Просмотров: 2 408

Военные учебные заведения Казахстана

Создание собственных Вооруженных Сил потребовало серьезных изменений и в системе подготовки военных кадров. Н.А. Назарбаев с самого на­чала образования Вооруженных Сил Казахстана обращал внимание на актуальность и значимость подготовки военных специалистов для успешного военного строительства, создания и развития на­циональной военной научной базы. Благодаря чут­кому вниманию Президента за годы независимости были созданы военные учебные заведения, которые сумели обеспечить кадрами наши Вооруженные Силы. «Мы должны создать новую генерацию офицеров и профессионалов-контрактников,  отличающихся высоким интеллектуальным потенциалом, знающих иностранные языки, умеющих работать с современ­ной техникой. Одним словом, элиту. Подчеркнул, что для этого у нас есть все условия. Так, с учетом опыта ведущих стран у нас создана отечественная система военного образования, включающая сеть военно-учебных заведений», — писал о достиже­ниях страны в этой области генерал армии Мухтар Алтынбаев. Военные вузы нашей страны, направленные на многопрофильную систему подготовки будущих офицеров для независимого государства, стали на­дежной опорой Главы государства. В этом ряду осо­бое место занимает Военный институт сухопутных войск, берущий начало с Алматинского высшего общевойскового командного училища имени И.С. Ко­нева, образованного Постановлением Президиума Верховного Совета СССР в 1970 году. В годы руководства данным вузом с 1992 по 2002 годы я убедился в прозорливости Главы государ­ства, его умении вникать в суть вопросов военного образования. В 1997 году в целях совершенствования системы подготовки офицерских кадров и развития военной науки повысилась необходимость в преобразовании Алматинского высшего военного училища имени И.С. Конева в Военную академию. 9 февраля 1997 года Глава государства заслушивал доклад о целесо­образности этого изменения и о ходе подготовки к его реализации. Президент вникал в каждую деталь планируемого процесса, интересовался условиями формирования профессорско-преподавательского состава, в том числе и приглашением военных спе­циалистов из Российской Федерации, созданием адъюнктуры и возможностью открытия диссерта­ционного совета. Глава государства обратил особое внимание на материально-техническое обеспечение академии. Рассмотрев все эти вопросы, Президент одобрил наши идеи. 11 февраля этого же года он подписал Указ о пре­образовании Алматинского высшего военного учи­лища в Военную академию.

С этого момента начинается точка отсчета в жиз­ни учебного заведения, открывается новая страни­ца в истории Вооруженных Сил. Это — история по­исков и озарений, взлетов военной мысли, подъем творческого потенциала, это — квалифицированная подготовка военных организаторов, руководителей военных ведомств. Спустя несколько месяцев после создания акаде­мии, 4 мая, Президент — Верховный Главнокоман­дующий Вооруженными Силами РК Н. Назарбаев посетил полигон академии с целью ознакомления с базой и возможностями вуза.

В этот день также планировалось продемонстри­ровать Главе государства артиллерийский потенци­ал страны. Несмотря на сильный ветер, вертолет Президента приземлился на полигоне. Стреляли многочисленные артиллерийские орудия, специаль­но привезенные из разных военных баз республики. Нурсултан Абишевич знакомился с особенностями каждого орудия, обратил внимание на их боевой потенциал, произведя выстрел, точно попал в цель. Тогда мы, военные специалисты, еще раз убедились в его внимательности, прозорливости, в умении ви­деть суть, особенности каждой сферы. Глава государства с интересом вникал в вопросы учебного процесса академии. Так было во все его визиты в учебное заведение, при каждой встрече с коллективом академии Президент отмечал роль на­шего вуза, говорил, что выпускники единственной в стране Военной академии должны всегда и во всем быть примером подражания для военнослужащих страны. Личный состав глубоко осознавал доверие со стороны Главы государства, значение академии в сфере обучения и в системе вузов страны. В напряженной работе академии участвовал весь ее коллектив. Заметно вырос уровень подго­товки военных специалистов. Добиться хороших результатов в ратном труде позволила серьезная ор­ганизация учебно-воспитательного процесса, профессиональная выучка, педагогическое мастерство командиров и профессорско-преподавательского состава, вкладывающих душу в обучение, воспита­ние и становление нового поколения офицерского корпуса. На высоком профессиональном уровне ве­лась научная и методическая работа, обеспечиваю­щая наиболее эффективное выполнение планов и программ.

