Просмотров: 1 137

Толерантность и межрелигиозный диалог в Казахстане

Религия — важная составляющая духовной основы общества. Многие ученые объясняют феномен религии через такие понятия, как «единство», «связь», «синтез». Ядром религии является живая вера. Вера имеет множество дефиниций, но, на наш взгляд, сегодня наиболее актуальным и значимым представляется понимание веры как доверия. Доверие предполагает открытость всеобъемлющему бытию, готовность к диалогу со всем сущим. Таким образом, истинная религия, как особое мироотношение, есть открытость миру.
Дух, всеобъемлющее начало, присутствующее в каждом человеке, есть то основание, на котором возможна консолидация общества. Именно в своем духовном бытии человек преодолевает всякого рода «терроризмы», «экстремизмы», «национализмы» и др. Духовное согласие — это путь их преодоления. В этом отношении большую значимость приобретает межрелигиозный диалог Диалог между религиями основан на таком принципе взаимоотношения с иными идеологиями, вероисповеданиями, как толерантность или терпимость, что означает уважительное отношение к инакомыслящим, инаковеруюшим. В Краткой философской энциклопедии дается расширенное определение толерантности, раскрывающее необходимость и позитивную сущность данного качества: проявление терпимости и уважения по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Толерантность является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех вдейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции. Более полным нам представляется определение терпимости, данное А. А. Гусейновым: «Терпимость — моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения». Данное определение не ограничивает, в отличие от других, применения толерантности только к представителям иных наций, народностей и религий, но отмечает моральную основу данного качества личности.
Идея толерантности возникла еще в глубокой античности, как решение проблемы отношения к религиозным меньшинствам. Постепенно вырабатывались принципы гуманных взаимоотношений с инаковерующими и инакомыслящими, включающие в себя такие компоненты, как терпимость, лояльность, уважение к вере и взглядам других людей, народов. Терпимость — это расширение собственного опыта и диалог. Толерантность в этом случае выступает как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимодействие в результате определенного диалога. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций.
Толерантность — не предательство своих убеждений, не безразличие к чужим, но готовность жить в мире и добрососедстве с теми, кто имеет убеждения и веру, отличные от наших. Кроме всего прочего, важно помнить, что толерантность включает в себя не только терпимость к другим религиозным убеждениям, но и к культурологическим идеологемам. Сложен имногоступенчатпуть кдостижениютолерантности, Прежде всего, необходима готовность партнеров выслушать друг друга, выявить существующие разногласия, уяснить, какие из них наиболее трудны для переговоров, какие сравнительно легки, какие из них следует решить быстро, в срочном порядке, и с какими можно повременить.Толерантность призывает к сохранению своей идентичности и уважению прав и свобод Другого. Нельзя забывать свои корни, но в силу глобализации мирового сообщества нельзя и замыкаться в себе. Необходимо мирно сосуществовать с другими государствами, цивилизациями, культурами, религиями. Необходимо сохранять стабильность и безопасность не только в мировом сообществе, но и в своем микромире, стране, государстве.
Принцип толерантности или веротерпимости всегда был присущ народу Казахстана. За годы независимости Казахстан продемонстрировал миру наличие своей действенной стратегии достижения межнационального согласия. Мы руководствовались принципом «единство в многообразии».
Наши действия были нацелены не просто на возрождение культуры народов Казахстана, а на ведение неустанного диалога, выстраивание добрых отношений между всеми этническими и конфессиональными группами нашей страны.
И, в целом, нам удалось укрепить единство казахстанского народа, пронести его сквозь непростые испытания временем. Гражданский мир и согласие в Казахстане — это результат кропотливой работы государства и общества.
Можно с уверенностью сказать, что в процессе диалога мы добились больших успехов:
— в Казахстане утверждены принципы и нормы межконфессиональной толерантности;
— укреплены взаимопонимание и терпимость между различными религиозными объединениями;
— усилено сотрудничество государственных органов, национально-культурных, религиозных и неправительственных объединений в деле продвижения духовных ценностей и культуры диалога с целью обеспечения гражданского мира.
