Просмотров: 159

Структура евразийской философии

Для конкретного анализа евразийской философии избе­рем метод расчленения философской концепции на три структурных части: содержание, цели и метод. Этот метод позволяет выявить особенности и назначение любого философского направления. Содержание евразийской философии мудрости определяется центральным положением проблем человека в системе ее взглядов. Эта тенденция четко просматривается в «Книге слов» Абая и в «Записках забытого» Шакарима. Данную тенденцию можно рассматривать как продолжение традиций «Трактата о взглядах жителей добро-детального города» аль Фараби, а также философии Кон­фуция, в которых проблема человека является главной. Человек есть — центр вселенной. Такой подход сочетает­ся с представлением о космологическом единстве и из­вестном тождестве функционирования Человека и Все­ленной. Недаром существует выражение: познай себя, и ты познаешь Вселенную. И, наоборот, познай Вселенную, и ты познаешь себя. В этом же русле находятся идеи философской концеп­ции — софиогонии, стремящейся возвратить философию к ее первородному, изначальному значению, как учению о природе мудрости, путях ее постижения и укоренения в жизни человека. Основное содержание софиогонии опре­деляется парадигмой — «Познай и измени себя». Задача эта самая трудная из всех, которые существуют в челове­ческой жизни. Недаром Лао-Цзы говорил, что, познав дру­гих, ты доказываешь, что умен. Постижение себя — дока­зательство мудрости. В короткий отрезок земной жизни человеку решить ату задачу бывает очень трудно, поскольку трудно и познать себя, но еще труднее — изменить самого себя. Для того, чтобы понимание этого имело глубокое обоснова­ние, надо осознать, что реальность существует не за пре­делами человеческого бытия. Для человека реальность — это сам непосредственный процесс его бытия, его су­ществования, его жизни, с ее внутренними и внешними па­раметрами. Направленность и содержание жизни каждо­го человека определяется законом: «Как мыслю, так и живу»! Бытие человека в мире и мира в человеке как процес­сы непосредственной человеческой жизни являются не только главной проблемой онтологии евразийской фило­софии, но и ее гносеологии, аксиологии, этики, а также -философской креатологии. В отличие от креационизма, учения о творении всего существующего неким абсолютном, мною предлагается выделить в структуре филосо­фии особый аспект креатологию (лат. «креатор» — тво­рец, создатель, а также «креацио» — созидание, порожденние, избрание). Необходимость креатологии в евразийс­кой философии очевидна: познать и изменить, то есть сотворить себя — «другого» без творческого подхода и знания путей самосотворения, невозможно. Думаю, что со временем креатология, какучение о самосотворении человека, может стать одной из важнейших составных частей евразийской философии. Творе­ние — зто вечный процесс самосозидания, саморазвития и вселенной, и человека. Творчество — органическое, родовое качество человека. Хочу подчеркнуть, что про­цесс самосозидания человека должен происходить по за­конам космической мудрости, по законам человеческой природы. Если этого соответствия нет, то человек допус­кает массу глупостей и ошибок, что приводит к серьез­ным дисгармониям в отношениях с природой, с самим собой и другими людьми.  Для евразийской философии характерно также, что анализ проблем человека, избавления его от пороков, осуществляется через призму мудрости. С точки зрения рационалистической философии или философии как науки проблема мудрости лишена смысла, поскольку софийность будто бы иррациональна. На этом же основании не может быть причислена к разряду философских идея Абая о том, что в триумвирате воли, разума, сердца — главная роль должна принадлежать сердцу (любви, доброте, душевно­сти). Точно также для философюв-ортодоксов выражение Шакарима «совестливый разум» неприемлемо с точки зрения логики. Более того, это словосочетание бессмыс­ленно, поскольку абстрактно-логический разум не может быть совестливым, а совесть не может быть рациональна. В действительности, это выражение Шакарима, на мой взгляд, является одним из гениальных прозрений