МАЗАР АЛАША ХАНА. Как свидетельствуют факты, останки древних культур, следы городов или городищ, известные исторические памятники располагаются в большинстве случаев близ рек и озер. В Улытау берут начало реки Сарысу, Каракенгир, Сарыкенгир. Возле этих рек, их рукавов и притоков, обнаружено большое количество памятников культуры и истории. Один из них, мазар Алаша хана, стоит у слияния рек Каракенгир и Сарыкенгир. По своему строению, времени и истории создания он по праву является одним из ценнейших памятников Казахстане, достойных государственной опеки. По мнению ученых, его основание относится к XI—XII векам, хотя, если судить по другим памятникам этого же периода (Жошы хан Джучи хан, Аяккамыр и др.), мазар Алаша хана выглядит значительно древнее, поскольку сильнее испытал на себе губительное влияние времени. По своей отточенной композиции и оригинальной форме, особой кладке и художественному стилю он заметно отличается от других памятников, стоит как бы особняком. Кто же он такой, Алаша хан? Кем он был, что делал и чем заслужил честь увековечения в камне? Такие вопросы возникают у каждого, кому довелось созерцать это удивительное чудо истории чуть ли не тысячелетней давности. К сожалению, ответить на этот и подобные вопросы не просто, так как история развития древней архитектуры на территории Казахстана, к нашему великому стыду, еще только начинает исследоваться учеными-специалистами. И все же в народной памяти сохранилось немало легенд и преданий о правителе Алаша или Алаша хане. Еще больше известно различного рода предположительных суждений о нем в научной, научно-популярной и художественной литературе, хотя все эти мнения отнюдь не прояснили истину. До сих пор версии о закладке данного памятника, его истории и биографии самого Алаша хана не могут избавиться от своего второго определения — гипотезы. Самая древняя фиксация слова Алаш, если доверять научному прочтению его учеными, была обнаружена членом-корреспондентом АН КазССР Г. Г. Мусабаевым на камне близ реки Или, на котором была высечена надпись: «Қаған алты бөріг алаш (а) ерті» «Алаша —; Великий хан шести народов». По мнению Мусабаева, надпись относится к догуннскому периоду — IV в. до н. э., т. е. за 2,5 тыс. лет до наших дней; алты бори — шесть волков в ней обозначают следующие племена: уйсуни, каниды, кыргызы. хапаем, татаб-татары, сяньби-хунны. Далее тот же ученый отмечает, что в последующий период вплоть до огузской эпохи имя Алаш, Алаша не встречается ни в восточных источниках, ни в китайских хрониках.
Таким образом, получается, что некий хан Алаша, покоящийся на берегу Улытауской реки, никоим образом не может быть идентифицирован с Алашем, встречающимся в тексте рун и связанным с алты Алаш. Поэтому время закладки рассматриваемого памятника следует отнести к VI—VIII вв. существования тюркско-сельджукского государственного объединения огузов, или ближе — к X—XI вв. эпохи караханидов, или, наконец, к периоду Чингисхана в XII—XIII вв., вследствие чего, по-видимому, нам придется согласиться с предположением об исторической реальности двух хронологически несовместимых деятелей по имени Алаша. Один из них, двух-трехтысячелетней давности, бытует в составе сохранившихся связанных сочетаний, фразеологизмов, пословиц и поговорок в языке казахов, киргизов, узбеков, туркменов, каракалпаков, башкиров и некоторых других тюркских народов. Другой покоится в вышеуказанном мазаре. В глубокую старину уходят корнями казахские алты алаш — шесть алашсй, т. е. шесть племен, народов: түбіміз алаш, керегеміз ағаш — по происхождению [своему] мы [ведем род] от алаша так же, как и решетчатый остов [наших юрт]— из дерева» и т. п. Всесторонне проанализировала весь комплекс значений слова алаш в казахском языке, фольклоре и устной литературе член-корреспондент АН Казахской ССР Рабига Галиевна Сыздыкова в своей книге «Сөздер сөйлейді (Из истории слов. Алма-Ата, 1980. С. 24, 29—32). Все, кто интересуется его семантикой, этимологией или употреблением, могут обратиться к этой работе. Сейчас же нам хотелось бы все же заметить, что такие устойчивые обороты, как алаш, алаш болганда, Алаша хан болганда —. когда алаши были алашами и их возглавлял хан Алаша или боевой клич-уран «Алаш!» и т.