Просмотров: 72

Территориальные сдвиги в размещении машиностроительного производства

Территориальные сдвиги в размещении машиностроительного производства как основа формирования мирового рынка машин и оборудования

Отраслевая структура мирового хозяйства на пороге XXI в. подвергнута серьезным изменениям, которые заклю­чаются в последовательном уменьшении высокой доли та­ких отраслей, как сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность, обрабатывающие производства и перехо­де лидирования к:

1)  технически относительно несложным производствам, как легкая и пищевая промышленность;

2)  капитало- и материалоемким отраслям, как метал­лургия, химическая промышленность;

3)  наукоемким отраслям, создающим продукцию на ос­нове высоких технологий.

Другими словами, в процессе развития мировой эконо­мики «первичные отрасли» в лице сельского хозяйства и до­бывающей индустрии уступают свое лидирующее положе­ние и первенство в отраслевой структуре хозяйства перехо­дит ко «вторичным» отраслям — обрабатывающей индустрии и строительству, а затем и к «третичной» — сфере услуг.

В целом надо отметить, что в отраслевой структуре са­мой промышленности также происходят изменения, кото­рые можно свести к тому, что:

  • продолжает снижаться удельный вес добывающих отраслей и растет удельный вес обрабатывающих, особенно машиностроения и химической промыш­ленности;
  • в обрабатывающей промышленности, особенно в развитых странах, центр тяжести перемещается с ка­питале- и материалоемких отраслей — металлургии, химической промышленности к наукоемким, напри­мер, электронике;
  • освобождающаяся ниша все больше заполняется продукцией новых индустриальных стран, которые наряду с развитыми государствами традиционные трудоемкие отрасли со своих территорий переводят в развивающиеся страны.

Среди всех сложившихся отраслевых комплексов миро­вого хозяйства по своей роли и значению особо выделяется машиностроение, которое отражает в себе развитие научно-технического и обороноспособного потенциала любой страны. Машиностроение является материальной основой НТП во всех отраслях народного хозяйства, с одной сторо­ны, и, с другой, без развитого машиностроительного ком­плекса, особенно без приборостроения, нет развития НТП. В то же время в развитых странах происходит подлинная революция в этой отрасли. В современном мире машино­строение — основа обеспечения экономической независимо­сти страны.

По своей масштабности оно является главной отраслью мировой промышленности. На его долю приходится около 35% стоимости мировой промышленной продукции, в том числе в развитых странах — 32-38%, в странах с переходной экономикой — 20-25%, в новых индустриальных странах -15-25% стоимости промышленной продукции.

По своей структуре машиностроение представляет сложный многоотраслевой комплекс, объединяющий в себе различные виды подотраслей, число которых достигает не­скольких сотен. Так, по функциональному назначению от­расль подразделяется на общую, куда можно отнести про­изводство оборудования, станкостроение, транспортное производство, в том числе автомобилестроение, судострое­ние, выпуск подвижного состава железных дорог; сельско­хозяйственное и электротехническое, включающее в себя производство энергетического оборудования, военно-про­мышленную и бытовую электронику, производство оружия и т.д.

По удельному весу в мировом выпуске машинострои­тельной продукции лидирует общее машиностроение, затем транспортное и третье место занимает электротехническое машиностроение. В последнее десятилетие структура пре­терпевает изменения, что связано с быстрым ростом элек­троники, и, соответственно, за общим машиностроением закрепился умеренный рост развития, а темпы роста транс­портного имеют тенденцию к снижению.

Однако, в мировом хозяйстве активность происходящих структурных сдвигов более рельефно проявляется, скорее всего, внутри сложившихся отраслевых комплексов. Наибо­лее сильно это заметно в изменении внутриотраслевых про­порций. Так, применительно к машиностроению можно за­метить, что в развитых странах в составе общего машино­строения преобладает производство оборудования, станко­строение. Такая высокая динамичность изменений в отрас­ли является следствием воздействия различных факторов, среди которых особо можно отметить характер спроса и ве­личину емкости рынков сбыта, обеспеченность трудовыми ресурсами и степень развития инфраструктуры, уровень общественной организации производств и инновационную активность предприятий и т.д. Пожалуй, нет другого такого отраслевого комплекса как машиностроение, где была бы так высока степень кооперационных связей, сочетающаяся с узкой предметной, технологической, подетальной специа­лизацией в процессе создания продукции.

