Просмотров: 88

Унификация в аграрном праве

В результате интеграции правового регулирования аграрных отношений возрастает значение унифицированных нормативных правовых актов, которые служат основным нормативным материалом для построения целостной, органической системы отраслевых нормативных актов, обладающих единым юридическим содержанием.

Унифицированные акты аграрного законодательства в основе имеют интеграцию правового регулирования аграрных отношений. Положительная роль унификации в аграрном праве состоит в том, что она создает благоприятные условия для уменьшения объема нормативного материала, для повышения эффективности правоприменительной деятельности.

Процесс интеграции правового регулирования аграрных отношений прослеживается с середины 50-х гг. Унифицирован­ные акты аграрного законодательства этого периода охватывают широкую область общественных отношений в сфере государ­ственного управления и планирования сельского хозяйства, организации государственных закупок сельскохозяйственной продукции, материально-технического обеспечения колхозов и совхозов. Унифицированные акты аграрного законодательства государство издавало также для единого правового регули­рования отношений по охране труда, возмещению материального ущерба лицами, виновными в гибели и хищении скота, потраве посевов, по другим вопросам внутренней деятельности колхозов и совхозов.

Унифицированные нормативные правовые акты являются ядром сельскохозяйственного законодательства, вокруг которого формируются и другие близкие ему нормативные правовые акты. В этом заключается органическая связь между правообразующими функциями унифицированных актов аграрного законода­тельства и процессами интеграции правового регулирования аграрных отношений, которые всегда вторичны по отношению к унифицированности общественных отношений в сельском хозяйстве.

К числу важнейших унифицированных нормативных источ­ников, формирующих механизм перехода на рыночную модель управления аграрной экономикой, относятся акты, направленные на государственное регулирование АПК и на социальное преоб­разование села. Среди них можно назвать: Закон РК «О госу­дарственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» от 8 июля 2005 г; Госу­дарственная программа развития сельских территорий Респуб­лики Казахстан на 2004-2010 годы», утвержденная Указом Президента Республики Казахстан 10 июля 2003 года; Постанов­ление Правительства «О стратегии развития сельского хозяйства Республики Казахстан до 2010 г. и о развернутом плане мероприя­тий по реализации стратегий сельского хозяйства до 2010 года».

Начатая в 1993 г. земельная реформа имела тенденцию не только к унификации сельскохозяйственных земельных отношений, но и к их дифференциации. Однако, с принятием Конституции 1995 г. земельная реформа продвигалась по пути унификации сельскохозяйственных земельных отношений.

Принятый Земельный кодекс 2003 г. в основном является унифицированным источником аграрного права, юридическая значимость его состоит в том, что он затрагивает и решает ряд важных вопросов, связанных с повышением роли и функций исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления по распоряжению землей. Кодекс укрепил гарантии земельных прав сельскохозяйственных организаций (предприятий), крестьянских (фермерских) хозяйств как собственников, землепользователей. Выделив в самостоятельную категорию земли сельскохозяйственного назначения, определил их специфику и особенность правового регулирования. Кодекс закрепил общие для всех хозяйствующих субъектов правовых мер, обеспечивающих охрану земель как сложных экосистем, защиту их от негативных последствий производственной деятельности, воспроизводство и повышение плодородия почв. Вместе с тем, в Земельном кодексе содержатся и дифферен­цированные нормы, в частности регулирующие права собствен­ности на земельные участки крестьянских (фермерских) хозяйств.

Унифицированным источником аграрного права являются нормы Гражданского кодекса РК, регулирующие например: договорные отношения, в том числе купли-продажи; залог, арен­да, наследование земельного участка и в том числе по возме­щению вреда и другие отношения.

На смену плановым договорам, в основе которых лежали административно-плановые акты об обязательных поставках и иных формах принудительного изъятия сельскохозяйственной продукции в государственные ресурсы, приходят договоры, в которых стороны свободно определяют структуру договорных связей и содержание договоров, в том числе и цены на продукцию. Тенденция к расширению сферы действия таких договоров как основной правовой формы организации и регулирования сельскохозяйственной предпринимательской деятельности в товарном обороте нашла свое выражение в Законе РК «О госу­дарственных закупках» от 16 мая 2002 г.

