Просмотров: 177

«Зеленая» альтернатива партии «Руханият»

16 марта 2010 года решением VII съезда партии «Руханият» она была переименована в Партию зеленых «Руханият» (правда, впоследствии партия не прошла перерегистрацию и сохранила прежнее название. — Прим.). Съезд также принял новую политическую платформу партии и произвел смену ее руководящего состава. Новым председателем партии был избран вице-президент Торгово-промышленной палаты РК Серикжан Мамбеталин. Таким образом, была предпринята попытка проведения серьезного ребрендинга, призванного кардинально изменить деятельность этой партии, не отличающейся до этого практически никакой заметной активностью.

Следует отметить, что «зеленые» представляют собой общественно-политическое течение, возникшее в 1970-х гг. в Западной Европе. Его активисты главным образом выступают за сохранение и защиту окружающей среды. Постепенно это течение политизировалось и привело к созданию разных партий «зеленых», которых в мире насчитывается более 70. В основном они придерживаются демократических и гуманистических взглядов и ценностей. Объединяющих «зеленых» из разных стран фактором является Глобальная хартия зеленых, принятая в апреле 2001 года на прошедшем в Канберре (Австралия) первом собрании представителей данного движения с участием более чем 800 делегатов из 72 стран [66]. Данный документ содержит принципы, которыми в своей деятельности руководствуются «зеленые» в разных частях мира.

Как следует из выступления на отмеченном партийном мероприятии Серикжана Мамбеталина, хотя в Казахстане действует более 1,5 тыс. экологических неправительственных организаций, проблемы экологии остаются нерешенными и актуальными. В связи с этим он заявил о намерении превратить руководимую им партию «Руханият» в организацию, обладающую политической волей, способную сделать жизнь нарушителей экологического законодательства «невыносимой» и их наказание — неизбежным, представленную в парламенте с правом законодательной инициативы и опирающуюся на большой зарубежный опыт партий «зеленых». В этой связи Мамбеталин в качестве одной из первоочередных задач партии провозгласил приведение экологического законодательства республики в соответствие с европейскими стандартами.
Название новой политической платформы партии — «Экология души» Мамбеталин объяснил тем, что все экологические проблемы и бедствия происходят от осознанного вреда природе со стороны людей. Являясь частью природы, многие люди в то же время ведут себя как «цари природы», что, в свою очередь, связано с духовным кризисом современного общества. По словам председателя партии, «…нынешнее состояние окружающей среды это последствия снижения духовности общества. Как говорится, разруха прежде всего у нас в головах. Процесс нравственного очищения должен начинаться с себя» [67].
В связи с этим Серикжан Мамбеталин акцентировал внимание на развитие в казахстанском обществе духовности и нравственности и, в качестве их составляющих, культуры, искусства и государственного языка. Именно все это в совокупности способно, на его взгляд, сплотить нацию и придать ей большую силу духа. Затем председатель партии предложил взять за основу всего этого «зеленую идею» и сделать ее общенациональной идеей, способной объединить казахстанцев любых возрастов, социальных статусов, политических взглядов, религиозных убеждений и т. д.
Как следовало из Политической платформы Партии зеленых «Руханият», своей миссией партия провозгласила «Развитие казахстанского общества через комплексное решение экологических проблем, повышение социальной ответственности каждого гражданина, соблюдение демократических ценностей и отказ от насилия в любой форме» [68]. В качестве же стратегических задач партии были названы содействие устойчивому развитию и процветанию Казахстана как сильного независимого демократического правового государства на базе гуманистических идеалов и ценностей, становлению и развитию казахстанского общества, здорового физически и духовно, и развитию «зеленой идеи» как составной части национальной идеи Казахстана.

Считая, что без нравственного и ответственного отношения к окружающей среде человечество не сможет развиваться дальше, авторы рассматриваемого документа назвали духовные ценности ключевой частью «зеленой» политики. В связи с этим основной акцент партия сделала на совершенствование системы воспитания и образования граждан, а также обновление принципов отношения людей к самим себе, своим потребностям и желаниям. В частности, было предложено разработать Национальную программу комплексного развития культуры на основе общечеловеческих ценностей и национальных традиций, а также «Взамен царящей сейчас Культуры желаний, присущей обществу потребления, посредством воспитания, обучения и пропаганды прививать Культуру потребностей, характерную для обществ более высокого уровня развития…» [69].

