Просмотров: 979

Военная безопасность Казахстана

За 10 лет независимости в Республике Казахстан была проделана огромная работа по обеспечению военной безопасности. По словам Президента Республики Казахстан — Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Н. А. Назарбаева, «… прежняя система безопасности, которая существовала 10 лет назад, навсегда ушла в прошлое» и «… новые угрозы требуют создания новых механизмов». В связи с этим были созданы силы и механизм обеспечения национальной безопасности,, разработаны концептуальные, доктринальные документы, определяющие основные направления деятельности государства в сфере военной безопасности. Для независимого Казахстана, несомненно, актуальна потребность в правовой основе обеспечения военной безопасности, чему подтверждением является Закон о национальной безопасности Республики Казахстан, принятый 30 июня 1998 г. В этом законе военная безопасность определена как «состояние защищенности от реальных и потенциальных угроз и посягательства военного характера на независимость и территориальную целостность страны». Национальная безопасность является главным условием развития Республики Казахстан как независимого государства. На нынешнем этапе работа по обеспечению стабильности и безопасности страны строится на основе Стратегии национальной безопасности на 1999 — 2005 гг. Разработка и принятие этого документа было обусловлено следующими важными моментами. Во-первых, важным было определить позицию Казахстана в ее взаимоотношениях с другими странами, в связи с этим, наша Республика отказалась от ядерного оружия и получила гарантию от США, РФ и Великобритании в защите страны в случае, если она подвергается агрессии или станет объектом агрессии с применением ядерного оружия. «Мы первыми из стран СНГ, — пишет Президент Н.Назарбаев, — ратифицировали Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)», членство в Договоре о нераспространении ядерного оружия — это, пожалуй, один из самых важных шагов, сделанных нами к безъядерному будущему». В Военной доктрине учитывается безъядерный статус Казахстана. Во-вторых, необходимо было обобщить опыт работы по обеспечению стабильности и безопасности страны в предшествующие годы и на этой основе конкретизировать основные положения первого приоритета стратегии «Казахстан — 2030», разработанного Президентом Н. Назарбаевым. В этой связи Стратегия национальной безопасности является логическим продолжением Стратегии «Казахстан — 2030», комплексным раскрытием ее приоритета «Национальная безопасность». В-третьих, необходимость выработки стратегического документа по вопросам безопасности диктовалась осложнением ситуации в регионе. В сегодняшних условиях крайне важным представлялось тщательным образом проанализировать всю гамму реальных и потенциальных угроз безопасности Казахстана. При этом необходимо было вычленить наиболее острые из них, с тем, чтобы эффективно распределить средства и силы для противодействия этим вызовам.»
Время, прошедшее с момента принятия Стратегии национальной безопасности, показало правильность такого подхода. Это позволило Казахстану принять действенные меры, сконцентрировав необходимые ресурсы государства на наиболее опасных в нынешней ситуации направлениях, например, по противодействию терроризму, экстремизму, распространению наркотиков. В-четвертых, в условиях, когда мир сталкивается с новыми, более масштабными вызовами безопасности, перед Казахстаном стала задача по-новому идентифицировать себя в современном мире, выработать новые подходы к обеспечению своей безопасности. Принятие Стратегии национальной безопасности явилось отправной точкой нового этапа в укреплении национальной безопасности Казахстана/4/.
Следующим важным шагом в этом направлении стала разработка и принятие Военной доктрины, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан 10 февраля 2000 года. Она была разработана на основе Военной доктрины Республики Казахстан 1993 года, которая была ориентирована на формирование системы обеспечения военной безопасности на этом этапе становления суверенного государства и трансформации биполярного мира в многополярный. Эта задача в основном выполнена. Военная доктрина конкретизирует основные положения Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан на 1993-2005 годы в военной сфере и направлена на обеспечение военной безопасности Республики Казахстан в пределах государственных границ, организацию обороны страны в случае агрессии, а также согласование усилий с государствами-союзниками по обеспечению коллективной военной безопасности.
В июле 2000 года была утверждена Концепция военной реформы в Республики Казахстан. В этом документе отмечается, что военная реформа является неотъемлемой частью процесса преобразований, происходящих в настоящее время в стране. В ходе военной реформы предполагается достичь нового качественного состояния Вооруженных Сил Казахстана, сделать их. надежным инструментом обеспечения военной безопасйости страны. Реализация основных, положений Военной доктрины и Концепции военной реформы уже идет полным ходом 161.
