В современном мире образование рассматривается как ключевой фактор стабильности и развития общества. В новой модели поступательного развития общества ведущим законом становится закон опережающего развития качества человеческого капитала (знания, профессионализм, нравственность, культура), а также качества образовательных систем. Качество образования и качество интеллектуальных ресурсов становится главным геополитическим фактором.
В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» 2004 года, большое внимание уделено системе образования, повышению качества образования. В соответствии с поручениями данными Главой государства, Министерством образования и науки РК настоящее время проведена большая работа по разработке Государственной программы развития образования в Республике Казахстан до 2010 года, которая определяет стратегические приоритеты в развитии образования и формирование национальной модели многоуровневого непрерывного образования. На заседании Правительства Республики Казахстан 25 августа 2004 года Государственная Программа, представленная Министром образования и науки РК Кулекеевым Ж.А., была одобрена.
В связи с нарастающей глобализацией и увеличением сети провайдеров транснационального высшего образования, Государственная Программа развития образования в Республики Казахстан прежде всего направлена на повышение конкурентоспособности системы отечественного образования. Одной- из центральных задач разработанной Государственной Программы является создание единой Национальной системы оценки качества образования (НСОКО). Целью НСОКО является достижение качества образования, обеспечивающего конкурентоспособность отечественной системы образования и граждан Республики Казахстан на международном образовательном пространстве и рынке труда.
Основными задачами Национальной системы оценки качества образования являются:
* осуществление институционального оценивания качества образования по всем его уровням через процедуры аттестации, аккредитации и мониторинга;
* осуществление внешней оценки достижений обучающихся на всех уровнях образования;
* проведение оценки деятельности учителей и преподавателей с дальнейшим переходом к международной сертификации преподавателей высших технических учебных заведений; совершенствование процесса преподавания и обучения;
* разработка и внедрение эффективных и научно обоснованных методов и показателей оценки качества образования с учетом международного опыта;
* проведение системного и сравнительного анализа качества образовательных услуг учебных заведений, поддержание устойчивого развития образовательной системы:
* получение объективной информации о состоянии системы образования, необходимой для обеспечения конституционных прав граждан страны на качественное образование:
* участие в международных исследованиях по оценке качества образования.
В Национальную систему оценки качества образования органично вписываются процедуры лицензирования, аттестации, аккредитации учебных заведений, мониторинг качества системы образования через статистические индикаторы, внешняя оценка учебных достижений обучающихся, в форме промежуточного государственного контроля, и внутренний контроль, который подразделяется на внутреннюю оценку качества деятельности организации образования и текущий контроль студентов. Нужно подчеркнуть, что в НСОКО в качестве объектов оценки входят все организации образования Казахстана.
Внешняя оценка достижений обучающихся включает в себя промежуточный экзамен учащихся 4 и 9 классов, который планируется ввести с 2005 года, Единое национальное тестирование (ЕНТ), промежуточный государственный контроль качества специалистов (ПГК) и итоговую государственную аттестацию обучающихся.
Мониторинг качества системы образования через внешнюю оценку учебных достижений обучающихся позволит определить:
* учебные достижения каждого обучающегося и степень развития его личностных качеств;
* учебные достижения класса, группы, факультета, отдельной специальности;
* учебные достижения организации образования, региона и образовательной системы в целом;
* деятельность организации образования в целом.
С внесением поправок в Закон Республики Казахстан «Об Образовании» 9 июля 2004 года, предстоит большая работа по переработке нормативно-правовых документов для процедур аттестации и аккредитации.
В соответствии с Законом, статья 34, аккредитация является одной из форм государственного контроля, осуществляется на добровольной основе по заявлениям вузов, на основе государственной аттестации. Механизм проведения аккредитации с участием планируемого Национального аккредитационного центра в настоящее время предстоит разработать.
Для реализации Национальной системы оценки качества образования будут:
* внедрены процедуры внутренней и внешней оценки качества образования;
* усовершенствованы стандартизированные оценочные средства и инструменты, определяющие уровень учебных достижений обучающихся;
* созданы организационные структуры, осуществляющие оценку качества образования. Для внешнего оценивания организаций образования предусматриваются процедуры лицензирования, аттестации, аккредитации, ранжирования, централизованного тестирования и прямых мониторинговых исследований.
Внутренняя оценка предусматривается в форме самооценки (самоаттестации), текущего контроля успеваемости, оценки образовательных достижений обучающихся, осуществляемых в организациях образования.
Создание Национальной системы оценки качества образования в Казахстане сопровождается развитой единой стандартизированной системой контроля качества знаний — комплексным тестированием. Для организации работы в данном направлении образована в 1999 году специальная служба — Национальный центр государственных стандартов образования и тестирования.
В системе национального тестирования Казахстана в настоящее время имеют место следующие инструменты контроля и оценки качества знаний:
1) комплексное тестирование абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения, введенное с 1999 года;
2) комплексное тестирование обучающихся выпускных курсов при проведении государственной аттестации высших учебных заведений, с 1999 года;
3) единое национальное тестирование (ЕНТ) выпускников средних общеобразовательных школ, с 2004 года;
4) промежуточная аттестация обучающихся 2(3) курсов высших учебных заведений, с 2004 года.
Названные инструменты обеспечивают внешний контроль за качеством образования со стороны государства как «на входец на уровень высшего образования, так и в процессе обучения.
