Тарас Григорьевич Шевченко. Биография

Имя Тараса Григорьевича Шевченко известно всему миру. Гениальный украинский поэт-революционер за­нимает почетное место (среди виднейших писателей) в мировой литературе. В первую очередь благодаря его твор­честву украинская литература заняла видное место в ис­тории мировой литературы и культуры.

Т.Г. Шевченко является основоположником новой украинской литературы и родоначальником ее револю­ционно-демократического направления. Он вывел род­ную литературу на широкие творческие просторы, на­долго утвердил в ней критический реализм и первый дал образы народных по идейно-художественному содержа­нию произведений. Он поставил литературу — «живой орган жизни» — на «единственно достойный путь служе­ния отечеству» (Грабовский), — превратил ее в трибуну народных интересов и стремлений, в могущественное орудие классовой борьбы против гнета и насилия.

Т.Г. Шевченко — народный гений. В его лице счаст­ливо сочетались исключительная поэтическая одарен­ность и столь же природная по своей глубине и стойко­сти народность понятий и взглядов на жизнь. Следует отметить необычность биографии поэта, его полной стра­даний жизни, сконцентрировавшей и отразившей в себе всю тяжесть существования простого народа в период кре­постничества. Сам он заявлял: «История моей жизни со­ставляет часть истории моей родины». Все это определи­ло особое место Шевченко в истории украинской и ми­ровой культуры как самобытного поэта, а также как очень талантливого и своеобразного драматурга, беллетриста, художника и крупнейшего представителя наиболее про­грессивной общественно-политической, философской и эстетической мысли своего времени.

Т.Г. Шевченко развернул свою деятельность в по­следние два десятилетия крепостничества, когда наибо­лее прогрессивные общественные деятели России — ре­волюционеры-демократы Герцен, Белинский, Чернышев­ский — призывали народы Руси к организованному вы­ступлению против крепостничества и самодержавия. «В тесном единении с русскими революционными де­мократами, — отмечается в тезисах «О 300-летай воссое­динения Украины с Россией», — вел борьбу против ца­ризма и крепостничества великий сын украинского наро­да, поэт и революционный демократ Т.Г. Шевченко. Сво­ими произведениями, проникнутыми непримиримой не­навистью к угнетателям, он сыграл поистине громадную роль в развитии национального и социального самосозна­ния украинского народа. Путь к освобождению украинс­кого народа он видел, прежде всего, в революционном единении всех славянских народов с русским народом».

Родился Тарас Григорьевич Шевченко 9 марта 1814 г. в селе Моринцах на Киевщине в семье крепостного кре­стьянина, принадлежащей помещику Энгельгардту. Вско­ре Шевченко переехали в село Кирилловку, принадле­жащее тому же помещику.

«До 9 лет Тарас Шевченко жил, так сказать, на воспи­тании и содержании у самой природы» (М. Горький). Рано оставшись сиротой, он испытал нужду и голод, из­девательства мачехи, а также учителей-дьячков, у кото­рых пытался научиться грамоте, рисованию.

В юношестве Тарас Шевченко учился у маляров, слу­жил пастухом, а затем был зачислен в дворовую челядь молодого помещика, который держал его в качестве при­слуги-казачка, вначале в кирилловском имении, затем в Вильно и Петербурге (куда помещик-офицер направлялся по службе). Несмотря на побои и угрозы. Тарас в каж­дую свободную минуту ухитрялся заниматься любимым рисованием, к которому проявил большие способности еще с детства. Энгельгардт решил иметь своего художни­ка-крепостного и отправил восемнадцатилетнего Шев­ченко к петербургскому «разных живописных дел цехо­вому мастеру» Ширяеву на четыре года.

Тяжелой была наука у Ширяева. После трудового дня Тарас Шевченко убегал в Летний сад и в белые петер­бургские ночи рисовал статуи. За этой работой его од­нажды застал художник-земляк Иван Сошенко, кото­рый сразу обратил внимание на талантливого юношу. Он познакомил Шевченко с влиятельными людьми, с секретарем Академии художеств Григоровичем, извест­ным художником Брюлловым, с поэтами Гребинкой, Жуковским. Эти люди решили выкупить Шевченко из неволи и определить его в Академию художеств.