д., по всей вероятности, следует связать со вторым, более поздним, Алашем.. Последнее подтверждают и имеющиеся письменные фиксации по этому повод)’, и данные фольклорного плана — легенды и предания об Алаше, и особенно родословные и генеалогические версии, рассказы, исследования и дневниковые записи А. Диваева, К. М. Федорова, Г. Н. Потанина, Ч. Ч. Валиханова, А. Янушкевича и других, в которых в самых различных вариантах повествуется о некоем грозном хане Алаше, правившем народом и побеждавшем врагов. Это рассказы о рождении рябого мальчика, позже ставшего великим ханом, о правителе, в. знак степной «коронации» поднятом на паласе'(по-казахски, алаша — палас); мальчике, изгнанном из Улытау и впоследствии ставшем знаменитым полководцем; о рождении урана — боевого клича «Алаш!» для устрашения вражеских калмыцких орд или о язычнике хане Алаше, не верящем в бога, и многие другие. Примечательно, что немало сведений об Алаше и в целом о разных этапах истории казахов можно непосредственно подчерпнуть из записей известных ученых и путешественников ХVII-ХIХ вв.
Так, например, член петербургской Академии наук известный историк Г. Ф. Миллер (1705—1783) записал легенду о сказочно богатом и всемогущем хане Алаше, мудром правителе народа, отмечая также, что в дипломатических записях 1489—1508 гг. регистрируется имя Алаша. В легендах и преданиях, приводимых одним из основателей русского географического общества, государственным деятелем и известным ученым А. И. Левшиным, казахи воспринимают себя не иначе как единый с алтайскими племенами и сибирскими татарами народ, позже в силу различных причин, междоусобиц и распрей разобщенных между собой. Объединив все три казахских жуза под своим началом, Алаша хан нападает на Бухарское ханство. Однако, потерпев поражение, он ссылается в Туркестан, где и умирает. После смерти Алаша хана его преемнику Дайыр-кожа удалось захватить Бухару и взять ханскую власть в свои руки. После смерти Дайыр-кожи на ханский трон взошел его сын по имени Кара-кожа. Г. Н. Потанин приводит другую версию. У одной из жен туркестанского хана родился рябой (ала — рябой, пестрый, аляповатый; отсюда ласкательное Алаш) сын. Из-за «недостойного» вида мальчика его сбросили в реку. Случайно его спас нищий. Со временем именно этот мальчик стал ханом, сумевшим объединить все три казахских жуза.
По Ч. Ч. Валиханову, рябой Алаша, сын туранского правителя Абдуллы, или иначе Абдулл-Азиз-хана, был изгнан в степи на севере от Сырдарьи. Там Алаша собрал джигитов, доведя число своего войска до трехсот (здесь игра слов: жуз по-казахски означает и «сто», и «орда, жуз».—А. С). В самый критический момент, когда воины его ослабли от набегов местных племен, голода и холода, появил старец, также по имени Алаш, и своими советами помог войску прийти в себя и быстро восстановить силы. Благодарные джигиты объявили его своим почетным аксакалом, старейшиной, а Алаша избирали ханом. Однако соседние племена и роды, по-прежнему продолжали называть их казак, казахами, т. е. бродячими, кочующими. Позже, в 1392 году, в погоне за Тохтамышем Хромой Тимур убил двоих сыновей Алаша — Амета и Самета. Исходя из этого, можно предположить, что Алаша хан жил где-то в середине. XIV века.