Просмотров: 523

Рыночная экономика Казахстана

Решать экономические задачи по формированию социально направленного рынка, надо четко определить приоритеты и этапы пред­стоящего качественного преобразования производительных сил, отно­шений собственности, а также методов управления и хозяйствования, способных ускорить экономический и социальный прогресс. Поэтому нужна целостная программа экономического и социального развития, рассчитанная на длительную перспективу. В ней должны быть опреде­лены основные этапы достижения поставленных целей и средства их достижения. Не имея такой программы, трудно рассчитывать на созда­ние высокоиндустриального эффективного производства, сбалансиро­ванного с постоянно растущим спросом потребителей, осуществить без губительных осложнений переход к цивилизованному рынку, насыщен­ному разнообразными товарами. Учитывая это, мы посчитали необхо­димым разработать стратегию становления Республики Казахстан как суверенного государства. В ней предусмотрены основные направления экономического и социального развития. Ее основные посылки следу­ющие. Преобразование общества, его политических и экономических отношений приобретает все более целенаправленный характер. Разви­тие демократии, реформирование форм собственности и движение к полноценному рынку признаны безальтернативным средством вывода экономики из кризиса, необходимым условием для становления процве­тающего национального государства. Следуя этим курсом, необходимо трезво оценить существующие реалии, отказавшись от каких бы то ни было экзальтированных прорывов, взять на вооружение спокойный и взвешенный практицизм. Все общественные преобразования надо осуществлять в соответствии со сложившейся психологией и традициями народа, с обязательным учетом рудиментов прежнего тоталитарного режима в нашем сознании и поступках, от которых невозможно быстро освободиться, как бы нам этого ни хотелось.

Проблемы формирования рыночных отношений нашли реальное воплощение в стратегических целях и концептуальной социально-экономической модели развития Казахстана. Стратегия и тактика в об­ласти экономики — решающей сфере общественной жизни — заключа­ются в продолжении перехода к рыночной системе с одновременным преодолением структурного и технологического отставания. Решение этих проблем, тяжелых даже для стабильной экономики, сегодня усугу­бляется тем, что Казахстан, как и другие страны СНГ, переживает слож­ный экономический кризис, вызванный политическими, хозяйственными и системными причинами, тупиковостью командной экономики и субъ­ективными ошибками руководства бывшего СССР.

Перед нами стоит жизненно важный вопрос: как преодолеть кри­зис, остановить спад производства и перейти к его постепенному подъ­ему? Немалую позитивную роль могли бы сыграть иностранные инвести­ции. Но практика свидетельствует о том, что в ближайшее время сде­лать основную ставку на внешний фактор было бы неправомерно. В этой ситуации напрашивается единственно верный выход: надо начинать решительнее выбираться из кризиса, опираясь на собствен­ные силы. Основной акцент делать на своего производителя и инве­стора, а помощь оказывать тому, кто работает, сберегает и вкладывает средства в развитие производства.