Комплексное тестирование проходят все абитуриенты по предметам вступительных экзаменов и на основе полученных баллов участвуют в конкурсе на присуждение образовательных грантов и кредитов. Результаты, показанные абитуриентами при комплексном тестировании рассматриваются и анализируются для оценки деятельности региональных систем среднего образования страны, районов и школ. Их анализ полезен для дальнейшего совершенствования и повышения качества как среднего, так и высшего профессионального образования. Процедура государственной аттестации проводится 1 раз в пять лет с целью контроля соответствия предоставляемых учебным заведением образовательных услуг требованиям государственного общеобязательного стандарта.
Централизованное тестирование проводится также при проведении государственной аттестации организаций образования. Данным тестированием охвачены все студенты выпускных курсов в организациях образования, которые проходят процедуру государственной аттестации.
За последних четыре учебных года всего прошли государственную аттестацию 107 высших учебных заведений, где комплексным тестирования для оценки качества обучения были охвачены около 65 тысяч студентов.
В соответствии национальной системой оценки качества образования в этом учебном году был осуществлен переход к единому национальному тестированию выпускников средних общеобразовательных школ, по результатам которого были выданы аттестаты об окончании средней школы и проведен конкурс на присуждение образовательных грантов и образовательных кредитов. Школьники принимали участие в ЕНТ на добровольной основе, процент участия выпускников школ по регионам составил от 92,2% в г.Алматы до 68,3% в Южно-Казахстанской области. Нужно подчеркнуть, что все школьники получили аттестат независимо от полученной оценки, но право на поступление в высшие учебные заведения и колледжи в этом году имели только школьники, принимавшие участие в ЕНТ и получившие балл не менее 40 баллов для поступающих в вузы.
Результаты ЕНТ были представлены на коллегии Министерства образования и науки РК 18 августа 2004 года, 179,2 тысяч выпускников школ со всех регионов страны приняли участие в едином национальном тестировании. Абитуриенты сдавали одновременно четыре дисциплины, каждая их которых была представлена 30 вопросами, максимальное количество баллов равно 120. Распределение тестируемых по количеству баллов следующее:
— менее 39 баллов набрали 24,3%;
— от 40 до 70 баллов набрали 61%;
— от 71 до 100 баллов набрали 14%;
— от 101 до 120 баллов набрали 0,7%.
Новым компонентом национального системы оценки качества образования является промежуточная аттестация обучающихся (ПАО) 2(3) курсов высших учебных заведений. В этом году данное тестирование проводили в режиме эксперимента, которое охватило студентов 2 курса экономических, юридических и педагогических специальностей, а также 3 курса медицинских специальностей. Всего студентов, охваченных ПАО, было 25 492, средний балл по стране составил 70,4 из 120. 136 вузов приняли участие в промежуточной аттестации обучающихся и успешно прошли данный экзамен. Инструкцией предусматривалось, если в вузах положительные оценки от всего контингента студентов 2 курса, участвовавших в тестировании, будут составлять менее 70%, то такие вузы пройдут внеочередную государственную
аттестацию.
Промежуточная аттестация обучающихся — контроль учебных достижений студентов на основе единых контрольно-измерительных материалов (тестовых заданий) по циклам социально-гуманитарных, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования.
Проведение промежуточной аттестации обучающихся направлено на решение следующих задач:
1) оценка учебных достижений студентов после 2(3)курсов
обучения;
2) оценка эффективности организации учебного процесса;
3) совершенствование государственных общеобязательных
стандартов образования;
4) устранение влияния негативных факторов и субъективизма на образовательный процесс и качество подготовки специалистов;
5) проведение сравнительного анализа качества образовательных услуг, предоставляемых высшими учебными заведениями республики.
Большая работа проводится по внедрению в университетах систем менеджмента качества на основе стандартов ИСО серии 9000 и 14000, для повышения качества образования и удовлетворения потребностей заказчиков в лице работодателей, студентов и их родителей. Создание и сертификация систем менеджмента качества в высших учебных заведениях основе стандартов ИСО 9000 и 14000 ведется в партнерстве с известными международными компаниями в области сертификации. В текущем году три вуза — Атырауский институт нефти и газа, Карагандинский технический университет и Кызылординский государственный университет им.Коркыт Ата прошли сертификацию на соответствие стандартов ИСО 9000 и 1400. Планируется внедрение тотального менеджмента качества в высших учебных заведениях.
Функционирование НСОКО будет поддерживаться соответствующей инфраструктурой. В неэ, кроме имеющегося Национального центра государственных стандартов образования и тестирования, войдут Национальный центр оценки качества образования, Национальный
аккредитационный центр, Центр сертификации, менеджмента качества и консалтинга, и Республиканский центр подтверждения и присвоения квалификации, которые будут создаваться в соответствии с Государственной программой развития образования до 2010 года.
Таким образом, формируется общая модель национальной системы оценки качества образования, направленная по повышение качества высшего образования, представляющая собой многоуровневую иерархию взаимодействующих компонентов внешнего государственного контроля за качеством образования и внутренней системы оценки деятельности организаций образования и оценки уровня знаний обучающихся.
Гармонизация национальной системы оценки качества образования Казахстана с странами СНГ и Балтии в этом процессе будет способствовать повышению конкурентоспособности казахстанских образовательных услуг и кадров преподавателей и исследователей.