Предпринята попытка обобщить творческие искания казахских драматургов. Исследуя литературный процесс за годы независимости, мы решили начать с драматургии как главный составляющий духовного развития. В драматическом жанре по сравнению с лирикой и прозой современная действительность воспроизводится значительно ярче и полнее, поскольку основной художественно-эстетической функцией драматургии издавна является раскрытие жизненной правды, выявление и осмысление наиболее острых проблем современности.
Изучая современный драматургический процесс в аспекте национального развития, мы заметили, что исторические события, произошедшие в конце XX столетия, и общественно-политическая ситуация, сложившаяся в стране за последние годы создали благоприятные условия для развития данного литературного жанра. Такие позитивные понятия как «демократия» и «гласность», «свобода слова», вошедшие в нашу жизнь с приобретением независимости, позволили нам заново переосмыслить свое историческое прошлое и современную действительность. Таким образом, в литературной жизни произошли резкие перемены, имеющие положительный характер, и художественный процесс начал развиваться в новом направлении. В связи с этим, национальная драматургия пополнилась новыми произведениями, которые посвящены истории казахского народа, советскому прошлому и суверенной действительности.
В казахской драматургии особенно интенсивное развитие наблюдается в историческом жанре. Действительно, в 1990-е и 2000-е годы исторической тематике уделялось большое внимание. Об этом свидетельствуют драмы, посвященные наиболее важным моментам истории становления казахского государства. На сегодняшний день фонд национальной драматургии содержит множество сценических произведений периода независимости, в которых дана художественная переоценка истории нации. Такие драматургические произведения играют значительную роль в возвышении национального духа и патриотизма и в воспитании подрастающего поколения в XXI веке. Среди них можно выделить драмы, которые посредством изображения исторической личности Абылай хана, поднимают идею национального единства и государственной целостности. Это — народный героический драматический дастан «Абылай хан» А.Кекильбаева, реквием «Завет Абылая» (широко известен под названием «Последние дни хана Абылая») М.Байсеркенова, драмы «Сабалак Абылай — Хан Абылай» С.Жунусова, «Хан Абылай» С.Сматаева, а также следующие драмы о становлении независимого казахского государства, основанные на исторических фактах: «Томирис» Шахимардена, «Чингиз хан» И.Оразбая, «Султан-Бейбарс» Р.Отарбаева, «Печальная пора» («Зар-заман») С.Сматаева и «Смута» («Аласапыран») С.Жунусова. С приобретением независимости казахская литература, развивавшаяся в советский период в рамках социалистической идеологии, пополнилась рядом произведений, посвященных отдельным историческим личностям, которых чтит память народа. По идейному содержанию и тематике этим драмам присущи высокий патриотический дух и национализм. К таким произведениям можно отнести «Домалак ана» Ш.Муртазы, «Девушка Бакей» Т.Мамесеитова, «Казахи» К.Ыскака. Также необходимо выделить драмы, посвященные Махамбету Отемисулы, авторы которых обращают внимание на проблемы взаимоотношений исторической личности и его эпохи. В данном случае можно перечислить произведения «Пролетевшая жизнь» Н.Абуталиева, «Раненый барс» К.Мырза-Али, а также киноповесть «Судьба Махамбета» С.Жунусова.
В драматургии периода независимости наблюдается художественная тенденция, согласно которой казахскими писателями разнообразно воспроизводится историческая правда о советском прошлом. Казахский народ многое пережил за годы советской власти. За семьдесят лет народ испытал много бед. В драмах «Самопожертвование» («Жан кимак») и «Кебенек киген арулар» К.Ыскака, «Утраченная жизнь» («Өмірзая») Б.Мукая, «Письмо от пятерых» Ш.Муртазы, «Гений и тени» С.Жунусова, «Декабрьская ночь» С.Асылбекулы изображены сталинские репрессии, поклонение личности, унижении нации. Некоторые из них и по сей день успешно идут в национальных театрах страны.
В рамках исторической темы также следует уделить внимание трагедиям «Вечное дитя» Р.Мукановой и «Конец света» Б.Мукая (написана совместно с О.Сулейменовым), в которых отражены страдания казахского народа, причиненные ядерным полигоном. В произведениях, тесно взаимосвязанных единой тематикой и сходством идейного содержания, изображаются реальные исторические события второй половины XX столетия. Если сюжет «Конца света» охватывает события 1953-1983 гг., то «Вечное дитя» раскрывает перед нами горькую истину о том, что последствия ядерного полигона стали для народа трагедией века. Исторические драмы, написанные в период независимости, не только обогатили национальную драматургию идейно-тематическим разнообразием, но и восполнили белые пятна в историческом развитии нации.
