Вопросы государственных границ

Государство может считаться таковым только в том случае, если оно имеет государственные границы с сопредельными странами, оформленные в соответствии с международным правом. Основополагающими элементами такого процесса яв­ляются делимитация и демаркация государственной границы — чрезвычайно сложные и трудоемкие процессы, требующие тщательного учета политических, экономических, географиче­ских, исторических, культурных, национальных, юридических и иных аспектов, обязательного поиска компромиссов и взаимо­приемлемых решений.

Альтернативой мирного решения территориально-погра­ничных вопросов путем переговоров, с учетом интересов учас­твующих в споре сторон является силовое решение. В качестве примера можно привести военный конфликт, произошедший в 80-х годах XX века между Великобританией и Аргентиной из-за Фолклендских (Мальвинских островов).

Не все территориальные споры могут быть разрешены в ходе одной кратковременной военной кампании. Как правило, территориальные конфликты длятся десятилетиями — как это происходит между Индией и Пакистаном по кашмирской про­блеме. Примером затяжного конфликта по спорной территори­альной проблеме, не переходящего в вооруженное столкновение, является длящийся более полувека конфликт между Россией и Японией из-за четырех Курильских островов.

Имеются неурегулированные конфликты и на территориях государств — участников СНГ: в Приднестровье (Молдова), в Южной Осетии и Абхазии (Грузия), в Нагорном Карабахе (Азербайджан, Армения). При этом следует отметить, что все вовлеченные в эти кровавые конфликты стороны на протяжении десятилетий являлись субъектами одного государства — СССР, политические элиты этих сторон осознают необходимость при­нятия компромиссных решений, но, к сожалению, в силу ряда объективных и субъективных причин к этому не готовы.

Территориальные конфликты могут возникать и в рамках одного государства. Так, в 2000 году такой конфликт возник на юге России, где Астраханская область и Республика Калмыкия не могли поделить 390 га отгонных пастбищ с единственным крупным населенным пунктом — селом Басы, через которые проходит 87-километровый участок нефтепровода Каспийско­го трубопроводного консорциума. Повод для конфликта — 20 млн. долл. США, отчисляемых КТК в бюджет того субъекта Российской Федерации, через территорию которого проходит трубопровод [1].

Не случайно одной из актуальных проблем для новых не­зависимых государств Средней Азии стало урегулирование территориально-пограничных вопросов. Уже в своем первом программном документе, Алма-Атинской декларации Содру­жества Независимых Государств (г. Алма-Ата, 21 декабря 1991 г.) лидеры входящих в Содружество стран заявили о стремлении построить демократические государства, отно­шения между которыми будут развиваться на основе взаим­ного признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства, неотъемлемого права на самооп­ределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принци­пов и норм международного права. В Алма-Атинской декла­рации особо подчеркивалось взаимное признание и уважение территориальной целостности стран, входящих в Содружество Независимых Государств [2].

Данный тезис был подтвержден в Декларации Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 года (г. Минск), согласно которой, государства — участники Содружества приняли на себя взаимные обязательства по обеспечению уважения терри­ториальной целостности и неприкосновенности государственных границ друг друга [3].

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Яндекс.Метрика