Просмотров: 246

Саргаринская культура

Период конца бронзового века изучен в пределах андроновской культурно-исторической общности неравномерно. Памятники с валиковой посудой (преимущественно поселения) известны в Приаралье, Восточном, Центральном и Северном Казахстане. Отдельные находки свидетельствуют об их распространении в Западном Казахстане. Однако культурная атрибуция этих материалов только разрабатывается.
В настоящее время в Северном Казахстане известно 4.7 поселений и 2 могильника заключительного этапа бронзового века. На 16 памятниках проведены стационарные исследования. Культура занимала лесостепную и степную зоны Тоболо-Ишимского междуречья. Исследования последних лет убедительно свидетельствуют о единокультурности северо-казахстанских и синхронных им центрально-казахстанских памятников, представленных в настоящее время поселениями и отдельными находками в могильниках. Две эти группы памятников на данном этапе исследования разделяет слабо изученная полоса шириной около 200 км. Решение вопроса о локальных различиях северо-казахстанских и центрально-казахстанских памятников потребует дальнейших полевых и лабораторных исследований.
Большинство поселений саргаринско-алексеевской культуры связано с традиционными, давно обжитыми площадками на первых надпойменных террасах, на которых обитали различные племена предыдущих этапов бронзового века. На многослойных поселениях слои саргаринской культуры завершили стратиграфическую колонку напластований эпохи бронзы. В настоящее время известны только два однослойных поселения: Саргары и Петровка IV, материалы которых стали основой для выделения культуры заключительного этапа бронзового века.
Анализ материалов стационарных и разведочных обследований показывает, что поселения саргаринско-алексеевской культуры по своим размерам четко разделяются на две группы: крупные площадью 10-30 тыс. м2 (Новоникольское I, Сартры, Конысбай) и мелкие, площадь которых не превышает 1000 м2. На поселениях первой группы насчитывается от 10 до 20 впадин от жилищных котлованов; на поселениях второй группы фиксируется обычно три-четыре впадины (Петровка III, Владимиро-Борисовка I). В некоторых случаях небольшие поселения саргаринской культуры отмечены только подъемным материалом, происходящим из очень тонких культурных слоев.
Выявлено три основных типа планировки поселков саргаринской культуры. В первом случае жилища располагаются вдоль кромки берега в один-два ряда. При этом расстояние между постройками может быть различным. Во втором случае планировка вдоль линии берега сочетается с планировкой жилищ по кругу (Новоникольское I, Виноградовка VI). Жилища расположены здесь недалеко друг от друга и опоясывают площадки размером 500-800 м2. Третий тип планировки — сплошная застройка. На поселении Саргары, которое является наиболее характерным памятником с подобной планировкой, обнаружено 16 сооружений, расположенных компактно, на расстоянии 0,5-3 м друг от друга. Системой проходов они соединены в две группы.
На поселениях саргаринскоий культуры Северного Казахстана исследовано 44 постройки. По форме, глубине котлованов и внутреннему устройству они разделены на четыре типа. К первому отнесены крупные полуземляночные жилища прямоугольной удлиненной формы площадью 200-400 м2 и глубиной 0,7-1,5 м. Постройки имеют от двух до пяти коридорообразных выходов или переходов в другие жилища. Внутри помещений обнаружено от одного до семи очагов. Постройки II типа характеризуются аналогичными признаками, но имеют квадратную форму, что существенно отражается на их конструкции и интерьере. Сооружения I и II типов представляют собой сложный жилой и хозяйственный комплекс без четкого (изолированного) разделения жилых и производственных площадей. К III типу относятся овальные и округлые в плане наземные постройки хозяйственного назначения площадью 90-160 м2. Они имеют по одному выходу в виде короткого тамбура или проема. В отдельный тип выделены многоугольные сооружения. Постройка 2 поселения Саргары, отнесенная к этому типу, обращает на себя особое внимание. Наличие жертвенных комплексов в полу сооружения, отсутствие в заполнении котлована керамики, орудии труда и других свидетельств постоянного обитания человека подчеркивает его особую, вероятно, культовую роль на поселении.
Богатый материал для реконструкции жилищ и поселка б целом происходит с поселения Саргары. Все постройки каркасные. Их основу составляет система из нескольких рядов столбов высотой около 3 м, на которые опираются кровля и стены. Крайние ряды столбов впущены в котлован и расположены в 0,5-0,75 мот его краев. Стены жилищ наклонные, а кровля в зависимости от формы котлована плоская или усеченно-пирамидальная. Края котлована укреплены плетнем или каменной облицовкой, в них устроены ниши и хозяйственные ямы. Пол в жилищах утрамбован или обмазан глиной. Остатки очагов фиксируются в виде пятен прокала, а также развалов глины и камня. Встречаются очаги в канавках, длиной до 3 м, забутованных камнем.
