СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Как представляется автору книги, современный Казахстан входит в ряд государств со средним уровнем развития в сравнении со странами современного мирового сообщества. Имеющиеся человеческие и природные ресурсы и требования времени обусловливают постановку перед страной амбициозных стратегических задач, в результате реализации которых Казахстан приблизится к уровню экономически и интеллектуально развитых государств. Составной частью стратегических задач является формирование и развитие интеллектуального потенциала общества, что получает свое начало с целенаправленного воспитания детей в годы детства. Социальные проблемы, переживаемые Республикой Казахстан в первые десятилетия XXI столетия характерные для многих государств и мировых регионов — стран Латинской Америки, Африки, Средней и Юго-Восточной Азии, хотя политические суверенитеты ими были достигнуты в середине прошлого столетия. Интеллектуальные и социально-экономические раны оставленные метрополиями были настолько глубокими, что при политической самостоятельности народы этих государств до сих пор не достигли ожидаемого оптимистического социально-экономического результата. Вновь образованная национальная буржуазия нередко оказывается в плену компрадорских планов, постоянно проявляющая себя борьба за власть ослабляет деятельность социальных институтов. Социально-историческая судьба и развитие Казахстана лежат несколько в иной плоскости. По меркам развития экс-Союза Казахстан являлся индустриально-аграрной республикой, входил в систему разделения труда и экономических интеграционных процессов, хотя ключевые механизмы управления, контроля и регулирования оставались в руках Центра. В условиях бесплатных образовательных услуг по всей стране молодежь имела возможность получить высшее образование по своему интересу (правда, только на русском языке, за исключением педагогических институтов, что привело моральной и «физической смерти» казахского языка в качестве языка исторически госдарствообра-зующей нации Казахстана), что способствовало формированию национальной интеллигенции. Территориально и географически веками находясь на стыке Европы и Азии, народом Казахстана впитана евразийская культура, составной частью которой является психология толерантности, взаимопонимание и бескорыстные социальные взаимоотношения. Однако чрезмерная концентрация власти и управления экономикой, без учета коренных интересов республик в один Центр послужила основной причиной глубокого экономического кризиса и бедности после обретения политической независимости, становления молодых суверенных государств.
В истории современного Казахстана 2003-2005 годы являются поворотными в сторону экономического развития, укрепления новой социальной реальности с участием в экономике новых предпринимательских структур, бизнеса. Наладились, в основном, законодательные основы социального партнерства между Правительством и бизнесом в решении общегосударственных задач в сфере экономики. Экономическая стабилизация дала толчок к планированию и решению актуальных задач, в числе которых была и целенаправленная организация образования детей, строительство корпусов новых школ и детских садов, подготовка и повышение квалификации педагогов.
При утверждении плана развития образования разработанного совместно с Академией педагогических наук на 2005-2010 года были привлечены группа экспертов, среди которых были представители различных наук. Важным составляющим элементом этого плана, безусловно, являлось развитие дошкольного образования. Нехватка детских садов обуславливало творческого организационного поиска на местах. Таким образом, наряду с Предшколой появились и постепенно утвердились Мини-сады. В процессе республиканской научной конференции (г. Костанай), посвященной 5-летию предшкольного образования в Казахстане получил свое научно-практическое одобрение «Мини-сад». Это не детский сад на полный рабочий день со всеми удобствами, не предшкола 5-летних детей, а группа детей различного возраста (2-4, иногда и 5 летних), пребывающими в группе детей до 3-4-х часов. Под руководством и присмотром педагога они занимаются специально разработанной для них программой, играют и трудятся в коллективе, занимаются художественной культурой, ручным трудом, развивая свои сенсорные способности и др. Часть родителей и детей, таким образом, удовлетворяют свои культурно-образовательные запросы.
Необходимо отметить, что со стороны Министерства образо-вания и науки придавалось пристальное внимание программному обеспечению и реформированию содержания дошкольного образования. В целях научного обеспечения этого процесса был создан Республиканский научный центр «Балалык шак» («Дошкольное детство») и его кординирующие творческие филиалы в 4 регионах страны.