Начались переговоры с Энгельгардтом, в которых са­мое активное участие принимали известные русские ху­дожники Брюллов и Венецианов. Энгельгардт, «эта са­мая крупная свинья», по определению Брюллова, назна­чил 2500 рублей за выкуп Шевченко («своего художни­ка»). Брюллов нарисовал портрет Жуковского, который был разыгран в частной лотерее. За вырученные деньги 22 апреля 1838 г. Шевченко получил отпускную.

Со слезами радости встретил Тарас Григорьевич весть о свободе. Вскоре он поступил в Академию художеств, которую и закончил в 1845 г., став известным художни­ком-реалистом.

В Академии художеств Шевченко изучал технику гра­вирования. После ссылки он всецело отдался этому делу, достигнув больших успехов в офорте и гравюре — том ис­кусстве, которое, в первую очередь, по мнению Шевченко, должно дойти до народа, служить ему. За великолепные офоргы в 1860 г. он получил звание академика-гравера.

Еще работая у Ширяева, Шевченко начал писать свои первые стихотворения на украинском и русском языках. В Академии художеств он усиленно занимался поэти­ческим творчеством и обнаружил новый талант — та­лант гениального поэта.

В 1840 г. появился небольшой сборник его стихотво­рений и поэм под названием «Кобзарь», состоявший из восьми произведений. В 1841 г. им написаны поэма «Гай­дамаки» и ряд стихотворений, опубликованных в альма­нахе «Ластовка», в 1842 г.- отрывок драмы «Никита Гай­дай» (написана на русском языке), в 1843 г.- некоторые стихотворения в альманахе «Молодик», в 1844 г.- по­эмы «Гамалия», «Тризна» и «Бесталанный» (последние на русском языке). Эти и последующие произведения принесли Шевченко широкую известность народного поэта, который, как говорили тогда простые люди, «про волю пише». сделали его имя популярным не только на Украине, но и в России. Белоруссии, а затем и в других, в первую очередь славянских, странах. С первых шагов своей литературной деятельности Шевченко создаст про­изведения нового качества — блестящие образцы рево-люционно-ромаггтической и критически-реалистической литературы. «Его картины блещут яркими, живыми крас­ками»,— справедливо отмечалось в рецензии «Литера­турной газеты» на первое издание «Кобзаря».

Произведения Тараса Шевченко быстро распростра­нились в народе, который любовно называл поэта своим кобзарем, т. е. народным певцом. По свидетельству со­временников, «Кобзарь» и «Гайдамаки» широко разош­лись по Украине и были «причиною сильного волнения умов». Многие песни и думы украинского кобзаря пере­шли в устную поэзию: «Шевченко был избранник наро­да в прямом значении этого слова: народ как бы избрал его петь вместо себя» (Костомаров).

Уже в первых произведениях Шевченко с несравнен­ным мастерством выразил глубокие патриотические чув­ства («Думы мои…», «Н. Маркевичу»), воспел героичес­кое прошлое украинского народа («Гайдамаки», «Иван Подкова». «Тарасова ночь», «Гамалия»), правдиво изоб­разил тяжелую жизнь крепостных, в частности девушек-крестьянок («Катерина», «Слепая») и т. д. Ив идейном, и в художественном отношении он сразу превзошел сво­их предшественников и современников — Котляревского. Гулака-Артемовского. Квитку-Основьяненко, Гребнн-ку, поэтов-романтиков и других украинских писателей. Кроме того, уже в начале своего творческого пути Шев­ченко выступил как разносторонний писатель — создатель лирических стихотворений, баллад, социально-бытовых и исторических поэм и драм. Это богатство и разнообра­зие его творческой палитры с течением времени еще боль­ше умножилось и выросло.

В ранних лирических стихотворениях Шевченко вы­сказал высокие мысли о значении поэзии и роли поэта-певца, выражающего народные думы («Думы мои…», «Перебендя»); здесь в ряде случаев поэт перекликается с Пушкиным и Лермонтовым. В стихотворении «Перебендя» он рисует романтический образ народного певца (коб­заря), но, в отличие от современников-романтиков, не возвышает певца над народом, а делает его слугой наро­да, выразителем его настроений. Так, уже в раннем твор­честве Шевченко органически сочетаются романтичес­кие мотивы с реалистическими тенденциями.

В стихотворениях «Вечной памяти Котляревского» и «К. Основьянснко» он славит своих предшественников, подчеркивая в их творчестве патриотизм, верное отра­жение истории и духа народа. В ряде лирических про­изведений этого периода Шевченко разрабатывает пе­сенные мотивы о сиротах, бурлаках, страданиях деву­шек в разлуке с любимыми: «Ветер буйный, ветер буй­ный», «Течет вода в сине море», «Думка» («На что чер­ные мне брови»).

