Просмотров: 342

Скифия. Появление скифов

На основании археологических данных появление скифов на территории Западного Казахстана зафиксировано с VIII века до н.э. Древние греки называли скифами, саками или кахами всех кочевников евразийской степи. Геродот полагал, что они пришли из Азии, с района Алтая и постепенно мигри­ровали на запад. В современной истории к скифам а в древнеперсидских источниках их называли саками, относят многочисленные племена и рода, населявшие Евразию. То есть скифы — это общее имя целой группы кочевых народов. В истории они известны под различными именами, но всех их объединяло близость языка и культуры. Особенно четко данное сходство подтверждается характером их искусства, которое демонстрирует свои идентичные черты на территории обширного евразийского региона. Нам оно известно как скифский звериный стиль, который нашел отражение в украшениях, оружии и утвари древних кочевников от Сибири до Кавказа. Ученые полагают, что скифы были родом из Западной Сибири, некоторые уточняют- с Алтая, Оттуда началось движение скифов на запад. Помимо архео­логических данных, подтвержде­ние этому найдено у греческих, иудейских и армянских авторов того времени, которые описывают внезапное появление скифов на Кавказе с северо — запада, то есть с территории Казахстана. Что послужило толчком к миграции скифов на запад? В китайской летописи династии Чу рассказывается о племени хи-унг-ну ( предшественники хуннов), которые в IX веке до н.э. стали постоянно вторгаться на китайские земли. Император Суань (827 — 781 гг. до н.э.) направил карательную экспедицию с целью полного уничтожения агрессивных соседей. Это вызвало массовый отток на запад кочевников хи-унг-ну, которые столкнулись с другими племенами, а те в свою очередь с западными соседями. Вся степь пришла в движение — развернулась война за земли и пастбища. В результате массагеты напали на скифов и вытеснили за пределы Урала: Здесь после ряда битв с киммерийцами, населявшими степи Северного Причерномарья, скифы вытеснили их и перебрались через Волгу. Так завершился процесс перемещения скифов, вызванный войной Китая с кочевниками на далеком востоке. Геродот описывает уже сложившееся мощное государственное объединение скифов. Оно просуществовало со второй половины VII в. до Ш в. до н.э., располагалось в южнорусских степях, но оказывало постоянное влияние на окружающие народы, находившиеся в зави­симости от них. Это объединение не было стабильным. Противоречия и междоусобицы постоянно, нарушали единство. В результате в VII веке часть скифов снова повернула на восток и заняла полосу между Каспийским и Аральским морями, смешавшись там с род­ственными племенами дахаев. Другая часть дошла до Индии, третья — в Армении. Однако основная масса скифов заселилась в степях Причерноморья. Взаимовлияние скифов с кочевыми народами, населявшими современный Западный Казахстан многообразно. Оно заключается в этническом единстве, выраженном в общем языке, в близости религиозных и культурных традиций и обычаев, в общих исторических событиях и военных кампаниях. Миграционные волны скифов — кочевников проходили через наш регион в направлении запад — восток и обратно. Все это оставило свои следы в  истории нашего края. Со скифами связано появление такого типа захоронений как земляные курганы.  Перво­начально скифы хоронили умерших в неглубоких могилах, отмеченных кругом из камней. Примерно с XII века до н.э. они начали возводить большие курганы. По мнению ряда археологов размер кургана сначала зависел от богатства и мощи племени, и только позднее стал определять социальный статус, свидетельствуя о глубокой социальной дифференциа­ции скифского общества. Малочисленность памятников скифской эпохи в нашей области, а также недостаточная изученность, не позволяют сделать более конкретные выводы. Для нас важно следующее — скифская гегемония означала установление нового по­рядка в степи — на рубеже II и I тысячелетий до н.э. кочевое скотоводство стало основной формой хозяйствования и жизнедеятельности. С этого времени именно кочевники станут определять ход истории в Евразии. Постепенно произошел переход от раздробленности и междоусобиц к образованию долговременных степных государственных образований -так называемых кочевых империй. Относительная политическая стабильность имела своим итогом важное социально — экономическое событие, определившее всю последующую историю народов, населявших территорию Казахстана, — завершился процесс закрепления земель за определенными родами и племенами. Вся история кочевников Евразии — это история борьбы за территории. Как друг с дру­гом, так и с оседлыми соседями. Сила и мощь кочевых империй — в богатстве его племен и родов, богатство племен и родов — в количестве скота, количество скота — в размере земельных владений. Поэтому захват и закрепление территорий за родами с первых дней стал самым жизненно важным вопросов для кочевого мира. Это касается всех кочевых народов, населявших эту землю; и скифов, и савроматов, и сарматов, и гуннов, и тюрков, и монголов. Менялись народы, но неизменными оставались степи, неизменной оставалась ценность земли как основы могущества кочевого мира. Эта ценность и предопределила постоянные набеги, опустошительные захваты и кровавые войны со стороны кочевников, как с врагами, так и между собой. В эпоху скифов сложилась первая в истории древней Евразии пастбищно — кочевая система. Хорошие пастбища стали первостепенной потребностью, самой важной предпо­сылкой благополучной жизни кочевого племени. И поэтому все население-было всегда готово отстаивать свое право на обладание такими землями и защищать их от набегов. Представление о том, что земли лежали свободно, и любой мог использовать их — неверно. Утверждение кочевничества как раз творит о том, что процесс закрепления закончился, и свободных земель пет. То есть пастбища не достаются случайно или в ходе сезонной стыч­ки, не приобретаются в ежегодной борьбе, они уже традиционно связаны с конкретными племенами и родами. При этом границы их территорий определены очень четко, а право собственности известно всем кто живет в степи. Племя часто проводит годы в одном и том же регионе, совершая сезонные миграции, на одних и тех же лугах и местах, как это делали их предки из поколения в поколение. Это очень важное условие развития кочевой цивилизации, так как только при наличии такой стабильности возможно существование самого кочевого мира. На протяжении многих веков был этот порядок, который могли нарушить непред­виденная природная катастрофа — эрозия почв или засуха, или акт крупной агрессии со стороны соседей. И тогда на смену одним приходили другие народы. Но они тоже были кочевники, и они тоже следовали тому же порядку, что и существовал до них. При ослаблении этих устоев происходил распад связей между племенами и родами внутри кочевой империи, государство слабело и уступало место новым более сильным кочевникам. С VII века до н.э. скифов стали беспокоить восточные соседи, которые объединились и создали новую великую кочевую империю -империю сарматов. Это объединение занимало обширную-территорию, в которую входил практически весь современный, западноказахстанский регион, и просуществовало оно около тысячи лет — от VI века, до н.э. и до IV века н.э.  Но об этом в следующем номере. Сейчас это трудно представить, но буквально до середины XIX- века наши знания о ранних кочевниках были больше похожи на мифы легенды. И если о скифах люди имели представление, достаточно вспомнить поэму Александра Блока со словами: «Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы! С раскосыми и жадными очами!», то сарматы были практически еще неизвестны. Активное изучение началось только в XX веке, а собственно сарматология, как от­дельное научное направление в археологии, сложилось только в 60-70 годы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.