Основными задачами академии являлись подго­товка офицерских кадров с высшим военным, выс­шим военно-специальным образованием, пере­подготовка и   усовершенствование офицерского состава, подготовка военных научно-педагогичес­ких кадров. Подготовка офицеров велась по следующим спе­циальностям: командная тактическая (мотострел­ковых, танковых, автомобильных, инженерных, воздушно-десантных войск, войск связи и артиллерии, бронетанкового вооружения и техники) офи­церов продовольственной, вещевой службы, служб горюче-смазочных материалов, ракетно-артиллерийского вооружения. Для подготовки высококва­лифицированных специалистов, обладающих орга­низаторскими способностями, хорошо знающих структуру и механизмы управления, творчески мыслящих офицеров-новаторов, велось обучение на очном и заочном отделениях по оперативно-тактической, командно-штабной подготовке сухо­путных войск. В 1998 году впервые в стране был произведен набор девушек в военный вуз на фа­культет связи.

К 1997 году в стране назрела необходимость в подготовке собственных военных педагогов-ученых. Глава государства Н. Назарбаев в своих выступлениях отмечал актуальность и значимость подготовки военных кадров для успешного военно­го строительства. Он отмечал, что серьезное внима­ние будет уделяться развитию национальной систе­мы военного образования, отведя ведущую роль в решении этой задачи Военной академии Вооружен­ных Сил. 28 августа 1997 года на научный корпус Военной академии была возложена почетная и ответственная миссия создания казахстанской военной адъюнк­туры. Открытию адъюнктуры предшествовала подго­товительная работа. Разрабатывались темы диссер­таций по трем направлениям: общая тактика, экс­плуатация вооружения и техники, военная история. Была проведена тщательная проверка наличия на­учного потенциала академии, надлежащей научно-экспериментальной базы, перспективного плана подготовки научно-педагогических и педагогичес­ких кадров. Первый прием адъюнктов был осуществлен по трем специальностям: «Тактика общая, по видам Вооруженных Сил, родам войск и специальным войскам (в том числе управление и все виды обес­печения боя)», «Эксплуатация и восстановление вооружения и военной техники, техническое обес­печение (в том числе по видам Вооруженных Сил, родам войск и специальным войскам)», «Военная история». Становление и организация работы адъюнкту­ры были сложным процессом. Существовало мно­го проблем: подбор преподавательского состава, разработка и утверждение тем научных исследо­ваний, подбор научных руководителей, разработка индивидуальных и рабочих планов, учебных про­грамм по специальным дисциплинам, проведение кандидатских экзаменов и аттестация адъюнктов и соискателей, публикация результатов научных ис­следований, создание научно-методической и науч­но-исследовательской базы и ряд других вопросов. Благодаря высокому чувству ответственности и долга у сотрудников и консультантов адъюнктуры, глубокого осознания ими сопричастности к рефор­мам, проводящимся в системе военного образова­ния и науки, удалось решить все вопросы учебного процесса. Военная академия Казахстана поддерживала связь с зарубежными военными ведомствами. Воен­ные делегации России, Китая, США, Германии, Турции высоко оценили уровень профессиональ­ной подготовки профессорско-преподавательского состава, слушателей и курсантов. Курсанты академии участвовали в таких военных учениях различного уровня и масштаба, как «Коо­ператив Наггет», «Центразбат», «Оспрей». Во всех совместных мероприятиях воспитанники академии продемонстрировали глубокую заинтересованность в обеспечении глобальной и региональной безопас­ности, готовности к выполнению своей высокой и благородной миссии во имя мира. Воспитывая будущего офицера, мы стреми­лись к тому, чтобы он был не только подготовлен в профессиональном отношении, но и имел широ­кий кругозор, владел разносторонними знаниями. Старались ориентировать будущих офицеров на патриотизм, знание и уважение истории народа, государственного языка. Уделяли внимание тому, чтобы будущие офицеры, наряду с глубокими во­енными и техническими знаниями, имели и навыки воспитателя. Старались привить им умение прово­дить политико-воспитательную работу, сплачивать многонациональные коллективы, поддерживать во­инскую дисциплину, заботиться о своих подчинен­ных. Военная академия располагала не только совре­менной учебно-материальной базой, но и всеми не­обходимыми условиями для жизни, отдыха и здра­воохранения курсантов и слушателей. В феврале 1998 года при вузе открылся гостинич­ный комплекс для слушателей, адъюнктов и их се­мей. Всегда уделяющий особое внимание социаль­ным аспектам жизни военных специалистов, Глава государства лично посетил академию в честь от­крытия этого комплекса. Будучи начальником ака­демии, я доложил ему о ходе учебного процесса, перспективах развития вуза, показал нашу учебно-материальную базу. Президент одобрил наши поис­ки, направленные на улучшение качества образова­ния и жизненных условий адъюнктов и слушателей академии. Одним словом, со становлением Военной акаде­мии страна получила высокопрофессиональных представителей военной элиты, способных решать государственную задачу — обеспечение территори­альной целостности нашей Родины, защиту ее свя­щенных границ. Согласно реалиям развития Вооруженных Сил страны, в 2002 году произведена реорганизация, в результате которой были сформированы Военная академия и Военный институт сухопутных войск. В состав