Просмотров: 2 941

Создание Ассамблеи народа Казахстана

a1b4b63160fa36e8ec7e60f435474527В начале 1990-х годов Президент Н. Назарбаев высказал идею объединения всех национально культурных центров в единую организацию — Ассамблею народов Казахстана. Казахстан — государство унитарное, но вместе с тем, история объединила здесь самые разные этносы. Нужен был механизм гармонизации межэтнических отношений, и им стала Ассамблея народа Казахстана.
Создание Ассамблеи народа Казахстана означало, что национальная политика в республике была поднята на уровень ее институционализации. И это имело неоценимое значение, в этом сердцевина и значение казахстанского опыта межэтнических отношений. Ведь неинституциональный уровень ~ это уровень чувственных, психологических, идеологических, теоретических, рациональных и иррациональных представлений человека, опосредующих его поведение и действия. А институциональный уровень означает создание института, то есть организации, преследующей определенные цели, создание собственных норм и правил, построение своих отношений с другими институтами общественной системы.
Идея создания Ассамблеи исходила из недр казахстанского общества. Создание совершенно новой, уникальной структуры началось с малых ассамблей в регионах. 16 февраля 1995 года Президент Н. Назарбаев встретился с руководителями национальных культурных центров. На этой встрече отмечалось, что после распада СССР в некоторых постсоветских государствах вспыхнули вооруженные конфликты на межнациональной и этнической почве, которые унесли десятки тысяч жизней, оставили без крова и пристанища сотни тысяч людей — вынужденных переселенцев, осиротевших детей. К счастью, Казахстан миновали столь трагические события благодаря проводимой политике межнационального согласия и мира. В этом немалая заслуга национальных культурных центров, за что Президент республики тепло поблагодарил их представителей. Далее Н.А. Назарбаев отмечал, что для сохранения и дальнейшего укрепления межнационального согласия в республике назрела необходимость создать новый общественный институт — Ассамблею согласия и единения народов Казахстана — как консультативный и совещательный орган при президенте. Среди ее основных задач были выделены: духовное возрождение и развитие всех этносов Казахстана; формирование культуры межнациональных отношений, основанных на цивилизованных, демократических принципах, на уважении интересов разных народов и этносов в государственной национальной политике. При этом приоритетными должны стать поиск политических компромиссов при разрешении возникающих противоречий и проблем, более тщательная экспертиза проектов законодательных актов, затрагивающих национальные интересы.
Сразу же после этой встречи в областях республики развернулась работа по подготовке первой сессии Ассамблеи народов Казахстана. Во всех областях были созданы малые ассамблеи, от них было избрано 260 делегатов на сессию. Сессия состоялась 24 марта 1995 года в Алматы, в ее состав вошли представители 40 национальных культурных центров. На сессии с докладом выступил Президент Казахстана Н.А.Назарбаев, были сформированы ее организационные структуры. Первая сессия Ассамблеи народов Казахстана сыграла важную роль в истории республики. В период, когда, согласно решению Конституционного суда, Верховный Совет страны был распущен как нелигитимный вследствие нарушений процедуры его избрания, Ассамблея народов Казахстана как консультативный и совещательный орган при Президенте выдвинула инициативу о проведении всенародного референдума о продлении его полномочий. Результаты этого референдума продемонстрировали волеизъявление народа о продлении полномочий Н.А. Назарбаев до 1 декабря 2000 года; 95,4% его участников проголосовали за это предложение.
Ассамблея народа Казахстана стала одним из механизмов, консолидирующих общество. Это механизм реализации казахстанской модели межэтнических отношений. А если представить всю полноту значения Ассамблеи, то картина получается такая. Институтом обеспечения межнационального согласия является Ассамблея, т.е. она является важнейшим механизмом реализации национальной политики как составной части государственной политики в целом.