Изображение творческой личности знаменитых представителей казахской культуры является одной из основных тем современной драматургии. Подразумеваемые поэтические, лирические драмы посвящены жизни и творчеству таких известных людей как Абай Кунанбайулы, Жамбыл Жабаев, Мукагали Макатаев, Шамши Калдаяков. В последние годы на сценах всех регионов республики ставятся драмы, посвященные творческой биографии великого поэта Абая. Такой живой интерес к творчеству поэта мотивируется глубоким значением его наследия в нравственном воспитании подрастающего поколения. Сценические постановки «Абай», «Абай десем…», «Таинственная личность» Р.Сейтметова и Б.Атабаева и «Желт тунде жарык ай» Н.Жакыпбаева, основанные на наследии А.Кунанбаева, а также трагедия «Абай» А.Мамбетова, написанная на основе пьесы М.Ауэзова и Л.Соболева, свидетельствуют о значительной роли поэта в культурном наследии казахского народа.
Драматическое исследование «Муза» А.Тарази является сложным произведением и по сюжетному, и по композиционному строю, так как автор в тесном переплетении повествует о судьбах современников Абая и Мукагали. Авторские раздумья об искусстве и творческой личности имеют глубокий философско-эстетический смысл. Образ выдающегося поэта XX века М.Макатаева представлен также в «Музе» Р.Мукановой и «Мукагали» С.Тургынбекова.
Лирическая драма, написанная в стиле мюзикла, «Цыганская серенада» И.Сапарбая в 2000-е годы стала одним из любимых сценических произведений казахских зрителей. Драма тонко изучает бесконечные противоречия во взаимоотношениях таланта и его жизненной среды. К исследованию природы таланта, творческой лаборатории личности, конфликтов, возникающих между ним и обществом, обращается и Д.Исабеков в драме «Сети дьяволя» («Булгаков»). Тяжелые судьбы талантов — актеров и писателей, творческий процесс, наделенный некой мистической таинственностью, психология личности получили яркое отражение в пьесах «Актриса» Д.Исабекова, «Невзгоды» Б.Мукая, «Красавица и художник» Т.Ахметжана. Названные сценические произведения являются значительным вкладом в освоении темы искусства в отечественной драматургии.
В драматургии периода независимости особое место занимают пьесы о современности. В 1991-2011 годы в связи с общественно-политическими и экономическими изменениями в стране происходила переоценка прежних жизненных ориентиров, духовных и материальных ценностей. Новая эпоха создала новые типы людей, отличающихся друг от друга мировоззренческими взглядами. Самые неожиданные повороты на политической арене, исторические, общественно-экономические явления, повлиявшие на социально-психологическую ситуацию в среде, подтолкнули драматургов к изучению острых проблем современной действительности. В результате был написан целый ряд социальных драм, где затрагиваются самые разные вопросы быта казахского народа в условиях рыночных отношений. В драмах «Преступник» С.Жунусова, «Жетімбұрыш» Ш.Муртазы, «Люди под шатром», «Кошачье царство» Р.Мукановой, «Ночная бабочка» А.Акпанбетулы, «На стыке веков» К.Ахметова путем глубокого художественного анализа причин возникновения в обществе таких явлений как массовая безработица, отсутствие жилищ, аморальное поведение граждан, рост криминальных преступлений раскрывается правда о современной жизни. А в следующем ряде пьес перед нами предстают личности более богатые в духовном плане. Действующие лица пьес «Транзитный пассажир» Д.Исабекова, «Нас было трое» Т.Абдикова, «Не теряя надежды» Н.Келимбетова, «Интервью» С.Касымбек дискутируют на темы жизнь и борьба за нее, благородство и насилие, любовь и ненависть. Ценность данных произведений заключается в их художественном своеобразии и идейном содержании, которые указывают на высокий интеллектуальный уровень.
Драма должна отвечать современным условиям, диктуемым театром, ибо от этого зависит продолжительность «жизни» драмы на сцене. Безумный темп современной жизни, повседневные тяготы и глобальные проблемы общечеловеческого характера (всемирный экономический кризис, катастрофическое состояние экологии и т.д.) иногда пробуждают в сознании людей желание забыться в мире грез. Этим обусловлено наиболее частое посещение зрителями лирических драм. Все же лирические драмы, написанные благодаря неустанным творческим исканиям отдельных драматургов, являются неотъемлемой частью лучших творений казахской драматургии. «Осенний романс» С.Асылбекулы, «Век, прожитый без любви», «Призрак тоски» С.Балгабаева, «Голубое такси» С.Сматаева, «Прощение в старом доме» Т.Нурмагамбетова, «Балкон» Е.Аманшаева и другие — яркие доказательства того, что жанр семейной мелодрамы в последние годы развивается художественно разносторонне.