Если мы не перестроимся, останемся в плену старых традиций, бу­дем много говорить, но мало делать, наступит экономическая катастро­фа, и все республики бывшего Союза в течение длительного периода будут обречены на довольно-таки унизительную роль экономической зависимости от развитых государств. Этот неприятный вывод напраши­вается из оценки реальной обстановки. Настало время, когда всем политикам стран СНГ надо отбросить политические амбиции и бесплодные игры, решительнее объединить усилия и вместе выбраться из кризиса, Ведь наши экономики букваль­но «вросли» друг в друга, теснейшим образом переплелись, и крайне неразумно разрывать их только на основании того, что каждый член бывшего Союза стал суверенным государством, самостоятельным субъектом международных отношений, полноправным членом ООН и других международных организаций. Известно, что большинство стран мира, руководствуясь здравым смыслом и нередко поступаясь частью своего суверенитета, стремятся к интеграции. Мы же, ревностно храня былые, пусть справедливые, обиды на развалившийся тоталитарный центр, упрямо углубляем процессы дезинтеграции. Это не делает нам чести. Казахстан всегда был готов к экономическому сотрудничеству и со­вместному выходу из кризиса, настойчиво стремился реализовать его как экономическими, так и политическими методами. Однако, к сожале­нию, наши инициативы не встретили поддержки со стороны большин­ства партнеров по СНГ. Поэтому, оставаясь искренними приверженцами объединения усилий, мы вынуждены искать самостоятельный выход из сложившейся ситуации, а именно — осуществлять переход от политики «интеграции» к политике «координации» со странами СНГ. Этот поли­тический курс будет проводиться без суеты и опасного нетерпения, с опорой на внутренние потенциальные возможности. Надо сказать, они у нас достаточно серьезны, во всяком случае, многие страны, начиная свой путь к экономическому возрождению, не имели и малой доли того, чем мы сегодня располагаем. В Казахстане имеются: широкий спектр полезных ископаемых, создающих надежную сырьевую основу практи­чески любого вида производства; большие площади сельхозугодий и пашни, позволяющие после реформы земельных отношений стать за­метным даже на мировой арене экспортером продовольствия; наличие достаточно развитого производственного потенциала и подготовленно­го контингента рабочих во всех отраслях; богатый, невостребованный по — настоящему прежней системой арсенал научных идей, открытий и изобретений, пока, к сожалению, не находящих государственной под­держки из-за живучести бюрократических традиций и связанной с ними невосприимчивости к риску, ко всему новому, выходящему за рамки привычных представлений. Таким образом, первое принципиальное положение стратегиче­ского характера: преодолевать нарастание кризиса и восстанавливать экономику необходимо за счет собственных возможностей, которые по­зволяют это сделать. В нашей истории были случаи, когда мы выходили из положения, имея гораздо худшие стартовые условия. Второе такой же значимости положение: прогрессивная структурная перестройка экономики, преодоление ее технологического отставания обеспечива­ются выбором правильных приоритетов и их реализацией на основе ре­сурсосбережения и нового механизма экономического стимулирования развития перспективных отраслей. В условиях Казахстана в сфере материального производства прио­ритетными являются следующие задачи:

— насыщение рынка продовольствием и товарами народного потреб­ления;

—  наращивание базы строительства и стройиндустрии в первую очередь для возведения жилья;

— создание конечных переделов в черной и цветной металлургии, преодоление сырьевой направленности экономики;

-развитие наукоемких производств и машиностроения, диверсифи­кация и, в необходимых случаях, конверсия оборонных предприятий;

— внедрение экологически чистых технологий; -формирование современной инфраструктуры (транспорта, связи,

энергетики, туризма, гостиничной сети).

Для претворения в жизнь приоритетных направлений предполага­ется разрабатывать специальные государственные программы, бази­рующиеся на индикативных планах и создаваемые на основе участия в них новых организационных структур. С учетом названных приоритетов в республике будут разработаны и осуществлены следующие государственные программы:

— программа насыщения рынка потребительскими товарами, вклю­чая продовольствие;

—  программа развития экспортного потенциала Казахстана. Она естественным образом охватит проблемы создания завершающих пе­ределов в промышленности, наукоемких производств, развития и реор­ганизации предприятий оборонного комплекса;

—  программа развития импортозамещающего производства, кото­рая решает одновременно задачу экономии валютных ресурсов;

— программа широкомасштабного строительства и продажи жилья. Она должна изменить идеологию решения жилищной проблемы и соз­дать реальный рынок жилья, что позволит, в свою очередь, иметь очень важную составляющую рыночной системы — рынок рабочей силы, обе­спечить переток ее из отрасли в отрасль, из региона в регион, в зависи­мости от спада и роста в них деловой активности;

-программа развития инфраструктуры рынка.

Экологические проблемы будут решаться в ходе реализации всех названных программ при участии зарубежных инвесторов, что позволит воспользоваться новейшими технологиями. Для предотвращения эко­логических катастроф, аварий и иных дисбалансов в экосистемах каж­дому проекту должна предшествовать квалифицированная экспертиза. Поскольку нам еще не хватает собственных специалистов, придется на долговременной основе прибегать к услугам зарубежных фирм, кото­рые, помимо экспертизы контрактов и консультаций, будут выбирать для нас экологически безопасные технологии, помогать в подготовке кадров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.