велико­го философа. Не останавливаясь на других не менее важных пробле­мах содержания евразийской философии, таких как трие­диная целостная природа человека, или взаимосвязь эво­люции человека с типами цивилизаций, перейдем к следу­ющему структурному элементу любого философского на­правления: его целям. Цели евразийской философия должны быть в наше время близки, понятны и дороги любому гражданину. Ее система взглядов должна выполнять функции надежного паруса нашей житейской лодки в бурном океане жизнен­ных обстоятельств, подверженных непостоянным и, час­то коварным, ветрам перемен. Чтобы не потерять жизненных ориентиров, не заболеть разными духовными, социальными и телесными болезня­ми и не погибнуть в бурном океане жизни, — подсказывает эта философия, надо быть хорошим капитаном. Вдумчи­вый Человек должен уметь отобрать для своей личной философии как жизненного паруса надежные, гуманные идеи, принципы и цели, которые помогли бы каждому, кто этого захочет, решать сложнейшие и запутанные жизнен­ные головоломки. Вот здесь то и понадобятся человеку его духовные задатки, софийные способности и навыки. Духовные качества человека, опирающегося на евра­зийскую философию мудрости, помогут сформировать ему оптимистическое мировоззрение, понимание того, что он появился в этой жизни не для болезней и страданий, а для счастья и благополучия. В результате, софийная ев­разийская философия подводит к пониманию того, что человек может достигнуть успеха, крепкого здоровья и жизненного счастья не путем воровства, не обманом, не хитростью и мошенничеством, не бандитскими приемами, а на основе любви и сострадания к людям. Любой человек, чтобы встать на путь духовного возвышения должен познавать и постоянно изменять себя. Что­бы иметь, надо стать. Стать достойной личностью, то есть научиться познавать, а, главное, изменять, уметь вытас­кивать «себя любимого» за волосы из трясины эгоизма и пороков. Задача» замечу, не из легких. Для ее решения надо стать ни много, ни мало — мудрым. Каковы же конкретные цели евразийской филосо­фии? Главная цель евразийской философии в лице тако­го ее направления как софиогония определяется так: по­мочь ее стороннику достигнуть жизненного успеха на основе мудрости. Она может быть разделена на подцели, осуществляя которые человеку доступно дос­тижение четырех высших совершенств: любви и мудрости в душе; крепкого здоровья на трехуровнях — духовном, социальном, телесном; гармони ческого соединения материального богатства с богатством духовным и обретение полноты жиз­ненного счастья»! Третьим структурным элементом — или методом евра­зийской философии является все та же мудрость, но уже как способ, или Путь более глубокого, системного по­знания себя в мире и мира в себе, как духовный инст­румент преобразования жизни отдельного человека и человечества в целом. Для того, чтобы понять эту мысль, напомним позицию Абая о главенстве сердца (любви) в трио человеческих качеств: воли, разума и сердца. В муд­ром человеке знания, разум и воля направлены не во зло, а на добрые дела, на любовь к людям. Мудрость в чело­веке обязательно сочетается с душевностью, добротой, с ранимой совестью, «совестливым разумом» (Шакарим), со стремлением к правде и справедливости. Софийное познание и изменение себя — это постижение своей природы как воплощения Космической Мудрости. Ее объективные проявления и интуитивное постижение мудрости заложены уже в инстинктах человека, в архети­пах его подсознания. Надо только посредством любви (особенно в детстве), многих других способов и методов помочь раскрыть софийные задатки человеческой при­роды. Данный процесс означает постепенное изживание негативных сторон человека с одновременным укорене­нием его позитивных способностей и навыков, их культи­вирование и взращивание, превращение их в устойчивые черты характера, реализуемые в повседневной жизни. Любовь — это Путь к мудрости и основа духовного воз­рождения, обретения понимания и согласия между людь­ми. По сути дела, мудрость и любовь становятся духов­ным фундаментом общечеловеческой культуры, ее ценностным кодом, ее паролем.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.