Просмотров: 348

РОЛЬ ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

При подготовке специалиста для любой сферы деятельности первостепенное значение уделяется квалификации соответствующего уровня и профиля, компетентности и ответственности, способности к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовности к постоянному профессиональному росту, мобильности работника. Для многих стран (Беларуси, в том числе) высшее образование является не только ведущим фактором социального экономического прогресса, но и основой национальной безопасности.
Мы не сможем решить многие проблемы, стоящие перед обществом, если не будем заботиться о его нравственном возрождении. Ведь сегодняшние студенты — это не только будущие специалисты, но и руководители трудовых коллективов, которым в недалеком будущем придется вести воспитательную работу, принимать важные решения, разбираться в событиях текущего дня, решать нестандартные задачи. В том или ином коллективе складываются определенные традиции, которые с течением времени приобретают силу моральных принципов и составляют этикет данной группы.
Деловой этикет — это формы и методы этических и этико-психологических взаимоотношений в процессе трудовой деятельности, это важнейшая сторона морали профессионального поведения делового человека. Любому работнику, будь то руководитель или подчиненный, в процессе общения приходится соблюдать не только общечеловеческий этический кодекс, но и следовать этикету делового человека, который включает специфические нормы общения: приветствие, представление, обмен визитными карточками, внешний облик, культуру делового протокола и т.д.
Какие же правила делового этикета надо знать специалисту? Этикет — явление историческое, поэтому процесс взаимного обогащения позволил выработать взаимоприемлемый, признаваемый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и традициях. Прежде всего, следует помнить, что деловой этикет включает точное соблюдение правил культуры поведения, глубокое уважение человеческой личности. Необходимо помнить, что в деловых отношениях мелочей нет. Для деловых отношений этикет значит очень многое. Одежда, поведение, отношение к людям — это визитная карточка.
Особенностью этикета является его диалогичность, т.е. этикет предполагает, что все общающиеся между собой люди знают его правила и говорят, что называется, «на одном языке». Американский социолог Дж. Ягер отмечает основные принципы, на которых базируется деловой этикет: делать все вовремя; не болтать лишнего; быть любезным, доброжелательным и приветливым; думать о других, а не только о себе; одеваться, как положено; говорить и писать хорошим языком [1, с. 103].
Система эффективного высшего образования всегда предполагала не только освоение обучающимися знаний и способов деятельности, но и формирование у них мировоззренческих ориентаций, усвоение ими богатства культуры. И это не случайно, поскольку именно система ценностей и смыслов является основой для развития и саморазвития личности. Она помогает человеку определить направления и цели своей деятельности, а также обрести смысл жизни и позитивное социальное самочувствие. Забота о сохранении и преумножении духовных ценностей обеспечивает нравственное здоровье нации и гарантирует стране будущее.
Вуз, как локальное образовательное пространство, представляет широкие возможности для приобретения профессиональных знаний и умений, способствует развитию общей культуры студентов. С целью выяснения состояния культуры и видов культурно-творческой деятельности студенческой молодёжи в 2008 году был проведен социологический опрос студентов 2-4 курсов аграрных вузов (по БГСХА выборка составила 395 человек). В результате исследования было отмечено, что на развитие личности студента влияют преподаватели специальных кафедр — 58,8%, зам. деканов по воспитательной работе — 57,9%, преподаватели социально-гуманитарных и естественнонаучных кафедр — 54,2% ответов соответственно [2, с. 6].
Традиционно в системе подготовки кадров с высшим образованием значительная роль отводилась и отводится социально-гуманитарным дисциплинам. Наиболее значимыми дисциплинами, способствующими развитию мировоззрения, мышления и духовно-нравственных качеств, по мнению студентов БГСХА, являются философия (54,7%), основы психологии и педагогики (38,9%), этика и эстетика (34,7%), культурология (31,8%) [3, с. 25]. Это те предметы, которые формируют мировоззрение, общечеловеческие духовные ценности.
Известно что, система ценностей формируются у сегодняшнего студента задолго до поступления в вуз, но время нравственного созревания личности очень удачно совпадает со временем учебы и направлено на идейное обогащение, приобщение к ценностям мировой и отечественной культуры; формирование нравственной культуры, социальной ответственности; самореализацию личности в гуманитарной деятельности.
Т.о., деловой этикет является неотъемлемой частью культуры любого специалиста, а знание элементарных правил этикета поможет молодому специалисту в различных ситуациях избежать многих проблем, ошибок, конфликтов, сложных моментов. Мы считаем, что такой предмет, как этика делового общения нужно изучать во всех вузах. Ведь специалист с высшим образованием — это, в первую очередь, руководитель, который должен не подчинить себе, а завоевать авторитет своими знаниями и поведением, как у подчиненных, так и у коллег, уже с первых дней работы. А этого достичь будет намного проще, имея навыки делового общения.

Список литературы
1. Алехина, И.В. Имидж и этикет делового человека / И.В. Алехина. — М.: ЭНН: Центр правовой защиты, 1996. — 125 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.