Просмотров: 1 618

Татары в Казахстане

a_1caf602dТатары начали заселять территорию Казахста­на сначала XVII века. За эти долгие годы совмест­ного проживания наши народы сблизились и породнились. И эта близость, особенно после обре­тения республикой независимости, все больше вы­зывает интерес к прошлому татарского народа. Особенно большой интерес проявляется к их по­явлению на земле Жетысу и, в частности, в Талдыкоргане. Татары являются одним из крупных тюркоязычных этносов, и прошлом имевших свою государ­ственность в Булгарском ханстве, которое зани­мало обширную территорию, объединявшую мно­жество этнотерриториальных групп. Булгарское государство просуществовало почти тысячу лет. Внутри этнотерриториальных групп и происходи­ло формирование в единой народности татары. На процесс формирования единого этнонима «та­тары» оказало большое влияние возникновение на территории бывшей Булгарии крупных ханств (Ка­занского, Астраханского, Сибирского), населенных татарами, что способствовало закреплению назва­ния «татары». Иван Грозный, опасаясь дальнейшего укрепле­ния Казанского ханства, завоевав его, осуществ­лял политику насильственного крещения татар, что послужило первопричиной первоначального оттока татар на окраины России, прежде всего, в Приуралье, Западную Сибирь и Северный Казах­стан. Позже эту политику продолжает Петр I с этой целью он издает указ, предписывающий всем мур­зам и жителям в течение полугода принять право­славие, а в случае отказа — лишить всех прав и имущества. Предки Карамзиных, Аксаковых, Ку­тузовых, Тургеневых и потомки многих известных российских деятелей, как пишет академик Ран Р. Нигматулин, были вынуждены подчиниться. Дру­гая часть татар, отказавшихся менять веру, была лишена званий и всего нажитого состояния и была вынуждена пополнить переселенцев в Среднюю Азию, Казахстан и Приуралье. Вторым витком для массового бегства татар стал Указ Петра I о призыве на воинскую службу, по­скольку ранее народы национальных окраин, как «инородцы», не призывались на военную службу. Поэтому татары, чтобы не служить 25 лет, бежа­ли в наши края. Многие татары — беженцы в Ка­захстане записывались детьми казахов, брали ка­захские фамилии. Большинство, если ни все, из татар Жетысу относятся к этой категории беженцев. Многие татары купеческого происхождения и помещики в основном откупились от службы а армии и для страховки, от греха подальше, пере­селялись на северные окраины Казахстана, осно­вывали татарские слободки — поселения в Петро­павловске, Павлодаре, Семипалатинске, Усть-Ка­меногорске и других городах. До сих пор семипалатинцы помнят известную купеческую династию Мусиных. Глава семьи Мусса, тогда ямщик у управляющего Аляской, не имея денег для откупа единственного сына Садыка из армии, подался в Семипалатинск. Первоначально занимался скупой и выделкой шкур, затем торговлей мукой, солью и чаем. Возили обозами товар в Зайсан, Аякоз, до­ходили до Гавриловки.

После смерти и отца предприимчивый Садык открывает цех по выделке кожи, становится акци­онером золотодобывающих рудников в Риддере и Змеиногорске, владельцем Зыряновкого золо­тодобывающего прииска, положив начало строи­тельству в Семипалатинске механизированной мельницы. Расширяя свои торговые связи, Садык изъездил всю Россию, добирался до Германии и Аляски. В одной их таких поездок он трагически погибает. Дело его продолжает старший сын Латиф. Вместе с братьями Латиф запускает мельни­цу, открывает речное грузовое и пассажирское па­роходство по Иртышу и Оби, курсы по подготов­ке экипажей нараходов в городах Омске, Павло­даре, Семипалатинске и в Усть-Каменогорске. Как инженер, задумал построить гидроэлектростанцию, сахарный завод в Зайсанском уезде, аэродром в Семипалатинске, где сделал первые полеты созда­тель самолета-планера Гали, прозванный «летаю­щий татарин». Осуществить мечту помешала Пер­вая мировая война 1914 года. Во время революции Салим эмигрирует за гра­ницу, а о Фатихе нет сведений. Все владения Му­синых переходят Габдулбару, сыну старшей сест­ры Латифа. Последний во благо спасения Муси­ных их хозяйства в Семипалатинске заключает договор о  «добровольной» передаче Зыряновского золотодобывающего прииска Советской влас­ти.