Военного института сухопутных войск в январе 2011 года вошел факультет, готовящий военных переводчиков. Ранее, с 2004 года, специали­сты этой сферы обучались в отдельном вузе — Воен­ном институте иностранных языков, который в 2008 году был переименован Военным институ­том Министерства обороны. В 2003 году в соответствии с Указом Президента Военная академия была реорганизована в Нацио­нальный университет обороны. Этот вуз, претерпевший много изменений со­гласно требованиям времени, остается флагманом военного образования нашей страны. Время пока­зало результативность данных коррективов в системе военных вузов. При Национальном университете обороны в ап­реле 2008 года был открыт Диссертационный совет по защите диссертаций на соискание ученой степе­ни доктора (кандидата) наук. В состав Совета входит 18 докторов наук, про­фессоров военных, исторических, технических на­ук, в том числе и из стран Содружества в рамках Организации договора о коллективной безопаснос­ти. Общеизвестно, что обороноспособность любо­го современного государства зависит, прежде всего, от высокотехнологичной, наукоемкой материально-технической базы ее Вооруженных Сил и высокопрофессионального кадрового потенциала, формирующегося через систему образования, соот­ветствующей международному уровню и напол­ненной передовыми достижениями отечественной и мировой науки. В этой связи нужно отметить, что подготовка на­учных кадров для системы обороны нашей страны в Национальном университете обороне ведется на высоком профессиональном уровне. Универси­тет обучает не только офицеров Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Казахстана, но и представителей стран — членов Организации Договора о коллективной безопасности, военно­служащих Кыргызской Республики и Таджикиста­на. В 2011 году более 60 выпускников окончили вуз с академической степенью «магистр» по специаль­ностям: «Военное и административное управле­ние», «Военное образование», «Управление техни­ческим обеспечением», «Управление тыловым обеспечением», «Управление воспитательными и социально-правовыми процессами». В сентябре 2011 года в Национальном универ­ситете обороны открылись факультеты военного и государственного управления, а также внутрен­них войск МВД РК.  Педагоги-военнослужащие глубоко признатель­ны заботе, оказываемой Президентом, они были особо благодарны, когда в 2002 году академию пе­редислоцировали в курортную зону — город Щучинск. Важную роль в укреплении обороноспособнос­ти государства занимает подготовка офицеров ин­женерных специальностей для Вооруженных Сил других войск и воинских формирований Республи­ки Казахстан. Так, на базе Военного факультета при Академии гражданской авиации сформирован Военно-инженерный институт радиоэлектроники и связи. Институт готовит военных специалистов для войск Сил воздушной обороны и специалистов связи Сухопутных войск. Для закрепления теоретических знаний кур­санты института ежегодно привлекаются к ра­боте в составе боевых расчетов при производстве боевых стрельб (пусков ракет) войск противовоз­душной обороны СВО ВС РК на полигоне «Сарышаган». В целях удовлетворения потребности Вооружен­ных Сил с учетом перспектив развития внесен ряд изменений в порядок обучения специалистов связи. С 1 сентября 2008 года в институте организована подготовка по специальности «Автоматизирован­ные системы управления». В штат института вклю­чена кафедра автоматизированных систем управ­ления. Для осуществления данной подготовки разработаны и утверждены государственный стан­дарт, учебные планы и программы, получена соот­ветствующая лицензия. Небо нашей страны находится под защитой. Строй военных летчиков и инженерного состава авиации пополняют выпускники Военного инсти­тута Сил воздушной обороны имени дважды Героя Советского Союза Т.Я. Бигельдинова, образованно­го в июне 1996 года на базе Актюбинского высше­го летного училища гражданской авиации. До 2003 года институт именовался как Актюбинское выс­шее военное авиационное училище имени дважды Героя Советского Союза Т.Я. Бигельдинова. Основными задачами вуза являются: подготовка офицерских кадров для авиации Вооруженных Сил Республики Казахстан в соответствии с требовани­ями квалификационных характеристик, всесторон­нее и гармоничное развитие личности обучаемых, формирование у них высоких идейно-нравственных и военно-профессиональных качеств; выполнение научных исследований, направленных на развитие военной теории, военных проблем общественных наук, вооружения, авиационной военной техники, повышение безопасности и боеготовности войск, совершенствование учебно-воспитательного про­цесса; развитие и совершенствование учебной, ма­териальной и социально-бытовой базы. Благодаря неустанной заботе Президента страны о повышении качества подготовки летного состава Военного института СВО налет выпускника уве­личился наполовину. Вследствие этого, по оценке командно-летного состава авиационных частей, существенно возросло качество техники пилотирова­ния выпускников. С целью увеличения практической направлен­ности обучения курсантов инженерных специаль­ностей Военного института СВО предусматрива­ется увеличение количества практик и войсковых стажировок с одновременным изменением их сро­ков на период интенсивных полетов в авиационных частях. Решая вопросы подготовки военных кадров республики, учитывалось и создание младшего команд­ного состава — профессиональных сержантов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.