Ресурсная база рынка продукции машиностроения обу­словлена наличием широкой сети инфраструктуры, среди которых особое место принадлежит качеству и квалифика­ции кадров. Развитая сеть научных центров исследования и конструкторских разработок, информационная и транс­портная сеть служат главными составляющими успеха ав­томобильных производств. И, как правило, на карте дисло­цирования этих объектов можно выделить пространства развитых государств, и напротив — низкотехнологичные производства, сборочные цеха, продукция массового произ­водства размещены на территории менее развитых стран. Состав основных поставщиков машинно-технической про­дукции на мировой рынок в течение уже длительного вре­мени не претерпевает существенных изменений. Он воз­главляется такими странами, как США, Япония, Германия. Вместе с тем, следует отметить, что в последние годы на­метилась тенденция наращивания экспорта такой продук­ции из развивающихся стран. По имеющимся оценкам, их доля в мировом экспорте машин и оборудования в бли­жайшие годы повысится до 8-10%. Это означает, что по­следние десятилетия НТП и мигрирующий капитал дали мощный всплеск ассортиментному взрыву, созданию но­вых производств как на территории развитых, так и разви­вающихся государств. В итоге, ныне мировой рынок машин и оборудования представляет собой три типа взаимо­связей: стран-продуцентов массовой продукции, стран-поставщиков наукоемкой продукции и различные формы сочетания развивающейся специализации и межстранового кооперирования.

В структуре рынка машиностроения одной из главных отраслей служит станкостроение, производство которого дислоцировано лишь в небольшой группе стран — Японии, Германии, США, Великобритании и Франции. Ими произ­водятся сложные и дорогостоящие оборудования. Среди особых субъектов на данном рынке можно выделить и группу таких стран, которые производят парк более просто­го массового станочного оборудования, как Италия, КНР, Испания, ряд стран Восточной Европы, Корея, Индия и Бра­зилия. На рынке торгуют металлообрабатывающим обору­дованием, в том числе автоматизированным, оснащенным ЧПУ, диагностикой, сенсорикой, мониторингом и т.д., кузнечно-прессовым оборудованием, в том числе гидравличе­скими и механическими прессами.

За последние десятилетия на данном рынке в мировой практике резких снижений производства и продаж было не так много, за исключением периода развала стран социали­стического лагеря. Статистика показывает, что в 2000 г. в мире было произведено продукции, на 36,8 млрд долл. что ниже, чем во второй половине 90-х годов, но на 10 млрд долл. больше, чем в 80-х годах. Снижение было зафиксиро­вано в странах постсоциалистического лагеря, однако оно не наблюдалось в странах развитого мира. Соотношение страновой дифференциации производства за эти годы меня­лось, однако по-прежнему 50% всех станков в мире произ­водят Япония и Западная Европа. Среди азиатских стран выделились Китай, Корея, Тайвань, которые производят столько же, сколько и США. Страны Восточной Европы сегодня производят около 1% станков, тогда как в 80-е годы занимали более 15% объема мирового производства. В на­стоящее же время можно зафиксировать следующую тен­денцию — сокращение доли японских фирм и активность стратегии германских и американских предприятий. Карти­на может быть принципиальным образом изменена в связи с ростом новой отрасли — роботостроения. Сегодня из 800 тыс. роботов в Японии сосредоточено более 310 тыс. в За­падной Германии — 250 и в США — 170 тыс. ед.

Судостроение было одной из старейших отраслей рын­ка машиностроительной продукции. Современный мировой рынок изменил принципиальным образом спрос на его про­дукцию. Так, активность развития транспортной инфра­структуры привела к росту спроса на танкеры, суда-сухогрузы, суда-контейнеровозы, рефрижераторы, круизные лайнеры, плавучие базы, паромы, буровые платформы и др. Отрасль начала быстро развиваться в эпоху «дешевой неф­ти», т.е. в 60-е — первую половину 70-х годов. Так, если в 1960 г. на воду были спущены суда общим водоизмещением 8 млн брутто-регистровых т, то в 1975 г. — 35 млн брутто-регистровых т, т.е. почти в 4,5 раза больше. Однако, в по­следующие годы в связи с энергетическим кризисом, вы­звавшим резкое сокращение морских перевозок нефти, спуск на воду морских судов сократился до 20 млн брутто-регистровых т в 1995 г., к началу 2000 г. этот показатель снизился до 17,5 млн брутто-регистровых т. Одновременно произошло перемещение предприятий судостроения из раз­витых стран в развивающиеся. Так, было свернуто произ­водство судов в Западной и Центральной Европе, которые до начала II мировой войны занимали 50% мирового произ­водства. Ныне крупными производителями судов стали ла­тиноамериканские НИС — Бразилия, Аргентина, Мексика, а также азиатские — Китай и Тайвань.