Наиболее расширенной и перспективной программой развития данной системы является государственная Программа «Бала-пан» на 2010 — 2014 годы по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением* [76]. Она утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от « 28 » мая 2010 года № 488. Чтобы разговор был предметным, ниже приводим конкретные и объективные данные о целях, задачах и о результатах реализации названной государственной программы с участием различных министерств и ведомств, руководства регионов и городов Астаны и Целью .программы ставиться удовлетворение потребности населения в качественных услугах организаций дошкольного вое-питания и обучения. В частности, предусматривается:
~ обеспечить до 2015 года 70% детей дошкольного возраста дошкольным воспитанием и обучением;
— обеспечить до 2015 года полный охват детей 5-6-летнего возраста предшкольной подготовкой в организациях образования;
— увеличить вариативную сеть дошкольных организаций с учетом демографической ситуации в республике и образовательных потребностей населения;
— создать необходимые финансово-экономические условия для решения проблем дефицита дошкольных организаций;
— осуществлять полное обеспечение дошкольных организаций квалифицированными кадрами и постоянное повышение их квалификации,
В итоге, откроется дополнительно в системе дошкольного образования — 300 628 мест, со средним показателем наполняемости групп — 25 детей.
Охватить 5-6-летних детей предшкольной подготовкой на 100%. Доля педагогических работников с первой и высшей квалификационными категориями составит 25 % от общего педагогического персонала. Источники финансирования — республиканский и местный бюджет. Таким образом, программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 — 2014 годы является составной частью Стратегического плана развития Республики Казахстан. До обретения независимости Казахстан обладал самой лучшей в Центральной Азии системой дошкольного образования, которая охватывала приблизительно 70% детей до 7 лет. Если 90-е годы из 8578 детских садов, более половины (4868) Алматы. были приватизированы в период «оптимизации», часть зданий детских садов была заброшена, претерпела разрушение, то за последующие годы развития независимого Казахстана стала вновь возрождаться система дошкольного образования: растёт число детских садов, создаются новые виды организаций для детей дошкольного возраста.
За период с 2007 по 2009 годы открыто 2557 дошкольных организаций на 142,1 тысячи мест, в том числе 612 детских садов да 75 тысяч мест. В результате стали функционировать в конце 2009 года 4972 дошкольные организации, из них 2003 детских сада. Охват детей дошкольным воспитанием и обучением составляет 38,7% от числа детей дошкольного возраста.
Вместе с тем, очередь на получение мест остается объемной, из которых 56% дети от 3 до 6 лет.
Демографические процессы в стране — один из определяющих факторов роста очереди на получение мест в дошкольных организациях республики. Наиболее нуждающимися являются дети южных регионов страны, где основное большинство составляют тюркоязычное и сельское население.
С 1990 по 1999 годы в Казахстане произошло снижение рождаемости, а с 2001 года рождаемость активно возрастает, что обусловливает последующее увеличение очерёдности на места в дошкольных организациях из года в год.
Совершенствуется законодательная база, регулирующая социальную поддержку граждан, семьи. Приняты нормы, обеспечивающие полноценное развитие дошкольного детства.
В целях повышения качества содержания дошкольного воспитания и обучения в 2008 году разработан и утверждён Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения. Разработаны и апробированы программы группового и индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей; дошкольного возраста с нарушениями речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы и другими особенностями развития. Для детей, не посещающих детский сад, разработан образовательный курс «Язык детской игры», направленный на обеспечение развития детей дошкольного возраста в домашних условиях. Созданы и утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2009 года №27 Типовые правила деятельности дошкольных организаций, Типовые правила организации консультационных пунктов для родителей в целях поддержки домашнего воспитания; Типовые правила ор-ганизации деятельности семейного детского сада, комплексов «Школа — детский сад»; кабинетов коррекции и инклюзивного образования для детей дошкольного возраста.
Образовательный уровень педагогических работников детских садов за последние годы имеет тенденцию к улучшению: 54,4% имеют высшее образование, 3,6% — незаконченное высшее, 40,7% — среднее специальное, 1,3% — общее среднее. Средний возраст педагогических работников — 35-40 лет.
В 25 высших учебных заведениях и 31 учебном заведении технического и профессионального образования (далее — ТиПО) осуществляется подготовка кадров по специальности «Дошкольное воспитание и обучение».
В дошкольных организациях предусмотрены 1,5 ставки медицинской сестры и 0,5 ставки диетической сестры на 8 — 9 групп и более. В организациях, выполняющих задачи по охране и укреплению физического и психического здоровья детей и имеющих кабинеты физиотерапии, предусматриваются по одной штатной единице должности врача. Медицинское обслуживание детей дошкольного возраста в мини-центрах, группах кратковременного пребывания будет осуществляться в территориальных организациях первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). В целом, право детей страны на дошкольное воспитание и обучение обеспечивается следующими типами и видами дошкольных организации: детские сады; специальные организации для детей с особыми образовательными потребностями; дошкольные учебно-воспитательные центры; центры развития; группы кратковременного пребывания (вечернего, выходного, праздничного) и другими.
Государством предпринимаются меры по поддержке частных поставщиков услуг в сфере дошкольного образования. Расширяется практика размещения государственного образовательного заказа в частных дошкольных организациях, что заинтересовало как родителей, так и частные детские организации.
