Просмотров: 679

Теория Демокрита

Ñêóëüïòóðà Äåìîêðèòà

Демокрит

Атомистическая теория Демокрита. Во второй половине V века в Греции появляется — город Абдера. В этом городе в 460 г. до нашей эры родился Демокрит. Он был современником великого философа-математика Пифагора. Главную цель своей философии Демокрит видел в обосновании материалистического мировоззрения и опровержении скептической теории познания старшего поколения софистов, а также в утверждении того, что наука и знание возможны как достоверное, истинное знание. Как и все другие философы Древней Греции, Демокрит много путешествовал, бывал во многих восточных странах — Египте, Вавилоне, Персии. В своей философии он был учеником Левкиппа, тесно общался с великим афинским философом Анаксагором. Свидетели подчеркивают, что Демокрит находился в общении со многими деятелями культуры Древней Греции, в частности в Абдере в его время жили такие выдающиеся философы как Протагор и Гиппократ. По своему происхождению Демокрит был из богатого и знаменитого рода. Поскольку он много путешествовал и много тратил на приобретение знаний, его упрекали в расточительном расходовании своих средств. Растрата наследства в Абдерах преследовалось в судебном порядке, по законам он лишался права погребения на родине. На суде вместо своей защиты философ зачитал отрывки из своего произведения «Великий Мирострой», ознакомил людей со своими достижениями и тем самым сумел вернуть их уважение. Демокрит был оправдан: сограждане решили, что отцовские деньги не были потрачены зря. Мыслитель, как отмечают биографы, отличался жаждой знаний. Он написал много философских и научных трудов. Сохранился огромный список произведений, автором которых является великий Демокрит.
В своей философии Демокрит, прежде всего, обосновал атомистическую теорию, согласно которой в основе всего сущего лежат неделимые атомы и пустота. Атом и пустота, согласно философу, являются исходным началом всего мира и космоса. Атом в понимании мыслителя -мельчайшее «неделимое» тело, не подверженное никаким изменениям. Неделимость атома аналогична неделимости «бытия» Парменида: деление предполагает наличие пустоты, но внутри атома по определению пустоты нет. Пустота в системе Демокрита выступает как принцип дискретности, множества и движения атомов, а также как их бесконечное «вместилище». Называя пустоту «небытием», философ явно отказался от элейского постулата о несуществовании небытия.
По мнению Демокрита, мельчайшим атомам, из которых состоят все тела и предметы, присуще свойство непрерывного движения, и даже внутри макротел, образованных благодаря сцеплению атомов между собой, происходят колебательные движения. В своем философском учении Демокрит, как и его современники, Анаксагор и Эмпедокл, пытался разрешить апории Зенона. Философ не обосновывает движение атома, ибо движение, по его мнению, изначально присуще атомам, является их первоначальным свойством. Мыслитель сделал допущение, что все состоит из атомов и пустоты, поскольку, если вещи двигаются, сжимаются, то это значит, что между вещами существует пустота. Согласно Демокриту, атомы двигаются в пустоте, атомы малы, и их нельзя воспринимать органами чувств. Философ допускал как существование крупных, так и мельчайших атомов.
Свое учение об атомах древнегреческий мыслитель дополнил учением о формах. В отличие от платоновской идеи форма Демокритом трактуется как телесная форма. По мнению философа, атомы бесконечно малы, однако, они имеют те же свойства, что и другие физические тела. Атомы друг от друга отличаются по форме, по размерам и по положению в пространстве. Поскольку друг от друга атомы, число которых бесконечно, отличаются тремя свойствами: «фигурой», «размером» и «поворотом» (положением в пространстве), вследствие этого составленные из атомов макротела обладают разнообразными качествами.
С точки зрения мыслителя, в мире существует бесконечное количество атомов, а также бесконечное количество их сцеплений. Демокрит категорически опроверг элейскую философию, согласно которой отрицалась мыслимость множества, а также мыслимость движения.
Греческий философ одним из первых указал на зависимость качеств вещей от способа их познания. Все понятия, составляющие язык нашего описания внешнего мира, не соответствуют ничему «поистине», оттого все наше познание, по существу, имеет характер соглашения; «по обычаю сладость, по обычаю горечь, по обычаю холод, цвет, теплота, на самом же деле — атомы и пустота». Следовательно, согласно мыслителю, такие чувственные свойства как запах, цвет, теплота не существуют объективно. По Демокриту, разу атомов неткачеств (цвет, запах, вкус и т.д.), то этих качеств нет и у вещей, ибо «из ничего ничего не бывает». Все качества выводятся из формально-количественных различий атомов: тело, состоящее из «круглых и умеренно больших» атомов, кажется сладким, а из «округленных, гладких, косых и малых по величине» — горьким, и т.д. Качества образуются входе нашего восприятия, причина их возникновения — взаимодействие атомов души и так или иначе развернувшихся атомов предмета. Таким образом, в отличие от субъективных свойств (запаха, вкуса, цвета) качества атомов являются истинными. Демокрит, по существу, является родоначальником известной концепции о двух качествах.