На мировом рынке машин и оборудования не подверга­ется интенсивным всплескам производство и экспорт сель­скохозяйственного машиностроения. Мировой трактор­ный парк в конце 90-х годов достиг примерно 30 млн ма­шин. Но в развитых странах, на которые приходится 2/3 этого парка, в последнее десятилетие практически не на­блюдается роста. Это обусловлено достижением ими пре­дельного для современной техники уровня механизации сельского хозяйства. Теперь многие страны ориентированы не на количество тракторов, а на качество и рациональную структуру имеющегося парка. Соответственно, производст­во многих видов сельскохозяйственных машин и несложно­го оборудования вынесено за пределы этих стран и переме­щено на территорию развивающихся.

В целом на мировом рынке, в том числе в транспорт­ном машиностроении, наблюдаются последствия струк­турной реорганизации. Они проявились в форме интенсив­ного роста автомобилестроения, электротехнического ма­шиностроения, электроники при резком сокращении темпов роста судостроения, тракторов, а также выпуска подвижно­го состава железных дорог.

Во второй половине XX века уже окончательно закре­пилось лидирование автомобилестроения. Оно преврати­лось в одну из наиболее динамично развивающихся отрас­лей. За 50 лет мировой выпуск автомобилей вырос более чем в 5 раз, превысив 51,2 млн штук в 2000 г. Из них легко­вые автомобили составили 40,3 млн штук, а остальная часть — грузовые автомобили и автобусы.

Производство легковых автомобилей размещено в 30 странах мира. Данный рынок характеризуется самой вы­сокой монополизированностью и в 10 автогигантах Японии, США, Германии, Франции, Испании, Южной Кореи, Великобритании, Италии сосредоточено производство почти 80% автомобилей. В географическом разрезе структура производства легковых автомобилей представлена следую­щим образом: Европа — 16,4 млн, США — 12,7 млн, Японии — 8,3 млн, Корея — 2,7 млн и Бразилия — 1,3 млн штук.

Ситуация на мировом автомобильном рынке такова, что национальные компании прежде всего закрепляются на внутреннем рынке, обеспечивая запросы и спрос отечест­венных потребителей и выдерживая борьбу с конкурентами внутри страны. Так, Япония, производя более 20% автомо­билей в мире, экспортирует 46%, США, производя 15% ав­томобилей в мире, экспортирует 9%, а Германия произво­дит 14% машин, но экспортирует около 60%. Фирмы, укре­пив собственные позиции на внутреннем рынке, испытав позитивы и негативы стратегических альянсов, активно продвигаются на новые иностранные рынки.

В последнее десятилетие произошла череда слияний крупнейших автомобильных компаний, вызванных миро­вым и азиатским финансовыми кризисами, отразившимися на объеме продаж. В 1999 г. произошло слияние автомо­бильных концернов «Даймлер-Бенц» и «Крайслер», про­изошла продажа компании «Роллс-Ройс» германскому «Фольксвагену», образовался союз французской компании «Рено» и итальянской компании «Фиат». В итоге, если во втором десятилетии XX в. в США работало около 80 ком­паний по производству автомобилей, то к 2000 г. лидирую­щую роль играли 3 компании. — «Дженерал Моторс», «Форд» и «Крайслер». Глобальная консолидация затронула такие японские компании, как «Ниссан» и «Мицубиси», из­менения происходят в «BMW», «Хонда», и др. По оценкам экспертов, в результате слияний через 10 лет из 18 круп­нейших автомобилестроительных компаний могут остаться только 10.

В целом на мировом рынке автомобилей в 50 годы ни­ши делили между собой японские, американские и немец­кие автогиганты, захватив почти 100% его производства. Однако за последние два десятка лет доля их сократилась до 51%, уступив место продукции компаний стран Восточной Европы, Азии и Южной Америки, а также стран Африки и Ближнего Востока.