Другим важным направлением своей деятельности партия «Руханият» провозглашала содействие в соблюдении права каждого гражданина республики и всего казахстанского общества на экологически безопасные условия жизни. Для этого был предложен большой комплекс мер, связанных с «экологизацией» действующего законодательства республики, обеспечением экологически ориентированного развития экономики, включая создание «зеленых» рабочих мест и внедрение экологических форм хозяйствования, сохранением биологического разнообразия и т. д.
В политическом отношении, в частности, обществу и государству вменялось в обязанности внедрение и развитие в стране принципов демократии, социальной справедливости, уважения к мнению, отличному от официального, учета прав меньшинств и верховенства закона. Партия также выступала за создание сильного гражданского общества, способного выражать интересы всех казахстанцев и воздействовать на государственную власть. В связи с этим было предложено обеспечить участие всех заинтересованных граждан в процессе обсуждения и принятия решений по вопросам, способных прямо или косвенно представлять угрозу для их жизни и здоровья, создать условия для широкого участия общественности в решении проблем охраны окружающей среды, активизировать борьбу с привилегиями, бюрократией, коррупцией и непотизмом, отказаться от преследования инакомыслящих в любых формах и т. д.

На основе всего этого партия «Руханият» предложила разработать комплексную программу развития Казахстана, базирующуюся на системе следующих принципов:
а) принципы, основанные на реальном приоритете прав человека на жизнь, чистый воздух, воду, пищу, чистую окружающую среду, жилье, лечение, образование и труд;
б) принципы общественных отношений внутри страны, основанные на праве людей быть услышанными властью, праве граждан влиять на управление государством;
в) принципы национальной экономики, основанные на максимальном сохранении окружающей среды, природных ресурсов и человеческих отношений для будущих поколений:
г) принципы международных отношений, основанные на совместном решении вопросов между государствами исключительно мирными путями, при взаимном уважении и взаимопомощи людей [70].

Таким образом, после длительной деятельности партия «Руханият» обрела четкую идеологическую ориентацию, причем достаточно выгодно выделяющую ее среди остальных казахстанских партий. Ставка же нового руководства партии на экологические ценности, которые близки и актуальны практически для всех граждан республики, могла бы способствовать расширению круга потенциальных сторонников «Руханията» среди представителей различных слоев и групп населения.

Вместе с тем постепенно председатель партии Серикжан Мам-беталин и его ближайшие соратники стали активно выражать идеи и лозунги национально-патриотического характера и фактически отошли от «зеленой идеи». Во время подготовки к участию в парламентских выборах 2012 года в партию «Руханият» вступили и баллотировались в Мажилис Парламента по ее списку такие видные представители созданного в 2010 году неформального народно-демократического движения «Защита независимости», как его председатель Мухтар Шаханов, Мухтар Тайжан и т. д. А ключевыми моментами предвыборной платформы партии стали идеи относительно построения национального казахского государства при равных правах всех граждан, независимо от национальности и принятие закона о государственном языке [71].

Однако, как уже отмечалось выше, партия «Руханият» была отстранена Центризбиркомом от участия в избирательной кампании. А в январе 2012 года в Астане был проведен внеочередной съезд партии, который отстранил Серикжана Мамбеталина от занимаемой должности и исключил из рядов партии на основании того, что он «.. .занимается собственным пиаром, игнорируя мнение руководящих органов партии и простых партийцев, единолично принимая решения по всем вопросам и пренебрегая уставными требованиями» [72].

В результате этого на пост председателя «Руханията» вернулась прежний лидер партии Алтыншаш Джаганова. Позднее, 9 февраля 2013 года, на внеочередном съезде партии «Руханият» в очередной раз была произведена смена ее руководящего состава. Председателем партии был избран генеральный директор АО «КазТрансГаз» Серик Султангали. А апреле того же года, как уже отмечалось выше, партия «Руханият» объединилась с ДП «Әділет» в новую политическую партию — «Бірлік».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.