].
Вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство и присоединение к Болонской конвенции способствует активизации научно-образовательных связей между Казахстаном и Индией. В рамках двусторонних договоров в области науки и образования, заключенных между Казахстаном и Индией, развивается взаимодействие между аналитическими кругами двух стран. Так, Казахстанским институтом оборонных исследований при Президенте РК подписаны Меморандумы о взаимопонимании с Институтом оборонных исследований и анализа и Индийско-центральноазиатским фондом (ИЦАФ).
Также были заключены: Меморандум о взаимопонимании между Евразийским университетом им. Л. Гумилева и Университетом им. Джавахарлала Неру (2002), Меморандум о взаимопонимании между факультетом международных отношений КазНУ им. аль-Фараби и исследовательскими центрами Университета им. Джавахарлала Неру (2005), Меморандум о взаимопонимании между Центром внешней политики и анализа при МИД РК и Калькуттским институтом Азии, Соглашения между Институтом востоковедения им. РБ. Сулейменова, КИСИ при Президенте РК и Университетом им. Дж. Неру, Фондом «Индия — Центральная Азия», Меморандум о взаимопонимании между историческим факультетом КарГУ им. Е.А. Букетова и Центром Гималайских исследований.
Открытие Фонда «Индия — Центральная Азия» (1 марта 2005 г., г. Нью-Дели) способствовало развитию отношений между Индией, Казахстаном и другими странами Центральной Азии в таких областях, как политика, экономика, оборона, наука; изучению новых технологий, культурных связей; созданию в Индии банка данных для ученых, предпринимателей, специалистов в области технологий, а также специалистов в других областях знаний из Индии и стран Центральной Азии. В целях укрепления взаимодействия между государствами, расширения программ по научному обмену между учебными заведениями Индии и Казахстана проводятся семинары, заседания и конференции, издаются совместные публикации. Также установлены научные контакты с Университетом им. Дж. Неру, с научно-исследовательским фондом «Sapra-India Foundation». Результатом данных научных контактов стали исследовательские стажировки казахстанских ученых в Республику Индия [10].
Международное сотрудничество в области науки и образования регулируется законодательством РК и осуществляется на основе международных договоров, соглашений и конвенций. В настоящее время подписаны соглашения о сотрудничестве более чем с 40-ка странами ближнего и дальнего зарубежья и международными организациями.
Одной и важнейших задач международного сотрудничества в области образования является интеграция системы высшего образования Казахстана в мировое образовательное пространство. С этой позиции особую значимость приобретает работа по признанию казахстанских документов об образовании и аналогичных иностранных документов в Казахстане. Данному процессу способствует подписание 11 апреля 1997 г., ратификация и утверждение Указом президента РК от 13 декабря 1997 г. №202-1 Лиссабонской конвенции о признаний квалификаций, относящихся к высшему образованию. В этой же связи планомерно продолжается работа по подписанию двусторонних соглашений по признанию документов об образовании со странами, которые не присоединились к каким-либо международным соглашениям. Граждане Казахстана обучаются в 35-ти странах мира и география сотрудничества в области образования и науки с каждым годом расширяется. Их обучение за рубежом идет по следующим основным направлениям: международные образовательные обмены; стипендии правительств иностранных государств и международных организаций; в частном порядке; по международной стипендии Президента РК «Болашак».
Казахстанско-венгерское сотрудничество в сфере науки и образования развивается с момента обретения независимости РК. Началом сотрудничества между странами можно считать договор между Правительством РК и Правительством ВР, подписанный 8 февраля 1993 г. во время официального визита Премьер-министра Казахстана С. Терещенко в Венгрию, где говорится «что стороны заявляют о своем согласии развивать двустороннее научно-техническое и культурное сотрудничество».
14 декабря 1995 г. в г. Будапеште был подписан рабочий план сотрудничества между Министерством образования РК и Министерством культуры и образования Венгерской Республики. Данный рабочий план был рассчитан на три года, то есть до конца 1998 г. По этому договору казахстанская сторона ежегодно в Венгрию направляла на полное обучение до восьми человек, а венгерская сторона направляла в Казахстан ежегодно до пяти человек на 5-10-месячное обучение казахскому языку, этнографии и культуре. На основе настоящего договора к концу 1997 г. в венгерских вузах обучалось 26 студентов из Казахстана.
Следующим этапом развития отношений в сфере науки и образования явилось подписание Соглашения о техническом, научном и экономическом сотрудничестве между РК и ВР в октябре 1996 г. во время официального визита Премьер-министра Казахстана А. Кажегельдина в Венгрию.
Новые перспективы двустороннего сотрудничества открылись в связи с поставленными Главой государства задачами по развитию профессионального государства и необходимостью подготовки соответствующих кадров. С начала 1990-х гг. с казахстанскими вузами уже сотрудничали: университет им. Я. Кодолани г. Секешфехервар, Гёдельский научно-аграрный и Сегедский научный университеты. Казахстанские студенты сейчас тоже обучаются в других высших учебных заведениях Венгрии — Экономическом и Центрально-европейском университетах, Международной школе бизнеса. Венгерская молодежь изучает казахский язык в Научном университете им. Э. Лоранда и Сегедском научном университете. Венгерская сторона выразила заинтересованность в обучении казахстанских студентов в высших учебных заведениях страны по программе «Болашак».
Тесные прямые связи были установлены между Казахским аграрным университетом и Аграрным университетом г. Гёдёлё после встречи министров двух стран. Между вузами было подписано Соглашение о разработке совместных программ по подготовке казахстанских специалистов по сельскохозяйственным специальностям в рамках президентской программы «Болашак». Активно начали сотрудничать КазНУ им. аль-Фараби и университет им. Яноша Кодолани г. Секешфехервар в рамках Соглашения о сотрудничестве в сфере науки и образования, подписанного между ними в 2007 г.
Таким образом, ученые, преподаватели вузов и студенты двух стран принимают активное участие в научных и образовательных мероприятиях, проводимых в Казахстане и Венгрии. Установлены тесные контакты между научно-исследовательскими институтами, высшими учебными заведениями двух стран. Казахстанские и венгерские ученые продолжают проявлять взаимный интерес к изучению общих исторических корней. В этой связи проводились совместные археологические работы по выяснению истории расселения кыпчаков в Венгрии и мадьяр в Казахстане. В целом перспективы развития отношений в сфере образования с каждым годом становятся все шире [11].
13 мая 2011 г. состоялся форум «Инновационный Казахстан — 2020», на котором Президенту были представлены 74 инновационных проекта, разрабатываемые Назарбаев Университетом, министерствами образования и науки, связи и информации, обороны, компаниями «КазМунайГаз», «Казахстан Темир Жолы», «Казахтелеком» и другими национальными компаниями.