Маленький город имеет свои особенности: небольшой спрос, ограниченное количество платежеспособных покупателей (мало населения), маленькие зарплаты – маленькие траты.
Выбираем нишу для магазина в маленьком городе
Ввиду многих причин подход к определению выгодных ниш для магазина в небольшом городе сужен. Например, магазин одежды имеет высокую наценку, но в связи с кризисом цены на одежду подорожали, а продажи упали, — народ старается экономить на всем, в том числе и на одежде. Торговый павильон электроники будет нерентабельным, людям проще съездить в большой город и купить товар в крупной сети электроники со скидкой и гарантией. Такие покупки планируются заранее и обычно не срочные.
Если рассматривать конкуренцию, то маленький город хорош тем, что крупные сети продуктовых гипермаркетов считают развитие в маленьких городах не рентабельным, мало окупаемым и много затратным. Поэтому ниша в этой области относительно свободна.
Спрос на продукты является неэластичным – это значит при повышении цены на продукты их не перестанут покупать, а вот на одежду спрос эластичен (при повышении цены, сразу понижается спрос, и наоборот). Поэтому распродажи одежды приносят большую прибыль предпринимателям.
Крупная торговая сеть парфюмерии проводила исследование: магазины открыли в крупных торговых центрах и в спальных районах внутри комплексов (кварталов, между жилыми домами). В ходе эксперимента выяснили, что в торговых центрах покупатели много посещают торговый павильон и мало покупают (низкая выручка по сравнению со спальным районом). В магазине в спальном районе (у дома), меньше посещений, но больше покупок — более целевые потребители.
Поэтому, магазин с продуктами лучше открывать «у дома», близко к жилым домам, на первом этаже многоэтажек, чтобы люди могли дойти до него за 5 минут. Так у вас будет меньше конкуренции и больше продаж.
Результаты опроса покупателей продуктовых магазинов «у дома»
Не так давно маркетологи проводили исследование в маленьком городе. По результатам опросов населения, мы выяснили, что: потребители магазинов «у дома» желают приобретать в них: свежую выпечку, особенно притягивает запах свежевыпеченного хлеба; молоко; чай; товары к чаю; фрукты.
Остальные товары потребители охотнее закупают раз в неделю в крупных гипермаркетах, так как цены там дешевле. Поэтому ассортимент продуктовой лавки обязательно должен включать вышеперечисленный список продуктов. Какой магазин можно открыть в маленьком городе для быстрой окупаемости — фишки магазина. Как привлечь покупателей, сделать их постоянными и увеличить продажи в магазине:
Продуктовые наборы
Люди часто не составляют списков покупок или забывают включить туда что-либо, поэтому чтобы помочь им не возвращаться в продуктовую лавку и сберечь их драгоценное время, мы советуем вам использовать следующую «фишку»:
Продуктовые наборы: пакет, молоко, хлеб, сметана, печенье, конфеты, свернутый пакет. Другой вариант набора: расфасованные в индивидуальные пакеты — картофель, лук, морковь, подсолнечное масло, свернутый пакет.
Выставьте на витрину 2 корзины. Уложите в них первый набор (сделайте муляж из пакетов с молоком и сметаной) и второй набор. Продавайте продукты как обычно и плюс наборами, а на продукты набором сделайте скидку 10 рублей (на 10 руб. меньше, чем если бы продукты покупались по отдельности).
Поверьте, торговля наборами продуктов принесет вам ощутимую прибыль: самые экономные, а таких в маленьком городе очень много, будут брать только наборами, так вы продадите гораздо больше товаров, чем по отдельности.
Подарки
Мы часто забываем про праздники и дни рожденья, подарки бывают нужны очень срочно, поэтому рекомендую еще поставить наборы «С днем рожденья» и «С праздником»:
В красивой корзине или коробке (лучше прозрачной): вино, коробку конфет, открытку. Или выложите 2 кг разных конфет и шоколадок, чтобы доходило до краев коробки и открытку «Это самый универсальный подарок на любой случай, для любого человека».
Акции
Обязательно введите акцию 2 товара по 1 цене (на залежалый товар, за несколько дней до окончания его срока годности). Так вы увеличите свою конкурентоспособность – люди будут приходить к вам в магазин за такими товарами, а помимо них покупать и другие.
Угощения
По праздникам или в определенные часы (всегда разные, например, раз в неделю в любой день в течение 2 часов) рекомендую вам угощать ваших покупателей конфетами. «По конфете в одни руки» – повысит лояльность покупателей и привлечет к вам дополнительных клиентов (в основном благодаря сарафанному радио – люди любят делиться новостями).
Доставка
Если город маленький и все друг друга знают, вы можете принимать заказы на продукты питания у стареньких, одиноких бабушек, которым некому помочь и тяжело нести тяжелые сумки на дальние расстояния, и делать им бесплатную доставку товаров на дом. Этим вы не только охватите новый сегмент рынка, увеличите количество продаж, но и приобретете лояльность местного населения, а это уже доверие потребителей – стабильность вашего бизнеса обеспечена. Так же вы можете доставлять покупки на дом другим слоям населения, но уже платно – дополнительная услуга – дополнительная прибыль.
Свежая выпечка
Рассмотрите возможность выпечки замороженных блинчиков, пирожков из слоеного теста (полуготовых или готовых, но замероженных) и т. д. В самом помещении магазина (для этого потребуется духовой шкаф и соблюдение санитарно-эпидемиологических требований), – зато запах свежей выпечки и дополнительный доход вам обеспечены.
Если вам позволяют финансы, проблема свежего хлеба легко решится открытием пекарни, это может стать следующим шагом после открытия продмаркета, или можно просто расширить магазин, тогда потребитель сможет купить все в одном месте.
В некоторых домах есть пекарня, они пекут пироги из пресного и дрожжевого теста, булочки, пирожки и торты (торты продают по кускам, а пироги целыми). К вечеру у них стабильно почти все распродано, вчерашний товар (только пирожные и булочки) они продают со скидкой 30%. Пекарня — это прибыльное дело, которое постепенно можно превратить в кафетерий, поставив 2 столика и купив кофе-машину, а дальше в кафе. Внимательно изучите пожарные и санитарно-эпидемиологические требования, а так же, требования к помещению. Так как различные проверки служб всех мастей не заставят себя ждать, сделайте все заранее в соответствии с нормами.
Варианты привлечения клиентов для магазина в маленьком городе:
Продуктовый магазин в ауле
Если вы живете в маленькой ауле, где уже есть продуктовый магазин, вы можете договориться с предпринимателем: продавать разные товары, иметь разный ассортимент, разных поставщиков. Таким образом вы избежите различные стычки и конфликты с магазином-конкурентом.
Для этого изучите спрос и поговорите с владельцем магазина, поспрашивайте у местного населения, что им не хватает, из-за чего им часто приходится ехать в город и тратить дополнительные деньги на проезд. Таким образом, вы сможете решить их проблему и заработать на этом.