В 1843 — 1845 гг. окончательно сформировалось миро­воззрение Тараса Шевченко. В его творчестве прочно укрепляется идея крестьянской революции. Украинский поэт выступал предшественником и единомышленником великих революционеров-демократов и вместе с ними боролся за счастье трудящихся всех наций.

В 1845 г. после окончания Академии художеств, по­лучив звание «неклассного художника», Шевченко по собственной просьбе был направлен на Украину для «ху­дожественных занятий» и вскоре устроился как худож­ник и этнограф в Киевской археологической комиссии. За 1845 — 1847 гг. Шевченко, работая в комиссии, объез­дил значительную часть Украины, зарисовывая истори­ческие памятники, собирая фольклор.

С 1844 г. все большее место в литературной деятельно­сти Тараса Шевченко занимает политическая сатира. Та­кие его поэтические произведения, как «Сон», «Посла­ние», «Кавказ», являются мировыми шедеврами полити­ческой сатиры. В этих произведениях украинский Коб­зарь выступает как убежденный революционер, неприми­римый борец за национально-социальное освобождение украинского народа и других угнетенных народов.

Поэма «Сон» (1844) — памфлет эпохального значения, с неслыханной до этого смелостью и силой направлен­ный против самодержавия и крепостничества, против рус­ской монархии с ее бюрократией и царедворцами-«кабанами» с роскошными палатами и разоренными селами.

В 1847 г. Шевченко был зачислен преподавателем рисования Киевского университета. Однако он не успел приступить к работе: весной этого же года его арестовали по делу Кирилло-Мефодиевского братства — тайного украинского общества, выступавшего, как уже отмеча­лось, за уничтожение крепостничества, распространение просвещения в народных массах и создание федератив­ной славянской республики.

Власти не смогли доказать участия Шевченко в Ки-рилло-Мефодиевском обществе, да это и не имело для них особого значения. Поэт был жестоко наказан за свое революционное творчество. В приговоре отмечалось: «Шевченко… сочинял стихи на малороссийском языке самого возмутительного содержания. В них он то выра­жал плач о мнимом порабощении и бедствиях Украины, то возглашал о славе… и прежней вольности казачества, то с невероятною дерзостью изливал клеветы и желчь на особ императорского дома… Шевченко приобрел между друзьями своими славу знаменитого малороссийского писателя, а потому стихи его вдвойне вредны и опасны… По возмутительному духу и дерзости, выходящей из вся­ких пределов, он должен быть признаваем одним из са­мых важных преступников». Дальше указывалось: «Ху­дожника Шевченко за сочинение возмутительных и в высшей степени дерзких стихотворений, как одаренного крепким телосложением, определить рядовым в Орен­бургский отдельный корпус, с правом выслуги, поручив начальству иметь строжайшее наблюдение, дабы от него ни под каким видом не могло выходить возмутительных и пасквильных сочинений». Царь Николай I собствен­норучно прибавил: «Под строжайший надзор, с запреще­нием писать и рисовать».

Т.Г. Шевченко предвидел, что царь не пощадит его. Ожидая около трех месяцев приговора в каземате Петро­павловской крепости, поэт-революционер не просил помилования и не раскаивался, как большая часть «брат-чиков». Даже здесь он продолжал свое литературное твор­чество, создавая произведения на любимую тему о роди­не и свободе (цикл «В каземате»). Кобзарь пламенным словом ободрял «соузников», призывал их быть муже­ственными и до конца своей жизни верно служить наро­ду и родине («Сойдемся ли мы с вами снова?»).

В каземате Шевченко написал ряд великолепных песен в народном духе (например, «Ой одна я, одна», «Три широкие дороги» и др.). Из них особо выделяется лирическая песня «Вишневый садик возле хаты» («Садок виш-невттй коло хати»). которая стала чрезвычайно популярной в народе. В этой песне, по определению И. Тургенева, «вся южнорусская задумчивость, мягкость и кротость… ясно выступила на поверхность». В ней Шевченко нарисовал картину желаемого счастья украинского села, выразил свою мечту о тех светлых минутах, которые могли бы быть на свободной Украине. Подобные мысли мог высказать, будучи в заключении, только истинно народный поэт, до конца убежденный и непоколебимый революционер, которого не могли запугать ни тюрьмы, ни ссылки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Яндекс.Метрика