Ассамблея принимает самое деятельное участие в совершенствовании национальной политики на уровне государственного управления. Ей придан статус консультативного и совещательного органа при президенте, а ее областным отделениям — при главах администраций. С самого начала образования она непосредственно участвует в принятии государственных актов по всему спектру национальной политики.
Ассамблея объединяет этнокультурные организации, их руководители входят в состав АНК, а также малых ассамблей. 46 этносов имеют свои этнокультурные центры. В 2007 году в рамках конституционной реформы Ассамблея получила право избрать девять депутатов мажилиса парламента. Таким образом, был введен конституционный механизм представительства интересов этносов в парламенте страны. В 2008 году был принят Закон «Об Ассамблее народа Казахстана», не имеющий аналогов в мире.
Инициатива, исходящая от Ассамблеи и национальных культурных центров, получает поддержку на государственном уровне. Как уже отмечалось, в 1995 году Ассамблея народов Казахстана инициировала проведение первого в истории республики референдума — о продлении полномочий президента до 1 декабря 2000 года. После этого Ассамблея фактически превратилась в активно действующий общественный институт, консолидирующий многоэтнический народ Казахстана. Она поддержала принятие Конституции 1995 года. Эти события изменили политическую и правовую ситуацию в стране.
Ассамблея народа Казахстана является одним из инструментов гражданской консолидации разных этносов.
В целом с самого начала деятельности АНК внесла значительный вклад в возрождение и развитие культуры этносов республики. Всенародными стали Наурыз мейрамы, фестивали корейской, немецкой культур, татаро-башкирский сабантуй, проводятся на республиканском уровне форумы -праздники дунган, курдов и других этносов. Проведены всемирный фестиваль уйгурской молодежи, республиканский фестиваль немецкого детского творчества, «книга народной памяти» рассказала о жизни турков Казахстана. Благодаря Ассамблее культурная жизнь этносов стала насыщеннее.
Ассамблея стала центром организационной работы с этносами. Вследствие придания государственного статуса ее органам проблемы национально-культурных центров решаются оперативно,, по некоторым решения принимаются на правительственном уровне. Решением Совета Ассамблеи создан республиканский фонд ~ для оказания финансовой и организационной помощи национально-культурным центрам. Филиалы этого фонда созданы в областях.
Ассамблея стала действенным органом народной дипломатии, осуществляя связи с посольствами, устанавливая контакты этносов со странами их происхождения. Ассамблея народа Казахстана стала соучредителем республиканских журналов «Акикат» и «Мысль», имеет собственные журналы «Достык — Дружба» и «Менин елим». Она принимает участие в работе международных конференций по проблемам межэтнических отношений в новых независимых государствах (на примере Казахстана). В этом направлении Ассамблея также активно сотрудничает с ОБСЕ. Роль Ассамблеи возрастает, так как она выступает как один из ключевых инструментов гражданской интеграции этносов республики. Именно по инициативе Ассамблеи народа Казахстана с 1996 года в нашей стране 1 мая стали отмечать, как тзаздник единства народа Казахстана.
Ассамблея откровенно рассматривает сложнейшие вопросы политического, экономического и культурного развития Казахстана. Обращение к исторической памяти является неизменным аспектом в деятельности Ассамблеи народа Казахстана. Высоки заслуги Ассамблеи в своевременном решении возникающих противоречий в межэтнических отношениях, именно ее усилиями сохраняется стабильность в стране. Благодаря деятельности Ассамблеи народа Казахстана в республике действуют сотни дошкольных и школьных учреждений, воспитание и обучение в которых ведется на десятках языков народов страны.
Ассамблея народа Казахстана сегодня — это десятки общественных объединений, представляющих все этносы, это многочисленные конференции, круглые столы, фестивали, конкурсы, благотворительные мероприятия, образовательные программы. Она успешно справилась с вызовами первых лет независимости и внесла достойный вклад в строительство нового казахстанского общества. Ассамблея стала реальным институтом консолидации многонационального народа Казахстана. Ассамблея много делает по воспитанию граждан Казахстана в духе патриотизма и укреплению дружбы и чувства единения.