Большую роль в развитии автомобилестроения играет автосборка. Почти половина развивающихся стран имеют сегодня автосборочные предприятия. В автомобильной промышленности России и ряда стран-членов СНГ высока доля производства грузовых машин и меньше доля легко­вых автомобилей, а в Узбекистане, Казахстане, Россия и других странах СНГ в последние годы быстро разрастается сеть автосборочных производств.

В эпоху глобализации в мировом хозяйстве увеличива­ется выпуск энергетического оборудования, при этом осо­бенно интенсивно растет торговля продукцией электронной промышленности, в том числе военно-промышленной про­дукцией и бытовой электроникой. Соответственно, интен­сивный всплеск получает ассортиментное изобилие продук­ции электротехнического машиностроения. По-прежнему основными центрами военной и промышленной электрони­ки являются США и Япония. Они, как и все другие разви­тые страны, постепенно свертывают выпуск бытовой элек­троники, завозя ее из новых индустриальных стран, где она, благодаря дешевой рабочей силе, получила ускоренное раз­витие. Лидирующее положение на рынке оборудования и техники занимают новые отрасли.

Крупнейшим сегментом мирового рынка бытовой элек­троники выступает рынок компьютерной техники. Произ­водящие их крупнейшие компании делятся на две катего­рии: диверсифицированные и монокультурные. Компании первого типа IBM, Хьюлетт Паккард имеют длительную ис­торию и работают сразу во многих секторах компьютерно-электронной индустрии. Это придает им большой запас прочности за счет диверсификации, позволяя финансиро­вать временно убыточные направления за счет прибыльных производств. Однако организация внутренних финансовых потоков, расстановка приоритетов развития такой компании крайне сложна. Примером тому может служить ситуация в начале весны этого года, когда Хьюлетт Паккард объявил о серьезной реорганизации структуры компании, фактически признав, что не смогла воспользоваться в должной мере своим огромным потенциалом, а изменения на мировом рынке принуждали к внутренней перестройке корпорации.

Монокультурные компьютерные фирмы («Делл», «Ком-пак», «Гэйтвэй», «Эйсер» и др.) образовались сравнительно недавно и выросли на волне бума персональных компьюте­ров. За счет агрессивной ценовой политики, применения ря­да новаций в технологиях продаж конечным потребителям, новички серьезно потеснили «грандов». Однако ухудшение конъюнктуры рынка поставило их в непростую ситуацию, так как основная сфера их оборотов — производство и про­дажа персональных компьютеров — почти перестала прино­сить прибыль. Поэтому показателен пример «Компака», который попытался перейти из второй категории в первую и диверсифицировать свой бизнес. Этому должна была со­действовать покупка компании «Диджитал эквипмент кор-порэйшн» — ветерана компьютерной индустрии. Одного этого оказалось недостаточно для сглаживания негативных последствий от падения цен на рынке персональных ком­пьютеров.

Другую стратегию выбрала тайваньская компания «Эй­сер». Основную прибыль она получает не от продаж персо­нальных компьютеров, а от сбыта программного обеспечения и оказания услуг. Подобная точка зрения становится обще­принятой и ее перспективность подтверждают многочислен­ные данные. Так, компания IBM в 1998 г. получила почти 60% валовой прибыли за счет продаж программ и оказания услуг. Исследовательской компанией «Ай-Ди-Си» прогнози­ровалось падение для Западной Европы доли сектора персо­нальных компьютеров в общем обороте рынка информаци­онных технологий с 26% в 1996 г. до 20% в 2002 г. Согласно этому же прогнозу ожидается, что свыше 63% расходов за­падноевропейцев на компьютерные технологии будет при­ходиться на приобретение программного обеспечения и по­купку услуг. Примечательно то, что некоторые виды услуг, например послепродажная поддержка пользователей про­граммного обеспечения, из вспомогательного вида деятель­ности превращается в самостоятельную отрасль. По данным «Ай-Ди-Си» мировые обороты этого сектора в 1998 г. со­ставили 22 млрд долл., а к концу 2003 г. достигли 42 млрд долл. В последующие годы прогнозировались темпы еже­годного прироста послепродажной поддержки пользовате­лей программного обеспечения на уровне 14%. Наряду с этим продажа компьютеров все в большей степени рассмат­ривается не как самостоятельный источник прибыли, а как средство, способствующее сбыту компьютерных программ и росту спроса на сопутствующие услуги.