Материал по погребальному обряду ограничен данными Саргаринского могильника и отдельных погребений некоторых могильников эпохи бронзы: ограда 1, могильник Боровое; курган 3, могильник Ак-куль; погребение 2, могильник Новоникольское, могильник Жукей П. Могильники Саргары и Жукей исследованы полностью. На погребальном поле могильника Саргары площадью более 7000 м2 без определенной закономерности разбросаны 32 могильные ямы. В древности большинство погребений было отмечено на поверхности каменными конструкциями, которые в настоящее время не фиксируются. Значительная часть ям ограблена, однако с полной уверенностью можно говорить о том, что это единственный комплекс, отражающий сложные идеологические представления саргаринского общества. В одиннадцати ямах могильника были обнаружены останки погребенных, сопровождаемые саргаринской керамикой. В остальных зафиксированы костяки без инвентаря или керамика без следов погребенных. Часть ям не содержала материальных остатков вообще, некоторые из них имели золистое или углистое заполнение.
Преобладающим видом надмогильной конструкции является каменная ограда круглой или квадратной формы, сооруженная из одного-двух рядов плит, уложенных плашмя. Встречаются каменные набросы-панцири из плоских плит. Размеры каменных конструкций 3-1 м в поперечнике. Могильные ямы имеют в основном овальную форму. Размеры ям 1,2-2,4×0,7-1,7 м, глубина 0,7-1,3 м, ориентировка неустойчивая. Две ямы содержали каменные ящики, в двух обнаружена частичная обкладка стенок. Положение скелета зафиксировано в восьми погребениях. Умершие захоронены в скорченном положении, в пяти случаях — на правом боку, в трех — на левом. Руки их согнуты в локтях так, что кисти рук находятся у лица
или на уровне груди. Ноги обычно скрещены. Ориентировка погребенных неустойчивая. Могильник Жукей II представляет собой чистый памятник, относящийся к саргаринскому этапу эпохи поздней бронзы североказахстанского региона. Погребенные захоронены в каменных ящиках (цистах), в сопровождении не очень богатого инвентаря (сосуды, браслеты). Конструкции камер реконструируются достаточно подробно: каменные цисты имеют плоские большие каменные плиты-крышки, каменные же оградки состоят из вертикально вкопанных плоских камней или менгировидных стел.
Материальная культура заключительного этапа бронзового века характеризуется многочисленными изделиями из металла, камня, кости. Металлообработка в конце эпохи бронзы явно переживала кризис. Это выразилось, с одной стороны, в сокращении производства металлических изделий (на поселении Саргары на площади 6500 м2 обнаружено только около 10 бронзовых изделий, включая капли и всплески, а в двух жилищах поселения Петровка IV вообще отсутствуют следы металлургического производства). С другой стороны — в наличии многочисленных кладов, которые выявлены на периферии андро-новского культурного ареала. В саргаринско-алексеевскую эпоху получили распространение двухлопастные втульчатые лавролистные наконечники стрел предскифского и раннескифского времени. Вошли в обиход однолезвийные ножи без выделенной рукояти с кольцевым наверши-ем. Широко бытовали тесла с уступом, косари, двулезвийные ножи с кольцевым упором, втульчатые желобчатые долота, однолезвийные ножи с выделенной рукоятью.
Каменные орудия многочисленны и разнообразны: зернотерки, терочники, песты, колотушки, молоты, топоры, шлифовальные плиты, лощила, пращевые камни и другие артефакты. Среди изделий из кости много тупиков и рукоятей для металлических орудий. Межовскую, сарга-ринско-алексеевскую, амирабатскую, ирменскую и бегазы-дандыбаевскую культуры целесообразно объединить в рамках заключительного этапа андроновской культурно-исторической общности, поскольку основу их сложения и развития в целом, несмотря на различные инокультурные влияния и включения, определил андроновский культурный компонент. Одним из отличительных признаков памятников финального этапа бронзового века стала керамика с валиком. Все перечисленные выше культуры, входившие в андроновскую культурно-историческую общность, обнаруживают определенное сходство с культурными образованиями, которые сформировались в позднем бронзовом веке на базе срубной культуры. Это сходство, возникшее под влиянием различных факторов социально-экономического и этнокультурного порядка, является основанием для объединения культур валиковой керамики евразийских степей в единую культурно-историческую область.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.