В лице Ассамблеи, через объединение усилий всех национально-культурных центров, удалось создать такую организацию, которая сумела обеспечить конструктивный диалог и общение между всеми этносами Казахстана. Ассамблея стала неотъемлемой частью жизни общества, символом мира и единства, уникальной формой самоорганизации этносов. Главным здесь является продолжение уникального исторического пути, развитие форм общественной самоорганизации. Важной заслугой Ассамблеи является недопущение политизации межэтнических отношений. Высшим органом Ассамблеи является Сессия, которая образует Совет, проводящий работу по юридической экспертизе законопроектов; развитию государственного языка и языков этнообразова-ний; формированию казахстанского патриотизма; работу с молодежью и СМИ; работу с ассамблеями областей, городов Астана и Алматы; занимается международными связями; способствует развитию этнокультур. Сессии Ассамблеи — это этапы становления суверенного Казахстана. Первая сессия инициировала референдум о продлении полномочий Президента, вторая — принятие новой Конституции. Третья сессия поддержала идеи Н. Назарбаева о евразийской интеграции и демократизации казахстанскрго общества. Четвертая сессия инициировала работу по реабилитации жертв массовых политических репрессий/ Выступление Н. Назарбаева на пятой сессии стало программой действий в области национальной политики. Шестая сессия посвящалась пресечению экстремизма. Седьмая сессия подняла вопрос о воспитании казахстанского патриотизма. «Мы создали Казахстан, теперь задача создать казахстанцев», — подчеркнул в своей речи на ней Н. Назарбаев (105). Восьмая сессия подвела. итоги десятилетия независимости. Девятая определила стратегию Ассамблеи на среднесрочный период до 2011 года и рассмотрела стратегию развития Ассамблеи в контексте национального согласия, безопасности и гражданского мира. Десятая была посвящена казахстанской модели межэтнического согласия. На одиннадцатой сессии была выделена проблема единства, позволяющего созидать. Двенадцатая сессия рассмотрела проблему патриотизма. Тринадцатая сессия обратилась к задачам общества вокруг главных национальных приоритетов. На четырнадцатой сессии красной нитью прошла идея «Сила страны — в единстве народов». Пятнадцатая сессия проходила под девизом «Единство — наш стратегический выбор». — «Многонациональность — не недостаток, а преимущество общества», — говорил на восьмой сессии Н.А. Назарбаев. Ассамблея является трибуной, которая обеспечивает диалог между этносами Казахстана, и в то же время — мощной организацией, в которой все работают вместе, на принципах единения и согласия.
В регионах большую созидательную работу проводят малые ассамблеи, они стали фактором устойчивого развития, важной составной частью политики мира и согласия. Жизнь показала, что Ассамблея народа Казахстана стала полноценным и эффективным институтом гражданского общества, одним из инструментов цивилизованного осуществления в республике политики консолидации всех этносов Казахстана. Ассамблея стала своеобразным локомотивом трансформационных процессов, способствующих утверждению государственности. Она достойно представляет позитивный имидж Казахстана мировому сообществу.
Ассамблея народа Казахстана — это живой развивающийся организм, об этом свидетельствуют принятые Указом Президента от 26 апреля 2002 года Стратегия Ассамблеи народа Казахстана и «Положение об Ассамблее народов Казахстана», а также изменения, внесенные в данный Указ от 26 июля 2007 года. Указом Президента «Об укреплении института Ассамблеи народов Казахстана» от 23 апреля 2005 года в структуре администрации президента, а также в структурах аппаратов акимов областей, были созданы органы Ассамблеи — секретариаты, что позволило повысить эффективность всей работы.