В современных условиях торговля машинами и обору­дованием развивается опережающими темпами по отноше­нию ко всему внешнеторговому обороту ведущих промыш-ленно развитых стран. Признанными лидерами в производ­стве, экспорте машин и оборудования являются США, Япо­ния, Германия, на долю которых приходится более 60% все­го производства машинно-технической продукции. При­мерно такая же доля приходится на эти государства в миро­вом экспорте индустриальных стран.

Доля экспорта в производстве машин и оборудования ведущих промышленно развитых стран составляет более 30% и имеет тенденцию к росту. На расширение экспорта продукции машиностроения непосредственное влияние ока­зывает дальнейшее углубление международного разделения труда и высокие темпы научно-технического прогресса. На современном этапе ни одна страна, сколь бы развитой в от­ношении науки и техники, промышленности она ни была, не в состоянии обеспечить самостоятельно, не опираясь на достижения других стран в этих областях, поступательного движения во всех направлениях НТП, создавать конкурен­тоспособную на мировом рынке продукцию. В этой связи взаимопроникновение хозяйственных комплексов промыш­ленно развитых стран, особенно в науке и машиностроении, привело к развитию наиболее прогрессивных форм специа­лизации и кооперирования, к объединению усилий произ­водителей в международном научно-техническом и произ­водственном сотрудничестве. «Международный рынок ма­шин и оборудования характеризуется преимущественным развитием торговли товарами и машинно-техническими комплексами производственного назначения» /11/. Торговля машинно-техническими товарами культурно-бытового на­значения развивается медленно, причем эта тенденция, по мнению экспертов, сохранится и в обозримом будущем.

Важным фактором, способствующим развитию между­народной торговли машинами и оборудованием, является резкое сокращение «жизненного цикла» большинства видов машинно-технической продукции, ее искусственное мо­ральное старение, которому зачастую способствует госу­дарственная политика ускоренной амортизации и налоговых льгот для покупателей новой и новейшей продукции. Бы­строе создание такой продукции возможно лишь на основе глубокой международной научно-технической кооперации между странами-производителями машин и оборудования. Тем самым, дальнейшая интернационализация хозяйствен­ной жизни, активно проявляющаяся в машиностроительном комплексе, является одной из важнейших движущих сил в развитии международной торговли машинами и оборудова­нием. Не менее существенное влияние на рост мировой тор­говли готовыми изделиями оказывают представительства индустриальных государств путем стимулирования экспор­та машин и оборудования. Эта деятельность включает пре­доставление различных льгот в налогообложении экспорт­ного производства, льготных кредитов на развитие ориен­тированных на экспорт производств, обеспечение государ­ственного страхования товарных и финансовых кредитов зарубежным покупателям. Зачастую источники ссудного капитала мобилизуются национальными и международны­ми институтами для осуществления кредитования ино­странных покупателей машин и оборудования по снижен­ным ставкам с последующей компенсацией из госбюджета разницы между предоставленной и рыночными ставками процента.

Географическая структура рынка машин и оборудо­вания

Выделяются четыре главных мировых региона по выпуску машиностроительной продукции. По масштабам производства выделяется Северная Америка, где сосредото­чено 30% производства сверхмощных компьютеров, само­летов, ракетно-космической техники, других видов воору­жений.

Второй мировой машиностроительный регион пред­ставлен странами Западной, Центральной и Восточной Ев­ропы, которые обеспечивают выпуск около 30% продукции мирового машиностроения.

Третий регион включает страны Восточной и Юго-Восточной Азии и производит около 25% продукции миро­вого машиностроения. Сюда продолжает перемещаться производство судов, автомобилей, бытовой электроники. Япония, переводя менее сложные подотрасли машино­строения в новые индустриальные страны, концентрирует усилия на развитии наукоемких производств.

Четвертый регион мирового машиностроения образуют страны СНГ, обладающие полной номенклатурой машино­строительного производства. В них получили большое раз­витие отрасли военно-промышленного комплекса, сравни­тельно несложные производства — сельскохозяйственная техника, металлоемкие станки и энергетическое оборудова­ние. В то же время по наукоемким отраслям, за исключени­ем авиационной и ракетно-космической промышленности и бытовой электронике, в странах этого региона отмечается серьезное отставание.