Без юмористических произведений, в которых изображаются смешные натуры жизнерадостных, открытых людей, и сама театральная сцена, и жизнь были бы просто серой, скучной, однообразной. «Ходжа Насреддин жив!..». «Одна свадьба на пятерых холостяков» Т.Нурмагамбетова, «Шумный дом», «После тоя» Б.Мукая, «Дуние-думан» А.Акпанбетулы, «Продажа ослов» Ш.Муртазы наглядно представляют современный процесс развития жанров комедии и трагикомедии.
Бесспорно, что драматургия в первую очередь должна выполнять свою художественную функцию, которая заключается в способствовании интеллектуальному развитию зрителей. Итак, главная миссия драматического произведения, представленного на сцене — «сеять доброе, вечное, мудрое». В этом плане, большое значение имеют познавательные пьесы для юных зрителей. Сегодняшний театр юных зрителей нуждается в драматических произведениях высокого духовного уровня, которые указывают верный путь в будущее, оберегают молодое поколение от опасных явлений жизни и от негативных влияний общества, призывают к любви и уважению, знанию родного языка, истории и культуры своего народа. Пьесы, посвященные молодежной тематике, «В каждом доме свой баловень» С.Жунусова, «Любящие сердца» Т.Ахметжана, «Новелла о наркомане» Р.Отарбаева, «Долгожданная любовь» С.Касымбек были написаны в целях удовлетворения подобных духовно-эстетических требований современного общества.
Следует по справедливости оценить художественное значение произведений, написанных до девяностых годов XX столетия, которые не только не исчерпали свою актуальность, но и с каждым днем становятся востребованными, избранными творениями. Некоторым из этих произведений исполнилось почти сто лет, однако они, благодаря высокой художественности продолжают жить на сцене и в наши дни. Ставшие любимыми спектаклями, «Енлик-Кебек», «Абай», «Карагоз», «Красавица в трауре», «Байбише-токал», «Хан Кене», «Лихая година», «Тунп сарын», «Дос-Бедел Дос» М.Ауэзова, «Ботагоз». «Светлая любовь» С.Муканова, «Исатай-Махамбет» И.Жансугурова — поистине вечные классические творения, которые составляют золотой фонд национальной драматургии. «Грехопадение Шолпан» М.Жумабаева, «Любовные муки» и «Акбилек» Ж.Аймаутова обогатили казахскую драму идейно-тематической разнообразностью, оригинальным сюжетным строем и проблематичностью художественных мотивов. Благодаря своеобразным творческим экспериментам, художественным исканиям современных драматургов и театральных режиссеров, персонажи данных прозаических произведений предстали перед зрителями национальных театров (речь идет о «художественном анализе» А.Тарази под названием «Грех» и режиссерской постановке А.Ашимова «Акбилек»).
Драмы, рассмотренные в данном разделе, отражают художественно-эстетическое развитие национальной драматургии за годы независимости. Каждая из них представляет собой многогранный и противоречивый мир, через который можно созерцать нашу жизненную среду. Художественно изображая исторические события и современную действительность, драматургия наряду с другими жанрами всесторонне участвует в литературном процессе. В данном случае необходимо выделить имена известных драматургов А.Тарази, Д.Исабекова, С.Жунусова, Ш.Муртазы, Б.Мукая. Т.Нурмагамбетова. И.Оразбая, С.Балгабаева, Р.Мукановой, И.Сапарбая, Р.Отарбаева, Е.Аманшаева и других, плодотворно занимающихся сегодня творческой деятельностью в области драматургии.
Подводя итоги, можно сказать, что за последнее двадцатилетие результаты плодотворного развития независимой казахской литературы нашли отражение во всех жанрах литературы. В литературно-художественных произведениях, написанных в этот период, всесторонне отражены и глубоко переосмыслены историческое прошлое казахского народа и его сегодяшняя действительность. Писателями и поэтами нашего времени тонко замечены современные нравы и националистический дух, характерные данной эпохе. Дух национального патриотизма особенно ярко выражен в современной поэзии, разветвленной по жанровым разновидностям. В прозе наблюдается тенденциозная направленность писателей на освоение исторической тематики. Художественный уровень отдельных произведений, приведенных в разделе о прозе, свидетельствуют о том. что последние годы процветают жанры рассказа и повести. Интенсивно развивается в эпоху независимости и драматургия, пополнившаяся целым рядом замечательных сценических произведений.