На всех прошедших 15 сессиях Ассамблеи Президент Н. Назарбаев подчеркивал необходимость сохранения мира и согласия в казахстанском обществе. Он отмечал: «О чем я говорю все эти годы, и та политика,, которую мы проводим с вами из года в год, — именно благодаря этому у нас в стране стабильность в настоящем и уверенность в будущем». Подобно Ассамблее народа Казахстана были созданы Ассамблеи народов в Российской Федерации, Кыргызстане и других странах. Следует отметить, что казахстанская Ассамблея отличается своим уровнем и масштабностью работы. Структура Ассамблеи включает в себя республиканские, областные и городские национально-культурные центры.
Летопись новейшей истории свидетельствует о том, что Президент Н. Назарбаев в своей повседневной работе уделяет огромное внимание Ассамблее народа Казахстана. На Ассамблее лежит огромная ответственность за будущее каждого этноса и всего казахстанского народа.
Как государство Республика Казахстан выражает интересы всех этнических 1рупп, проживающих на его территории. Этот факт учитывает стратегическую тенденцию в развитии государственной идентичности — становление в перспективе государства, в котором граждане всех этносов образуют единый народ. Принадлежность к нему — идентифицирующий признак.
История показала, что в Казахстане найдена наиболее удачная форма взаимодействия государства и этносов в виде этнокультурных объединений. Государство осуществляет поддержку процесса культурного возрождения всех этносов. Именно это дает положительные результаты в обеспечении стабильности и.согласия.
В республике проживают представители свыше 100 этносов. Вопросы самоорганизации и самоуправления каждого из них не могут не волновать общество. Сегодня национально-культурные центры проводят комплекс мероприятии, направленных не только на просвещение своей этнической группы, но и на сохранение ее в культурном и этническом плане в полиэтническом государстве. Этнокультурные объединения благодаря своей самоорганизации и самоуправлению не только представляют один из наиболее реальных и оптимальных вариантов возрождения и сохранения этнической самобытности, но и служат фактором стабилизации межэтнических отношений. Национальные центры представляют значительную часть спектра общественных объединений. Роль и значение общественных формирований граждан в демократическом обществе очевидны. Национальные центры призваны возрождать и сохранять, передавать будущим поколениям все многообразие национальных культур. Научное познание и анализ исторического опыта, связанного с возрождением и сохранением национальных культур, традиций и обычаев, расширяет возможности правильной и эффективной организации управления межэтническими отношениями в казахстанском обществе.
Процесс вхождения национально-культурных центров как субъектов социальных отношений, в общественную и культурную жизнь республики происходил в тесной взаимосвязи с политическим и социально-экономическим развитием Казахстана. Начало становления национально-культурных центров относится к концу 1980-х годов. Во второй половине 1980-х годов государственно-правовые и политические институты, призванные обеспечивать функционирование административно-командной системы, не справлялись с задачами, возникшими в контексте перестройки. Стала очевидной нежизнеспособность политической системы, в которой органы государственной власти, управления, общественные организации служили лишь декорацией, а подлинная власть принадлежала одной партии.
Исторический опыт свидетельствует, что состояние политического кризиса объективно поднимает активность масс, ускоряет возникновение общественных объединений, в том числе по этническим признакам. В ходе перестройки у этнических групп рождалась надежда, что в общественных организациях, центрах им удастся реализовать свои национально-культурные чаяния, внести свой вклад в обновление
общества. Распад СССР привел к образованию не только новых независимых государств, но и новых общественных формирований граждан, общественных движений по этническим признакам, созданию объединений национально-культурного типа. Возникновению общественных объединений граждан по этническим признакам способствовало принятие нормативных актов, законодательных положений об общественных объединениях, ослабление цензурных ограничений в сфере распространения информации и реализации прав граждан на свободу митингов, собраний, демонстраций и т. д. Созданию национально-культурных центров способствовало стремление этносов к возрождению культурных, конфессиональных контактов, а также к воссозданию национальных обычаев и традиций. НКЦ должны были служить возвращению этнической самобытности немцев, татар, корейцев и др.