В целом, если в первую половину XX в. машинострое­ние получило развитие только в развитых странах, то во второй половине оно широкое распространилось и в разви­вающихся странах, особенно в новых индустриальных стра­нах. В итоге свыше 80% мировой торговли машинами и обо­рудованием приходится на индустриально развитые страны -США, Японию, Германию, Канаду, Великобританию, Фран­цию, Италию. Доля развивающихся стран составляет около 10%, на страны СНГ приходится 1% мировой торговли ма­шиностроительной продукцией. Данные параметры могут оказаться зыбкими, что связано с постепенным перемеще­нием машиностроительных производств низкой и средней сложности из развитых в развивающиеся страны. Страны же, освоившие выпуск несложных, но’ трудоемких видов продукции, постепенно переходят к изготовлению продук­ции более высокого уровня и, в свою очередь, передают не­сложные производства в менее развитые государства.

Интенсивный рост мировой торговли машинами и обо­рудованием вызван как углублением международного раз­деления труда, в особенности в странах Западной Европы и Северной Америки, так и резким сокращением «жизненного цикла» большинства их видов, из-за быстрого морального их старения, а также ростом предоставления программ по­мощи на льготных условиях в обмен на импортные префе­ренции к товарам из стран-доноров, и наконец, стимулиро­ванием экспорта машин и оборудования правительствами стран.

Внешнеторговый оборот машиностроительной продук­ции возрастает с каждым годом. В настоящее время доля машин и оборудования в мировом экспорте составляет 37%, в экспорте развитых стран — 43%, развивающихся — 19%, стран СНГ — от 0,5% до 5-7%. Доля машиностроительной продукции в общей стоимости экспорта достигает: в Япо­нии — 64%, США и Германии — 48%, Швеции — 44%, Канаде — 42%. В то же время промышленно развитые страны Запа­да наряду с традиционными машинно-техническими изде­лиями увеличивают в своем экспорте долю наукоемкой продукции, электроники и электротехники, ЭВМ, средств связи, оргтехники и др.

Происходящие в мировом производстве и международ­ном разделении труда сдвиги под воздействием НТР, инте­грационных процессов и циклических изменений в мировой экономике оказывают определяющее влияние на товарную структуру международной торговли. Доминирующие пози-. ции в ней устойчиво занимают готовые промышленные из­делия. Поэтому в структуре мирового экспорта на них при­ходится примерно 75%, в том числе 37% — на машины, обо­рудование, транспортные средства. В структуре экспорта развитых стран эти показатели еще выше — 80 и 43%. В экс­порте развивающихся стран на них приходится 54 и 19% соответственно.

На основании имеющихся прогнозов на среднесрочную перспективу в товарной структуре развитых стран всевоз­растающую роль будут играть высокотехнологические то­вары машиностроения. На них, в частности, в США, Япо­нии, Великобритании, уже сейчас приходится 1/3, а во Франции, Германии, Италии — 1/5 экспорта. Определенный рост предвидится и на других рынках развивающегося ми­ра, что обусловливается экспансией промышленно развитых стран. Она ярко проявляется в поощрении со стороны госу­дарственных органов машиностроительных монополий, вкладывающих свои капиталы в создание на территориях развивающихся государств дочерних фирм и филиалов. Те же, на основе использования местных материалов и сравни­тельно дешевой рабочей силы, производят по разработкам материнских компаний вполне конкурентоспособные ма­шины и оборудование не только для удовлетворения внут­реннего спроса и замещения импорта, но и для поставок на мировые рынки.

В развитии рынка машин и оборудования особый инте­рес вызывает постсоветское пространство. Почти каждая бывшая республика СССР ранее имела монопольное произ­водство какого-либо изделия. Так, Украина была единст­венным производителем средних городских, всех видов ту­ристских и междугородных автобусов, большегрузных ле­совозов, трубовозов и многоцелевых автомобилей, автопо­грузчиков грузоподъемностью 5 т и выше, а также легковых малолитражных автомобилей первой группы (типа «Тав­рия»). В Республике Беларусь было сосредоточено произ­водство тяжелых и сверхтяжелых карьерных самосвалов грузоподъемностью 30-180 т и выше, большегрузных маги­стральных автопоездов типа МАЗ, внедорожных и тяжелых самосвалов МАЗ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.