К концу 2009 года для снижения дефицита дошкольных организаций дополнительно были созданы 318 мини-центров при школах на 7834 места. В итоге в 2969 мини-центрах воспитываются 75 872 ребёнка. Более 271 тысячи пяти-шестилетних детей были охвачены предшкольной под готовкой. В том числе на базе 6430 общеобразовательных школ (10754 предшкольных классов), в 1271 детском саду — 3480 предшкольных групп.
Принятые меры государства позволили повысить (начало 2010 г.) показателя охвата детей до 3 8,7%. Что касается языка воспитания детей, то в 46,9% дошкольных организаций образовательный процесс осуществляется на казахском, 13% — на русском, в 40%
— на русском и казахском, в 2 (0,1%) — на узбекском языках.
По возрасту до 2010 года в дошкольных организациях Казахстана дети 3-6 лет составляли 89,7%, дети в возрасте от 2 до 3 лет
— 10,3% от числа всех воспитанников. , Ц1 <
Вместе с тем, из-за недостаточности дошкольных организаций в стране, во многих городских детских садах, группы переполнены.
Основным приоритетом дальнейшего развития системы дошкольного образования в Республике Казахстан является создание условии для охвата, прежде всего детей 3-6 лет организованным воспитанием и обучением, качественной подготовкой к учебной деятельности. В частности:
— обеспечение до 2015 года полного охвата детей 5-6-летнего возраста предшкольной подготовкой в организациях образования; будет снижен показатель средней наполняемости групп в дошкольных организациях; увеличится вариативная сеть дошкольных организации с учетом демографической ситуации в республике и образовательных потребностей населения; дошкольные организаций будут обеспечены квалифицированными кадрами и возможностью повышения квалификации.
Продолжается целенаправленная работа по восстановлению переданных и выкупленных ранее приватизированных детских садов в коммунальную собственность в установленном законодательством порядке.
Тем самым, ожидается до 2015 года обеспечение 70% детей дошкольного возраста дошкольным образованием. Предусматривается планом социальный факт, согласно которому в каждом населенном пункте будет, как минимум, одна дошкольная организация или созданы условия для осуществления иных форм дошкольного воспитания. В течение всего периода реализации Программы местными исполнительными органами будут созданы и открыты дошкольные организации в рамках государственно-частного партнерства и региональных программ развития территорий. Государственный образовательный заказ финансируется методом подушевого финансирования. Размер государственного образовательного заказа в расчете на одного ребенка и размер максимальной родительской платы за детей, получающих услуги по государственному образовательному заказу, устанавливаются ежегодно решением администрации региональных областей. Комплектование контингента детей по государственному образовательному заказу осуществляют отделы образования городов (районов) в соответствии со списком очерёдности с соблюдением объективности и прозрачности.
Отношения между местным исполнительным органом и дошкольной организацией оформляются договором. Достоверная информация о мерах ответственного по развитию системы организации дошкольного образования главного государственного высшего органа подтверждает целенаправленность, социальную и экономическую плановость работы в этом направлении. В результате, на январь 2012 года, уровень охвата организованным дошкольным образованием и воспитанием детей 1-6 лет составил 47,5%. Только в 20 И году в стране построено и введено в действие 65 новых детских садов, возвращены в действие 68 ранее приватизированных зданий детских садов, количество дошкольных мини-центров увеличилось на 27% и часть мини- центров, по потребности родителей, стали функционировать на полный день. Получили определенное развитие частные детские сады, в которых возросло число детей, размещаемых под государственный заказ. Обеспечение детей предшкольной подготовкой составило на конец 2011 года 94,7%.
В то же время обеспечение детей полноценными детскими учреждениями продолжает существенно отставать от запроса общества. Они составили от общего числа детских садов и мини-центров лишь 34%. Все же ранее в них воспитывались 71% детей, посещающих учреждения дошкольного образования. Это говорит о том, что родители отдают свое предпочтение организационно и педагогически полноценно функционирующим государственным детским садам.
Анализ показывает различные отношения региональных управленческих субъектов и бизнес структур к организации частных детских садов. В данной сфере образования бизнес только разворачивается, организавов всего 6,2% детских образовательных организаций. Их посещают 0,6% воспитываемых в этой системе. Вполне возможно, что часть экономически состоятельных частных детсадов не будут особо заинтересованы в размещении в них государственного заказа. Где размещен государственный заказ, там и больше контроля со стороны соответствующих госорганов. Понятно и то, что многие семьи не смогут отдать своих детей в частный сад исходя из своего недостаточного экономического положения.