Военная безопасность тесно связана с региональной, на что нацелен Договор о коллективной безопасности, заключенный с шестью государствами в Ташкенте 15 мая 1992 года и продленный 20 мая 1999 года на очередной пятилетний срок. Договор носит открытый характер и не направлен на создание какого-либо военного блока. К нему могут присоединиться все государства, разделяющие его цели и принципы. Одновременно при соблюдении соответствующих обязательств любое из государств — участников имеет право выйти из него.
За время действия договора наработана значительная нормативно-правовая база в области военно-политического сотрудничества. Были приняты такие основополагающие документы, как концепция коллективной безопасности, декларация государств-участников ДКБ, основные направления углубления военного сотрудничества государств-участников ДКБ и др.
Большую роль в мерах по обеспечению военной безопасности Республики Казахстан играет Шанхайская организация сотрудничества, которая объединяет пять стран: Россию, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и с 2001 г. — Узбекистан.
В числе важных направлений дипломатической деятельности Казахстана — налаживание связей с международными структурами безопасности, в том числе с НАТО. Программу «Партнерство во имя мира» можно сравнить с неким «ассортиментом» мероприятий, из которого партнеры выбирают те, которые наилучшим образом.отвечают их интересам. Предлагаемые отрасли сотрудничества включают в себя, среди прочего, чрезвычайное гражданское планирование, урегулирование кризисов, подготовку по иностранным языкам, научное сотрудничество или оперативную совместимость вооруженных сил — и это лишь несколько примеров.
Проблемы, с которыми сталкиваются молодые развивающиеся государства, носят глобальный характер. Разрешить их можно только при содействии мирового сообщества, используя опыт мировых институтов и политических процессов. В системе внешнеполитических приоритетов Казахстана особое место занимает реализация инициативы о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Процесс СВМДА — это, по словам Н.А. Назарбаева, долгосрочная работа по созданию современных структур безопасности и сотрудничества, в рамках которых со временем можно будет начать переговоры по разоружению в Азии. О том, как серьезно относится правительство Казахстана к этому совещанию, свидетельствует тот фактор, что по предложению Н.Назарбаева этот саммит, несмотря на подготовленность всех документов, был перенесен с ноября 2001 г., на первую половину 2002 г. Н.Назарбаев, объясняя дипломатам иностранных государств причину переноса саммита, обосновал изменение сроков совещания тем, что главная задача СВМДА — это создание системы региональной безопасности в Азии, но пока конфликтующие государства -участники СВМДА — Израиль и Палестина, Индия и Пакистан — за столом переговоров не решат те острые проблемы, которые сейчас волнуют народы этих стран, несколько преждевременной была бы встреча участников саммита. Хотелось бы подчеркнуть, что мы уверенны в том, что дипломатия Казахстана воплотит в жизнь инициативу Президента Н.Назарбаева, добьется, что СВМДА станет такой организацией, которая обеспечит безопасность в Азии, а что очень важно теперь, учитывая военные действия в Афганистане и попытки экстремистов создать исламское государство в Ферганской долине.
Деятельность по обеспечению национальной безопасности приобретает последовательный характер. Главное — в основе мероприятий по обеспечению национальной безопасности заложен системный подход. Он предусматривает реальную оценку ситуации во всех важных .сферах жизнедеятельности общества и определение наиболее опасных угроз с целью приоритетности работы по их устранению. Это тем более важно, что Казахстан как молодое независимое государство находится в ответственной, осевой точке своего исторического развития. Сделанное сегодня во многом определяет наше развитие на десятилетие вперед. Поэтому от того, насколько глубоко и дальновидно мы будем сегодня просчитывать свои шаги в вопросах обеспечения национальной безопасности, настолько прагматичны и эффективны будут реализуемые меры, от этого зависит будущее нашей страны. Хотелось бы закончить свою статью выводами сделанными Н.Назарбаевым в его книги «Эпицентр мира»: «Наша внешняя политика — это политика срединного государства евразийского суперконтинента. Это политика «трех колец» территориальной безопасности и упреждения внешней угрозы. Первое кольцо безопасности — многовекторная политика, в сил)’ которой Республика Казахстан не имеет каких-либо претензий ни к одной стране мира и постоянно проводит политику мирного урегулирования существующих и возможных претензий со стороны внешних государств. Второе кольцо — участие в Договоре о нераспространении ядерного оружия, в силу которого мы, как безъядерное государство, имеем конкретные гарантии безопасности со стороны внешней ядерной угрозы. Третье кольцо — собственный достаточный военный потенциал и участие в целом комплексе оборонных блоков и соглашений с приграничными государствами.
Мы оставили ядерные доспехи в прошлом веке. Настоящая сила и мощь государства и этноса не во всеобщей демонстрации таковых, а в их «неприменении». Это стержень нашей государственности, народной мудрости и, наконец, национальной идеи».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.