Одним из основных факторов стабильного общественного развития и улучшения благосостояния народа Казахстана является мирный межконфессиональный диалог. Достижение межконфессионального мира является важным условием существования современного казахстанского общества. На наш взгляд, следует обратиться к традиционной культуре народов Казахстана с тем, чтобы дополнить и углубить принцип терпимости. Православие содержит в себе такое скрепляющее начало, как соборность — всеединство, «внутреннее единство «мы». В традиционной культуре казахского народа традиции «глубинного общения» нашли отражение в обрядах, обычаях, в деятельности жырау, акынов. Глубинное общение и принцип толерантности предполагает не только терпимость и уважение, но и приятие, сотрудничество и со-творчество, содержит установку на взаимодействие, которое, в свою очередь, ведет к взаимообогащению. Важной вехой в деле установления духовного согласия является проведение съездов лидеров мировых и традиционных религий- Следует отметить дальновидную политику государственно-конфессиональных отношений, проводимую Президентом Республики Казахстан Н. А. Назарбаевым.
Сегодня диалог и взаимодействие ценностей означает диалог и взаимодействие цивилизаций. Этот подход основан на следующем положении; «Жить — значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться». Диалогический подход включает в себя взаимодействие между равноправными, равнозначными субъектами, каждый из которых представляет собой особую точку зрения на мир и на себя самого, на самостоятельную, полновесную, смысловую и оценивающую позицию. Участники диалога должны характеризоваться открытостью, готовностью к расширению собственной позиции.
На современном этапе глобализации невозможно жить в условиях монологизма, где каждая цивилизация со своим опытом мира, со своей системой ценностей является самоцелью для себя, некой замкнутой монадой. Необходимо ценностным системам выйти в пространство диалога и наметить пути и сферы взаимодействия. Диалогическое пространство является многоуровневым и многоплановым, включающим в себя все виды диалога: от внутреннего микродиалога до большого поля диалога культур, цивилизаций.
Второе десятилетие нашей истории совпало с новым столетием. Столетием, которое столкнулось с небывалым ростом межнациональной и религиозной вражды. Поэтому когда мы говорим, что главным достижением Казахстана является межэтническое согласие, мир и стабильность в нашем общем доме, это не просто известная истина. Это серьезный успех в нестабильном мире. В этом велика роль и заслуга народа Казахстана.
Казахстан — это многоконфессиональное государство, которое имеет ряд специфических особенностей. Среди них можно выделить следующие: уважительное отношение казахского народа к обычаям и верованиям других народов республики; отсутствие религиозного фанатизма; специфика исторического формирования населения Казахстана, особенно в последние сто лет, обусловившая его многонациональную структуру; стремление наций и народностей республики сохранить свою национальную самобытность, придерживаясь традиционной для них религиозной обрядности.
В сложных условиях нам удалось создать универсальную модель взаимоотношений между всеми этническими и конфессиональными группами, проживающими в нашей стране. Эта модель основана на взаимопонимании и терпимости, патриотизме и гражданской ответственности за судьбу страны у представителей всех этносов, живущих на древней земле казахов. Наш опыт получил признание на самом высоком международном уровне. Он является воплощением на практике формулы гражданского мира в многонациональном обществе. Жить в современном мире — значит быть открытым и терпимым к другим народам, культурам и религиям. Обеспечение единства многонационального народа Казахстана для нас не только достижение прошлого и настоящего, но и задача будущего.
Новая ситуация требует признания факта, что все культуры, религии имеют право на существование, что не должна проводиться линия собственной исключительности. Основное внимание должно быть обращено не на разъединяющие различия, а на начала нас объединяющие.
Толерантность и диалог необходимы также для создания новых взаимоотношений, которые приведут к расширению сотрудничества, в котором так нуждаются как сами культуры, так и мир в целом перед лицом вызовов современности, чтобы созидать «цивилизацию любви». Весь этот процесс возможен благодаря тому, что диалог все более осознается в качестве основополагающей духовной ценности. Ценности духовной свободы, независимости, открытости, терпимости друг к другу, взаимоуважения, соучастия, дружбы и любви — концентрируются и в своей полноте наиболее адекватно воплощаются в «идеологии» диалога.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.