Основной этап их развития начинается с принятия первого специального закона., регулирующего порядок создания и деятельности общественных объединений, в том числе национально-культурных центров — Закона «Об общественных объединениях» от 27 июня 1991 года. Принятие этого закона было обусловлено изменениями в общественно-политической ситуации в СССР.
Следующий этап в развитии национально-культурных центров характеризуется объединением их в союзы, ассоциации. «Положением о порядке государственной регистрации юридических лиц территориальными органами Министерства юстиции Республики Казахстан» от 14 июля 1995 года предусматривалась регистрация объединения юридических лиц в форме ассоциации (союза). Все это позволило этнокультурным объединениям поднять свою работу на новый уровень, активнее участвовать в реализации государственной национальной политики. Этот уникальный опыт, а также существенный вклад и значение национально-культурных центров в деле возрождения и сохранения национальных культур, явились основой для создания органа, который объединял бы и координировал деятельность всех этнокультурных образований. Таким органом стала Ассамблея народов Казахстана, созданная 1 марта 1995 года как совещательно-консультативный орган при президенте Республики Казахстан его Указом. Таким образом, создание АНК было объективной необходимостью. Но надо было проявить политическую волю, последовательность и настойчивость в ее организации. Необходимо было также разработать ее структуру, а самое главное, программу, рассчитанную как на ближайшую, так и на долгосрочную перспективу. Весь этот спектр подходов — от теоретического осмысления до практической реализации АНК — осуществлялся по инициативе и при непосредственном участии главы государства Н.А. Назарбаева.
Вопрос равенства в дальнейшем развитии этносов Казахстана, возрождения и сохранения их культур непосредственно связан с совершенствованием законодательной базы. В этой связи наиболее важным представляется конструктивное сотрудничество национально-культурных центров — в качестве одного из видов общественных объединений граждан — и государственных органов. Подобное взаимное сотрудничество не только создает демократическую основу в правовом регулировании, но и обеспечивает права, свободы людей, независимо от их национальной принадлежности.
Позитивное развитие деятельности национально-культурных центров и межнациональных отношений невозможно без возрождения и развития в дальнейшем самобытной культуры, традиций, языка, без защиты национального достоинства этносов, проживающих в республике. Одним из важных факторов межэтнической стабильности является вопрос о языке воспитания и обучения. Национальные центры одну из своих главных задач видят в распространении языка своего народа через специально создаваемые классы, а также воскресные школы. Национально-культурные центры создают свои воспитательные программы с элементами этнокуль-туры, которые также используются в учреждениях образования. Реализация этнокультурных и социо-лингвистических задач, стоящих перед этническими общественными формированиями, сегодня опирается на государственные структуры. Для установления стабильных межэтнических отношений внутри государства, следует развивать этнокультурные центры, так как они выступают наиболее доступной формой этнического самосознания и общественно-политической активности масс в условиях гражданского общества.
Казахстан сегодня определил стратегическую идею, консолидирующую миогоэтническое население. В основе этой идеи лежит казахстанский патриотизм, возрождение этнических культур, самосознания в контексте общечеловеческих ценностей. Все это и составляет основу деятельности национально-культурных центров.
Решение этнического вопроса в рамках национально-культурных объединений граждан, является перспективным направлением казахстанской этнополитики. Перед республикой стоит важная задача сохранения стабильных межэтнических отношений. Один из факторов достижения этой цели — дальнейшее развитие деятельности культурных центров этнокультурных объединений.
Теперь обратимся к тому, как возникли и действуют этнокультурные объединения в Казахстане. Согласно переписи населения 1999 года, в Казахстане проживают представители 130 национальностей, 35 из них в соответствии с Законом «Об общественных объединениях» создали 365 национально-культурных объединений. Представители 31 этноса являются членами АНК и Совета АНК.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.