Духовные явления философ также пытался объяснить, исходя из своей атомистической теории. Душа, по его мнению, состоит из наиболее подвижных, шарообразных атомов, из которых состоит также и огонь, поэтому душа придает телу тепло и движение. Согласно мыслителю, атомы не только движутся в пустом пространстве, но также существуют в вечном времени. Важнейшим достижением философии Демокрита является признание порядка и необходимости в движении атомов, хотя в своей атомистической теории он также допускал момент случайного отклонения в движении атома. Философ, таким образом, пытался рассмотреть диалектическое взаимоотношение категорий случайности и необходимости. Греческого философа часто обвиняют в фатализме, суть которого в утверждении предзаданности происходящего в мире. На самом деле, метод причинного объяснения, на котором настаивает философ, позволяет считать его первым последовательным детерминистом. Детерминизм — это позиция, согласно которой все происходящее в мире определяется
какими-то причинами.
Общеизвестен пример Демокрита, доказывающий всеобщий характер причинной зависимости. Речь идет о лысом человеке, убитым орлом, сбросившим ему на голову черепаху. Можно посчитать это событие случайным, но философ раскрывает здесь цепь причин; 1) поиск орлом большого камня, о который можно было разбить панцирь черепахи; 2) лысина человека, принятая им за камень. Эти совпадения и привели к трагическому событию. Таким образом, если считать случаем происходящее без всякой причины, то, с точки зрения Демокрита, убийство лысого человека орлом не случайно и такие «беспричинные» случаи невозможны, хотя случай как стечение причин и обстоятельств всегда имеет место.
По мнению греческого философа, люди сотворили себе кумира из случая, называя случайными события, причины которых они просто не знают. В отличие от мифа, где случай является рукою рока, выступает в роли орудия судьбы, мыслитель считает, что все в мире происходит по необходимости, он не признает фатума. Следовательно, хотя у Демокрита все происходит по необходимости, но при этом ничто не преодоп-ределено к тому, чтобы быть именно таким, а не иным, и в этом смысле все в мире случайно. Подобное понимание диалектики случайного и необходимого связано у философа с его атомистической теорией, с представлениями о строении мира. Демокрит также систематически разработал учение о космологии и космогонии. Как и Анаксагор, он обосновывает в своем учении, идею бесконечности вселенной, а также учение о бесконечности миров. В средние века эту идею развивал и пытался обосновать Джордано Бруно, за что был сожжен на костре инквизицией.
Наш космос, по Демокриту возни к благодаря «Вихрю»: в космогоническом Вихре произошла первичная сортировка атомов (подобное к подобному), более крупные атомы оказались в центре, и из них произошла Земля. Вокруг нее первоначально вращалась «влажная и грязеобразная» оболочка, которая постепенно высыхала и влажная материя уходила вниз, а сухая от трения воспламенялась и из нее формировались звезды.
В области теории познания философ обосновывал способность человека достоверно, истинно познать окружающий мир. В этом отношении он противопоставлял свое учение зарождающемуся скептицизму. Анализируя роль чувственного и рационального познания, мыслитель чувственное восприятие объяснял с помощью «истечений» от тел. По его мнению, от поверхности тел отлетает некая тонкая материальная пленка, имеющая форму воспринимаемого тела, она проникает через глаз в душу, в которой отпечатывается — так возникают наши представления, Демокрит не проводил специальных различий между душой и умом, и процесс мышления философ объяснял также через «отпечатывание образов». Тем не менее, Демокрит подчеркивал ограниченность чувственного познания, согласно мыслителю, познать природу атомов, форм их сцепления и движения можно только посредством ума, человеческого мышления, разума.
Древнегреческий философ разработал также серьезное учение об обществе. Он был сторонником демократической формы правления, хотя при этом подчеркивал большое значение и роль государства. По мнению Демокрита, интересы государства должны быть выше интересов отдельных граждан, он даже предлагал в качестве наказания в случае нарушения гражданами законов государства, подрыва его устоев, изгнание виновных или предание их смерти. Демокрит большое внимание уделял изучению нравственных вопросов. В своей нравственной концепции греческий философ утверждал, что цель и смысл жизни, в конечном счете, заключается в сохранении хорошего расположения духа. Поэтому этика Демокрита носит оптимистический характер.
Этика является своеобразным продолжением атомистической физики Демокрита: как атом есть полное и самодостаточное бытие, так и человек есть самодостаточное бытие, тем более счастливое, чем более замкнутое на себе самом. Для выражения своего понимания счастья философ придумал несколько терминов: «благодушие», «благосостояние», «бесстрашие», «атараксия» (невозмутимость). Центральное понятие его этики — благодушие, которое «возникает благодаря умеренности в удовольствиях и размеренной жизни». Обладающий благодушием мудрец умеет радоваться тому, что имеет; не завидуя чужому богатству и славе, он стремится к справедливым и законным делам; он трудится в меру сил, однако остерегается быть «слишком деятельным в частных и в об щественных делах». Демокрит был учителем Протагора и, соответственно, повлиял на формирование релятивистских учений софистов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.