Просмотров: 9 990

Система образования в Казахстане

a9a542_27034fca96594f278d1c569b01062ce1Обязательное образование в Казахстане предусматривает обучение в течение 11 лет. Обычно дети начинают ходить в школу в возрасте шеста или семи лет. С трех до шести лет они могут посещать детские сады (дошкольные учреждения). Начальная ступень образования, 1-6 классы, охватывает учеников до 11 лет, среднее образование — до 17 лет. когда почти все ученики проходят Единое национальное тестирование (ЕНТ), которое одновременно является и вступительным экзаменом в вузы, и выпускным экзаменом по окончании школы. Организация учебных заведений необязательно совпадает с вышеописанными уровнями. В малонаселенных сельских районах, которые по закону имеют право открыть школу при наличии минимум пяти детей школьного возраста, подлежащих обязательному обучению, наблюдается тенденция к многоуровневым школам. После 9 класса дети могут остаться в общих (общеобразовательных) средних школах или поступить в профессионально-технические училища (лицеи), гуманитарные средние школы (гимназии), начальные профессионально-технические заведения, предлагающие базовое профессиональное образование, или колледжи, предлагающие среднее профессиональное и высшее профессиональное образование. В колледжах студенты имеют возможность окончить старшую ступень среднего образования, если поступили после 9 класса, и/или пойти на курсы высшего образования; либо пойти на курсы высшего образования после 11 класса. Выпускники высших курсов колледжа могут поступить в университеты после первого или второго курса с последующим получением степени бакалавров, но, как поясняется в Главе 2, системного механизма для этого продвижения нет. Государственный закон об образовании предусматривает равный доступ и право на качественное образование для всех граждан Казахстана. В «Национальном докладе о состоянии и развитии образования в РК», также известном как Национальный доклад об образовании, комментируется степень достижения этой цели. В нем, в частности, отмечается, что отсутствие дошкольного образования снижает возможности освоения учебной программы начального образования; что контингент детей, проходящих обучение в дошкольных учреждениях, в последнее время растет, но возможности получения дошкольного образования распределены географически неравномерно; особенно низок охват дошкольным обучением в областях, (регионах) с преобладающей долей сельского населения; данный показатель за 2004 год по Казахстану -23,6% детей в возрасте 1-6 лет, охваченных дошкольным образованием, — несоизмерим, например, с показателями по Японии -96,8%, России — 87,2% и США — 60,8%. Тот же самый источник приводит следующие данные за 2004 год по охвату обязательным школьным обучением; 99,7% — для возрастной группы 7-10 лет; 97,6% — 11-15 лет и 89%, не считая коррекционных учреждении, для возрастной группы 16-17 лет. К 2005 году эти показатели выглядели следующим образом: 99,3% — для 7-10-летних, 99,8% — для 11-15-летних и 86,7% — для 16-17-летних; на 41 школьника приходился 1 компьютер, по сравнению с 62 учениками в 2000 году.
Национальный доклад об образовании выявил определенные проблемы, связанные с обязательным школьным обучением, которые выливаются в проблемы качества, доступности и достижений высшего образования. Согласно Национальному докладу об образовании прослеживается явная зависимость между уровнями образования и бедности, а доступ к качественному образованию остается, по большому счету, прер огативой городского населения, Поскольку среднее образование расценивается как подготовка к дальнейшему профессиональному или высшему образованию, выпускники большинства средних школ не получают профессиональной квалификации, дающей доступ к рынку труда. Несмотря на то, что общее качество подготовки преподавательского состава в среднем общем образовании растет, оно снизилось в начальном звене образования, начальных и средних профессионально-технических школах и колледжах, за счет того, что квалифицированные преподаватели из-за низкой оплаты труда уходят в сектор промьппленности, где’ зарплата в три-четыре раза выше учительской. По сравнению с более конкурентоспособными странами, статус педагогического работника в Казахстане достаточно низок, как и зарплата, относительно ВВП, и никаких надбавок за различия в работе, рабочей нагрузке или профессиональных навыках, пользующихся спросом на рынке труда, нет. Зачастую школьные здания находятся в плохом состоянии, многие из них не отвечают требованиям по обеспечению современного качественного образования. По данным доклада, школьники Казахстана имеют чрезвычайно высокую учебную нагрузку, по сравнению со среднемировым уровнем, что приводит к ухудшению здоровья.

Как отмечается в Национальном докладе об образовании, трудно оценить уровень подготовки казахстанских выпускников ввиду отсутствия международно-сопоставимой информации о показателях школ и в связи с тем, что страна еще не принимала участия в международных студенческих обзорах. Однако Казахстан планирует участвовать в обзоре ТТМSS (Международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования), проводимом IЕА (Международная ассоциация по оценке учебных достижений) в 2007 году- Являясь полноправным членом IЕА, Казахстан получит доступ к полной информации о показателях страны в сравнении с другими странами.
Авторы смогли оценить уровень подготовки казахстанских выпускников школ только через Национальные информационные центры по академическому признанию, созданные в соответствии с Лиссабонской конвенцией 1997 года- Данная Конвенция, участником которой является Казахстан, касается международной эквивалентности квалификаций для поступления в вузы и продвижения высшего образования. Британский NARIC сообщил, что они приравнивают проходной балл Единого национального тестирования Казахстана (БНТ) хорошим баллам по нескольким экзаменам GCSE в Англии. Экзамены GCSE — это предметные экзамены, которые английские ученики сдают в возрасте 16 лет после 11 лет обязательного обучения;, за два года до сдачи экзаменов уровня А (экзаменов повышенного уровня сложности), которые позволяют им поступить в Британский университет. Таким образом, казахстанские выпускники школ в настоящее время не смогли бы поступить в британские и другие европейские университетах без предварительного получения дополнительной квалификации или особого отбора по программе «Болашак» (Президентская стипендия, позволяющая молодым людям из Казахстана, прошедшим предварительный конкурсный отбор, бесплатно получить образование за границей, см. Главу 7). Это говорит о том, что показатели подготовки выпускников школ еще не отвечают международному уровню, что ограничивает международную мобильность студентов из Казахстана.
9040142_html_m25c94820Не так давно Правительство Казахстана взяло на себя обязательство провести важную реформу, которая сможет решить многие из описанных выше проблем. Уже в 2007 году срок обязательного обучения увеличится до 12 лет. Таким образом, возраст обычного выпускника школы будет равен 18 годам. Новый 12-й год призван охватить программу, в настоящее время преподаваемую в первый период четырехлетнего обучения на степень бакалавра, позволяя сократить срок получения этой степени до трех лет. Данные изменения значительно скажутся на средних школах и вузах, а также на семьях, имеющих школьников и студентов. Предстоит реорганизовать многие школы. Правительство планирует решить проблему низких показателей малокомплектных сельских школ путем объединения школьников 11 -х и 12-х классов в школы, обслуживающие более обширную территорию. Колледжи будут принимать студентов после окончания 10-го или 12-го, а не 9-го или 11-го классов, как сейчас. Стандарты и учебные программы средних школ, колледжей и университетов потребуют значительных изменений. ЕНТ, направленное на оценку уровня знаний, полученных по окончании И классов, в том виде, в котором оно проводится сейчас,, более не будет отвечать предъявляемым требованиям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.