Оставшееся все свое имущество Мусины  1930 году раздают голодающим. Сын Латифа Гакиф участвует в Великой Отечественной войне, долгие годы работает в системе «Казгипрозем». Габдулбар, выехавший в Китай в 1919 году, возвраща­ется на родину в Казахстан в 1955 году и едет со свей семьей в Акмолинскую область, где прини­мает активное участие в подъеме Целины. Б знак признания его заслуг государство назначает Габдулбару Гимадитдинову персональную пенсию республиканского значения. В настоящее время в Талдыкоргане живет сын Габдулбара, внук знаменитого Абдулхака Гимадитдинова, получившего в свое время высшее ду­ховное образование в Саудовской Аравии и ду­ховное звание казрат с созвучным именем деда — Нурулхак Гимадитдинов. В прошлом целинник, участник ансамбля «Туган тел», член совета ста­рейшин городского татарского культурного цент­ра, ныне мулла, получивший духовные знания от деда. Его старшая сестра дочь Пора Ахметжанова около 20 лет проработала на госсужбе. В 1992 на съезде народа Жетысу была избрана первым общественным секретарем ассоциации национально-культурных центров Талдыкорганской области, ко­торой является первым общественным формиро­ванием, предысторией ассамблеи народа Казахста­на, длительное время на общественных началах работала секретарем городского татарского куль­турного центра, неоднократно избиралась делега­там сессии ассамблеи татарских и татаро-башкир­ских национально-культурных центров Республи­ки Казахстан. Многие татары из простонарода, бежавшие от царской службы в армии, находили приют и рабо­ту не только у татарских купцов, а также у мест­ных казахских баев и биев, тут же оставались на постоянное поселение, быстро освоили язык, перенимали казахские обычаи и традиции, родились, многие татары записывались казахами. Так, много татар осело в Лепсинске, Покатиловке, Капале, Теректы-Малиновке, Троицке, и Гав­риловке и др. По достоверным источникам, одним из поселен­цев села Лепсинское является семья Милугнева Шарипа, переселенца из Тамбовской Губерний (1870-1871).  Как потомственное земледельцы, Милушевы принесли с собой большой опыт картофелеводства и пчеловодства, производили товар­ный мед. В  1929-30 г.Милушев Шарип Хусаинович был репрессирован, его сын 10-летний Тамиргали работает в колхозе погонщиком скота, Сель­чане называли мальчика ласково — Тимуш, а за трудолюбие прозвали Тимуш-Абзый. Это дорогое прозвище закрепилась за ним и сохранилось до конца его жизни. Военную службу проходил в Иркутске, оттуда, после окончания артиллерийс­кой   школы, направился в Карелию, где участво­вал в финской компании. Был ранен и находился в военном госпитале в гор. Сортовак. Не успела еще зажить рана, как началась Великая Отечественная война. Прямо из госпиталя молодой человек на­правляется на передовую, где в составе 402-го стрелкового полка вступил в схватку за Ленинг­рад. И снова ранение. На этот раз рана была тя­желая, Ленинград находился в блокаде и раненно­го бойца в течений  б месяцев переводили из одно­го госпиталя в другой. Немцы вплотную подошли к Москве. Полечившегося Тамиргали, как уже об­стрелянного имеющего опыт, направили на защи­ту Москвы. Затем участвует в освобождений Боб­руйска, Бреста, Минска, Варшавы, Берлина. Одна­ко для Темиргали Милугнева война не закончи­лась 9 мая. Он остается в составе оккупационных войск, дисциплинированных в Германии, для вы­полнения особого задания Советского Правитель­ства. И лишь в 1947 году его часть направили в пограничный город Термез, а затем в Кушку. И служба продолжалась до  1950 года. После возвращения на Родину работает строи­телем в Сарканде, а с 1960г. до самого выхода на пенсию он машинист кислородной станции в Семиречинском СПМК. Родина оценила боевые подвиги ветерана, на­градив его орденами «Боевого Красного замени», Отечественной войны I и П степени, медалями «За отвагу», «За взятие Берлина», «За взятие Варша­вы», «За оборону Ленинграда», «За оборону Мос­квы», «За победу над Германией» в 1941-45гг. и множеством памятных-юбилейных медали. Не­смотря на свой возраст, до конца жизни был ак­тивным участником общественной работы, явля­ясь членом Совета старейшин татарского культ-центра, был организатором культурно-массовых мероприятий именно по его инициативе и непос­редственному участию, был возрожден татарский народный праздник «Сабантуй». Талдыкорганцы, впервые, после 1927 года ощутили свободу воз­рожденной культуры, традиции и обычаев татар­ского народа. Другая семья Мингалиевых, переселенцы из Омска (1863-1865), поселились в Лепсинскс. Дед Садыка, боясь преследований царской власти сме­нил фамилию на Михалева. Но и эта семья внесла свою лепту: Дед Садык был искусным мастером — печником, обслуживал жителей не только Лепсинска, а так же близлежащих сел, аулов и посел­ков.

Где ступала нога деда Садыка «там, загорели печи, как лампочка «Ильича». Кладка печей в домах и банях становится основным делом Михале­вых. Другой лед, Хамит, по материнской линии, будучи ямщиком «гонял» лошадей по трассе Лепсинск-Аягуз — Семипалатинск — Гавриловка — Лепсинск.