Достаточно высокой является степень унификации законо­дательства о животноводстве, обеспечивающего создание рациональных систем животноводства, совершенствование продуктивности племенных качеств животных, внедрение промышленной технологии, интенсификацию этой важнейшей отрасли сельского хозяйства. С его помощью аграрное право воздействует не только на отношения между государством и сельскохозяйственными товаропроизводителями, но и на процесс производственно-хозяйственной деятельности, содействуя росту поголовья скота, повышению продуктивности животноводства. В этих целях был принят Закон РК и О племенном животно­водстве» от 9 июля 1998 г. (с изменениями, внесенными Законом РКот 14 декабря 2001 г.). Его главная задача состоит в том, чтобы сохранить и улучшить генофонд сельскохозяйственных живот­ных. В рамках указанного Закона и осуществляется дальнейшая унификация материально-правового регулирования взаимоот­ношений государства и сельскохозяйственных товаропроиз­водителей в области селекции и семенного дела.

Материально-правовые нормы, созданные в порядке унифи­кации, содержатся, например, в Законе РК «Об охране селек­ционных достижений» от 13 июля 1999 г. С его принятием претер­пели кардинальные изменения регулирования имущественных и связанных с ними неимущественных отношений, возникающих в связи с созданием, правовой охраной и использованием селек­ционных достижений. Определяя права и обязанности сельско­хозяйственных предприятий по выращиванию новых сортов растений, унифицированный закон направляет их деятельность на повышение урожайности сельскохозяйственных культур. Он устанавливает требования к качеству сельскохозяйственной продукции, работ и услуг, определяет источники финансиро­вания селекционной деятельности, регулирует ценообразование на сортовые семена, обеспечивает защиту прав и законных интересов селекционеров.

В Законе РК «О зерне» от 19 января 2001 г., также содержатся унифицированные нормы. Этот Закон закрепляет меры госу­дарственной поддержки производства и переработки зерна, а также устанавливает механизм формирования и использования республиканского фондов зерна. В формировании рынка зерна особая роль отводится нормативным требованиям, предъяв­ляемым по хранению зерна, к торгово-закупочным операциям с зерном, экспорту и импорту зерна.

Унифицированными источниками аграрного права являются: Закон РК «О карантине растений» от 11 февраля 1999 г., который определяет правовую основу и принципы осуществления государственных мероприятий по карантину растений, являющихся составной частью системы обеспечения национальной безопасности на территории Республики Казахстан, а также Закон РК «О защите растений» от 3 июля 2002 г. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы осуществ­ления деятельности в области защиты растений от вредителей, сорняков и болезней растений и направлен на сохранение урожая, его качества и предотвращение вредного воздействия на здоровье людей и окружающую среду при осуществлении фитосанитарных мероприятий на территории Республики Казахстан.

Аналогичная тенденция унификации аграрного права выра­жена в актах, закрепляющих систему ветеринарно-профилак-тических, санитарных, зоогигиенических мероприятий. Централь­ное место среди этих актов занимает Закон РК «О ветеринарии» от 10 июля 2002 г., который определяет основные функции и организационную структуру ветеринарной службы, права и обязанности сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств по предупреждению и ликвидации болезней животных, порядок установления и снятия карантина, меры ответственности за нарушение ветеринарного законодательства.

В регулирующем воздействии унифицированных источников права на аграрные отношения в последнее время на первое место выдвигаются также нормативные требования, закрепленные в Правительственных актах — положениях, правилах, регулирую­щих различные стороны сельскохозяйственной деятельности, например: Положении о порядке и условиях организации лизинга в сельском хозяйстве от 15 апреля 1998 г.; Правила выплаты средств на поддержку повышения урожайности и качества производимых сельскохозяйственных культур от 26 февраля 2004 г.; Правила выплаты средств на поддержку развития племенного животноводства от 27 февраля 2004 г.; Правила организации и проведения государственных закупок зерна и услуг по хранению и перевозке от 27 марта 2004 г. и. др.

Имеется немало и ведомственных унифицированных источников аграрного права, например: Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 29 октября 2004 г. №614 «Об утверждении Положения о Государственном регистре племенных животных»; Приказ Председателя Комитета по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан от 14 октября 2004 г. №72-п «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на селекционное достижение».

Центр тяжести унифицированного регулирования государством экономических взаимоотношений с сельским хозяйством находится в таких областях, как инвестиционная, финансовая, кредитная, ценовая, валютная политика, заработная плата, бюджетное финансирование целевых программ развития АПК.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.