Просмотров: 17

Вопросы региональной экономической интеграции

В плане экономической интеграции страны Центральной Азии имеют существенный потенциал, в реализации которого большое значение придается тому, что национальные экономики могут достаточно эффективно дополнять друг друга. К тому же, регион обладает богатыми природными ресурсами, развитыми инфраструктурой и социальной базой. Исследование процессов, направленных на тесное сотрудничество, позволило определить следующие положительные тенденции:

Во-первых, между республиками сформирована норматив­но-правовая база развития интеграционного сотрудничества, в частности, заключены договоры о вечной дружбе, сотрудничес­тве и взаимной помощи между Казахстаном, Узбекистаном и Кыргызстаном; на межправительственном уровне подписан ряд соглашений и договоров.

Во-вторых, созданы межгосударственные координационные советы по развитию экономического сотрудничества стран Цен­тральной Азии. Так, например, между Казахстаном и Узбекиста­ном в 2006 году был создан Межгосударственный координаци­онный совет. В июле 2007 года в Ташкенте состоялось очередное заседание данного совета, в ходе которого обсуждались вопросы развития двустороннего сотрудничества в области энергетики, транспорта, сельского хозяйства, рационального использования водных ресурсов. В 2007 году аналогичный совет был создан между Казахстаном и Кыргызстаном, его деятельность также будет способствовать расширению взаимовыгодных торгово-экономических связей между двумя странами.

В-третьих, заметно расширились связи государств Цент­ральной Азии с международными организациями. В решении проблем центральноазиатской интеграции участвовали ПРООН, Европейская экспертная служба Европейского Союза (ЕЭС ЕС), Германский фонд международного развития, Американское Агентство по международному развитию (ЮСАИД). На постоянной основе проводятся конференции, семинары, встречи, выпускаются совместные издания.

Актуальным проблемам интеграционного сотрудничества государств региона посвящена Специальная программа ООН для экономик Центральной Азии. 26 марта 1998 года на засе­дании Межгосударственного совета ЦАЭС президентами Ка­захстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, а также исполнительными секретарями ЕЭК и ЭСКАТО была подписана Ташкентская Декларация о СПЕКА, в которой было заявлено о намерении приступить к реализации Программы и определялись приоритетные области сотрудничества.

В-четвертых, проводимая Казахстаном политика дальнейшего развития взаимовыгодных связей с соседними странами способс­твует активизации сотрудничества между ними в инвестицион­ной сфере. В частности, в ходе визита Президента Казахстана Н.А. Назарбаева в Туркменистан (11-12 сентября 2007 г.) были достигнуты договоренности по развитию двустороннего сотрудни­чества в области транспорта, энергетики и здравоохранения. Весь­ма актуальной представляется реализация проекта строительства железнодорожной ветки, соединяющей Казахстан и Туркменистан с выходом на Иран и государства Персидского залива.

В области энергетики обсуждались вопросы транзита тур­кменского газа по территории Казахстана на внешние рынки, реализации проекта Прикаспийского газопровода, участия ка­захстанских компаний в разведке и разработке месторождений углеводородного сырья в Туркменистане. Также рассматривались возможности строительства морского порта и аэропорта в городе Туркменбаши, сооружения цементного завода в Туркменистане. Президентом Казахстана было заявлено о готовности страны к началу переговоров по данным вопросам. В ближайшее время в Туркменистане планируется открытие представительств казах­станских банков, фондов, промышленных компаний, деятель­ность которых будет способствовать развитию взаимовыгодного сотрудничества двух стран.

В ходе официального визита Президента РК Н.А. Назарбаева в Таджикистан (12-13 сентября 2007 г.) рассматривался вопрос по Соглашению о создании казахстанско-таджикского инвестици­онного фонда с уставным капиталом в 100 млн. долл. США, что, безусловно, станет важным фактором углубления интеграционного взаимодействия двух государств. Как известно, приоритетными от­раслями таджикской экономики сегодня являются гидроэнергетика и алюминиевая промышленность. Участие в указанных отраслях казахстанского капитала будет способствовать эффективному их развитию, стабилизации ситуации в реальном секторе экономике, созданию дополнительных рабочих мест.

Во время визита Премьер-министра Казахстана К. Масимова в Узбекистан в июле 2007 года также рассматривались вопросы развития инвестиционного сотрудничества. В частности, была проведена презентация Банка развития Казахстана, что свиде­тельствует о готовности казахстанской стороны инвестировать совместные прорывные проекты в области энергетики и других отраслях реального сектора экономики, реализация которых станет важным фактором устойчивого развития двух стран.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что расширение торгово-экономических связей Казахстана и Узбекистана предполагает принятие со стороны Узбекистана эффективных мер по уни­фикации национального законодательства и приведению его в соответствие с нормами рыночной экономики. Не секрет, что действующее банковское законодательство Узбекистана является сдерживающим фактором для развития межгосударственных экономических связей. Зачастую у бизнесменов возникают проблемы, связанные с обналичиванием денежных средств или другими банковскими операциями.

Казахстаном также принимаются меры по активизации инвес­тиционного сотрудничества с Кыргызстаном. В частности, в ходе официального визита Президента Казахстана Н. А. Назарбаева в эту страну рассматривался ряд проектов в реальном секторе экономики. Важное значение на современном этапе развития Кыргызстана име­ет создание совместного предприятия с участием государственных компаний Казахстана, Кыргызстана и России. Ожидается, что новое предприятие завершит строительство двух гидроэлектростанций на реке Нарын — «Камбарата-1» и «Камбарата-2».

В ходе визита казахстанским лидером также была подчерк­нута необходимость решения Кыргызстаном, в приоритетном порядке, вопросов экономического развития и стабилизации ситуации в обществе. Следует подчеркнуть, что по итогам 2006 года объем казахстанских инвестиций в кыргызскую экономику составил более 300 млн. долл. США, или 30% от общего объема инвестиций в эту страну

По итогам визита был создан Межгосударственный совет, в компетенцию которого входит решение вопросов, представляю­щих двусторонний интерес, что станет важным фактором даль­нейшего развития казахстанско-кыргызского сотрудничества.

Таким образом, сегодня Казахстан опережающими темпами активизирует инвестиционное сотрудничество со странами Цент­ральной Азии, что соответствует интересам республики. Казахстан весьма заинтересован в стабильном развитии соседних государств, что является важным фактором укрепления безопасности в регионе и сохранения устойчивого экономического роста.

Однако, вместе с тем, следует отметить, что, наряду с некото­рыми положительными тенденциями регионального сотрудни­чества стран ЦАР, в целом наблюдается некоторое замедление темпов интеграционных процессов в Центральной Азии. Не­решенными остаются такие проблемы, как отсутствие механизма реализации принимаемых решений. В частности, проблемным остается вопрос рационального использования водно-энергети­ческих ресурсов стран Центральной Азии. В целях совершенс­твования механизма распределения гидроресурсов еще в рамках ЦАЭС был предложен проект создания Международного водно-энергетического консорциума, который, к сожалению, пока так и не вышел из стадии обсуждения и стороны пока не приступили к активной его реализации. В рамках ЕврАзЭС в настоящее время также разрабатывается проект Концепции эффективного ис­пользования водно-энергетических ресурсов ЦАР, который пока находится на стадии согласования. Таким образом, отсутствие механизма реализации принимаемых на межгосударственном уровне решений становится основной причиной замедления интеграционных процессов в Центральноазиатском регионе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.