Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в Казахстане, сопровождаются коренной ломкой сознания людей, изменением их ценностных ориентиров. В этих условиях особенно важной является задача переодоления одностронности и фрагментарности развития личности, формирования системы ценностных предпочтений, гуманной общественной ментальности и новой государственной самоидентификации граждан. Значительное место в выполнении этих задач отводится системе высшего образования, независимо от профиля учебных заведений. Концепция гуманитарного образования в Республике Казахстан, утвержденная Национальным Советом по государственной политике при Президенте 7 июля 1994 года ставит задачу подготовки специалнста, владеющего помимо основных навыков, обусловленных отраслевой спецификой, общегуманитарными знаниями. Он должен быть философски подготовлен, экономически компетентен, знать наиболее значимые идеи и персоналии в истории мировой цивилизации, уметь разбираться в исторической хронологии, понимать закономерности социокультурного развития, быть способным интерпретировать пути современной цивилизации, иметь четкие представления о субъектах исторического процесса.1 Реализация этих задач невозможна без изменения статуса и качественного состояния преподавания гуманитарных дисциплин, серьезного реформирования структуры и методики гуманитарного образования. Перед нами стоят задачи развития гуманитаризации образования в русле культуры, традиций, знания истории Казахстана, поднятия значения гуманитарных дисциплин, приравняв их по статусу к специальным, обеспечения преподавания гуманитарных социально-политических наук на протяжении всего периода обучения на основе изучения Конституции и соотвествующих законов, требований государственных образовательных стандартов, знания национальной истории, культуры, традиций, а также знания ценностей и мировозренчесхих ориентиров, политических, общественных и религиозных организаций и союзов,2
Особое место в системе гуманитарного образования отводится изучению истории Казахстана, как основной дисциплины, направленной на фомирование исторического сознания, осознания связи нынешних поколений с историческим прошлым Казахстана, т. е. формированием государственной самондентнфнкации гражданина Республики Казахстана. Именно та важная роль, которую история играет в формировании личности, обусловила объявление 1998 года годом национального согласия и изучения национальной истории.
В Костанайском сельскохозяйственном институте преподавание истории Казахстана осуществляется на всех факультетах, по всем специальностям в объеме 120 часов, обеспечивает его специализированная кафедра, на которой работает 1 доктор и 1 кандидат наук, 4 преподавателя. Кафедра истории Казахстана была образована в мае 1994 года, с тех пор была сделана огромная работа по организации преподавания дисциплины, разработана новая программа и весь комплекс учебно-методического обеспечения, включая оригинальные учебники и учебные пособия по истории Казахстана, ряд изданий научно-популярного характера. Отражением особой роли данной дисциплины в системе подготовки специалистов является то, что с 1995 года по ней предусмотрен Государственый экзамен, поднимающий статус истории Казахстана до уровня специальных дисциплин.
В то же время нельзя сказать, что потенциал развития системы преподавания истории Казахстана, исчерпан. Перед факультетами и кафедрой стоит ряд задач по дальнейшей реализации положений Концепции гуманитарного образования, нацеленных на наиболее полный учет потребностей получаемой специальности, способствование раскрытию творческого потенциала в профессиональной деятельности, выработку потребности к самообразованию, знание выпускником истории и теории своей специальности. В связи с этим необходимо прежде всего пересмотреть программы по истории Казахстана, стремясь усилить теоретическую подготовку студентов, нацелив их на усвоение основных закономерностей исторического процесса. В целях добиться наиболее полного учета специфики специальности необходимо разработать спецкурсы для каждого факультета История экономики Казахстана», «Традиционное казахское земледелие», «Традиционное казахское скотоводческое хозяйство», и т. п. Таким образом, мы сумеем с одной стороны -достичь полноценного изучения истории Казахстана, не дублирующего школьную программу, дающего действительно новые знания и знакомящего студентов с основными закономерностями социокультурного и политического процесса, с другой стороны сделать изучение истории и специальных дисциплин не просто параллельными процессами, а синтезировать их, на деле добившись гуманитаризации образования в вузе.
Особое место в системе подготовки специалистов в высшем учебном заведении занимает студенческая наука, стимулирующая формирование самостоятельности мышления, творческого подхода, готовящая действительно професиональных выпускников, владеющих не только практическими, но и теоретическими знаниями. Большое внимание следует уделять научным конференциям с участием студентов, где происходил бы обмен опытом, накапливались бы навыки ведения научной дискуссии, происходила апробация студентов прежде всего как начинающих ученых. Особенно ценным могут стать конференции на стыке научных дисциплин, где через междисциплинарную связь добивается наибольшая степень гуманитаризации образовательного процесса.
Таким образом, перед институтом сегодня стоят сложные и ответственные задачи, имеющие целью подготовку специалиста нового типа, с широким научно-теоретическим кругозором, экономически грамотного и культурного в широком смысле этого слова. Научно-педагогический потенциал института позволяет сегодня обеспечить выполнение этих задач на достаточно высоком и профессиональном уровне.