Внуки Садыка — известные люди: Важит Нургаевич полковник в отставке, долгие годы работал гор, военкомом. Второй внук Махмуд- долгие вре­мена возглавлял автопарк «Гонял» автобусы, как дед Хамит лошадей, по трассе Талдыкорган- Алматы -Талдыкорган. Дед Садык славился мецена­том. Он обучал детей бедняков. Клал печи бедня­кам бесплатно. Внуки деда Садыка, старший Ва­жит во время проведения праздника «Сабантуй» организовывал соревнования по национальным видам спорта, проводил национальные игры, вы­являл премий. Второй внук деда Садыка — Махмут Нуртаевич — долгие годы возглавлял Икарусное объедине­ние, работая директором ОАО. «Желмая», с 1991 года, до выхода на пенсию, т.е. 2000 года оказы­вал спонсорскую помощь татарскому культурно­му центру. Именно, благодаря его поддержке та­тарский ансамбль песни и танца «Туган тел» триж­ды был участником фестиваля татарской песни и танца в г.Семипалатинске, Алматы и Шымкёнта. Награжден грамотой, дипломом Ассоциаций татар­ско-башкирских национальных культурных цент­ров Республики Казахстан. В Гавриловне в основном обосновались предста­вители купеческой гильдии семьи Бугубаевых, Музафаровых, Мама Юсуповых и Шагадалиева Гизатуллы. Среди них самым известным и весьма пред­приимчивым купцом был купец I —Гильдии Рахматулла Бугубаев. О нем и его купеческой дея­тельности писались ранее в газетах «Русский вестник», «Огни Алатау». Важно, что торговые связи Бугубаева, распространялись и доходили на Севе­ре до Семипалатинска и на Юге до г.Тараз, и ока­зали благотворительное влияние на переселение татар в Талдыкорган и его окрестности. В массе своем, татары были носителями просве­щения. В каждом ауле мулла обучал детей арабс­кой письменности, исламу, чтению Корана. В шко­ле медресе дети, в том числе казахов, обучались не только духовным знаниям, а так же светским наукам: математика, литература, география и др. Одним из основателей смешанных татаро-казахс­ких школ становится Айманов Юсуп Галиевич, предки которого переселились из центральной Рос­сии в Жетысу. Поселились в Капальском уезде. Здесь, в 1898г. родился Айманов Юсуп Галиевич. До 1914 г. учился в татарской школе Канальского уезда, получил педагогическое образование и с 1917 г. по 1921 год работал учителем начальных классов татарской школы пос.Гавриловка распо­ложенного на 6-ой улице (Ныне Акын-Сара). По инициативе Айманова Ю.Г. эта школа преобразу­ется в смешанную школу. Впоследствии стала смешанной (казахско-татарской) семилетней школой. Директором назначается основатель этой школы Юсуп Галиевич. С 1933г. но 1935 год работает зав. Павлодарской начальной татарской школы. И здесь Айманов Ю.Г. становится основателем казахско — татарской начальной школы. В 1935г. возвращается в город Талдыкорган и совместно с учительницей начальных классов ка­захской семилетней школы Ихсановой Шакурой Галиевной организует кружок детской художе­ственной самодеятельности татарских песен и танцев на общественных началах. Юсуп Галиевич обладал всесторонним талантом; играл на скрипке, хорошо пел,  знал татарские народные танцы, участвовал в импровизированных спектаклях.

Ихсанова Ш.Г. родилась в 1916г. рано лиши­лись родителей. Сиротами остались три сестры: Махинур, Шакима и младшая Шакура. Старшая Махинур, сестер не отдала на воспитание тетуш­кам. Однако преждевременная смерть окончатель­но превращает девочек в сирот. В скорости, не­полных 16 лет Шакиму родные тетушки отдают замуж, и она уезжает совместно с беженцами в Китай. В Талдыкоргане, на воспитаний у тетки ос­тается 14-летняя Шакура. Айманов Ю.Г. устраи­вает ее в Капальское педучилище. После оконча­ния педучилища Шакура Галевна работает учите­лем пения в начальных классах. В 1935г. переез­жает в г.Талдыкорган, где совместно с Юсупом Галиевичем работает учительницей начальных классов. Будучи учителем пения, Шакура Галиевна, руководит детским хором, сама играет на та­тарской гармошке, сама поет и танцует. Очень была активной, жизнерадостной, умела привлекать в кружок и татарскую молодежь. Ни одна вече­ринка не проходит без ее участия. Она для своего времени была еще и хорошей тамадой. В 50-60-е годы Айманов Ю.Г., Ихсанова Ш.Г. братья Усман и Салих Сейфуллины становятся организаторами традиционно-татарского «джийна» — в основе ко­торого связи родственных групп. Проводили по­очередно, по родственным каналам в строго фик­сированное для них время. «Джийн» способство­вал сохранению татарского языка, традиции, обы­чаев и обрядов. Был своеобразный порядок: на данном вечере назначались сроки продолжения вечера и тот у кого должен быть состоятся джиен, обязан был известить всех приглашенных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.