Просмотров: 739

Роль Абая в развитии казахского стихосложения

Развития стихосложение представляло существенную сторону поэтики ве­ликого казахского поэта Абая. Естественно поэтому, что исследователи твор­чества Абая уделяют большое внимание особенностям формы стиха, высоко оценивают его роль в обогащении и совершенствовании казах­ского стихосложения. Вопросы о работе Абая над стихом прямо или косвенно затра­гиваются в статьях и исследованиях М. Ауэзова, С. Муканова, И. Джансугурова, М.С. Сильченко, X. Джумалиева, Е. Исмаилова, Б. Кенжебасва и других авторов. В их трудах поставлен ряд важней­ших проблем изучения стихотворной формы произведений Абая, вы­сказаны ценные наблюдения, касающиеся техники абаевского стиха. Дальнейшее изучение наследия Абая выдвигает задачу углублен­ного специального исследования отдельных сторон его творчества. Слабая разработанность теории и истории казахского стихосложения, безусловно, сказывается известным образом на изучении произведе­ний Абая в этом аспекте. Изучение стихосложения Абая имеет важное значение для пони­мания как творчества самого поэта, так и проблемы стихотворного но­ваторства в казахской литературе, особенно актуальной для современ­ной поэзии. Творчество Абая относится к тому периоду жизни казахского об­щества, когда в нем происходили заметные социально-исторические и политические сдвиги, очень значительные по своим последствиям. В результате дальнейшего сближения казахского и русского народов и усиления влияния передовой русской культуры на развитие культуры казахского народа демократические черты в общественной и духовной жизни Казахстана проявлялись все сильнее и глубже. Рост демократи­ческих и просветительских идей способствовал развитию и укрепле­нию реалистических традиций в казахской литературе и определил со­бою главные особенности творчества Абая. Уже на рубеже XVIII и XIX веков в казахской литературе особенно большое развитие получило творчество акынов. В их произведениях все более укреплялось индивидуальное начало, проявлялось яркое творческое своеобразие. Но в целом, конечно, их творчество, как и все сло­весное и песенно-поэтическое искусство казахов, протекало в рамках традиций устной литературы. Утверждение в словесно-поэтическом искусстве новых творческих принципов в полной мере оказалось воз­можным лишь с развитием письменной литературы, начало которой относится к середине XIX века и связано с именами казахских просве­тителей Ибрая Алтынсарина и Абая Кунанбаева.

Письменная литература, новая по своей направленности и твор­ческим принципам, отличалась от прежней акынской поэзии самим характером художественного восприятия действительности. Тесная связь с демократическими и просветительскими идеями этого времени определила ее народность. Существенно отметить, что в казахской литературе вплоть до са­мой революции поэзия преобладала над прозой и принципы реализ­ма утверждались раньше именно в области поэтического искусства. В силу этого новые формы литературы и литературного языка были выработаны преимущественно в сфере поэзии, что имело свое значе­ние и для развития стихосложения. Задачи развития новой письменной литературы выдвинули необходимость решительно обновить поэтику, побуждали к более широкому и разнообразному использованию выра­зительных средств поэтического языка. Новая линия в литературе могла достаточно укрепиться только при творческом подходе к художественной традиции, на путях новаторства. Широта и конкретность поэтического воспроизведения действитель­ности требовали разнообразия художественных приемов. Уже сложив­шиеся в рамках устного творчества формы и способы поэтического изображения не удовлетворяли новые запросы общественной и лите­ратурной жизни. Не мог сколько-нибудь полно отвечать новым худо­жественным задачам, выдвигаемым всем ходом развития письменной литературы, стремившейся к широкому изображению действительно­сти, и казахский стихотворный язык, в том виде, в каком он сложился к этому времени. Таким образом, борьба за создание качественно новой литературы, наиболее полно отражающей современные проблемы общественной жизни, органически включала в себя борьбу за разработку новых худо­жественных форм в литературе, за развитие поэтического стиля и сти­хосложения. Работа Абая над стихом была связана с развитием новых жанровых форм, с усилиями по обновлению казахского поэтического языка. И это направление поисков Абая в области художественной фор­мы и стихосложения было теснейшим образом связано с общей реали­стической направленностью его творчества. Очень важно подчеркнуть, что Абай, поэт-мыслитель по преиму­ществу, сделал много прежде всего в области лирической поэзии; здесь дарование его раскрылось широко и многогранно. Его произведения представляют собой лирические раздумья о важнейших вопросах общественной жизни. И центральным в них является гневный и обличительньй образ самого поэта. Лирика Абая многопланова, широка по теме, различно окрашена по тональности. Здесь и стихи на темы социальной жизни: общественно-политического, философского, мо­ралистического, сатирического содержания, и пейзажные зарисовки, любовные письма, женский портрет, описание охоты, и стихи, посвя­щенные кончине родных и близких, и так далее. Здесь и негодование, и светлая радость и легкая грусть, и едкая сатира. В разработке лирики Абай тесно связан с традициями русского ре­ализма. Укрепляя реалистический метод в казахской лирике, он твор­чески осваивал художественные принципы, выработанные в области литературно-лирической поэзии великими русскими писателями. Но­вые пути в казахской литературе он прокладывал, опираясь и исполь­зуя опыт русских поэтов-реалистов. Стремясь к более широкому охвату явлений действительно­сти, он ставит перед собой задачу освоения самых различных форм литературно-лирической поэзии. Разнообразные виды литературного стихотворения — произведения социальной, философской, интимной, пейзажной лирики, которые поэт внедрял в казахскую поэзию, заклю­чали в себе возможность необыкновенно глубокого отражения жизнен­ных явлений, открывали широкий простор для изображения чувств и переживаний человека во всей их сложности и тонкости.

Разумеется, поэт обращался и к формам, сложившимся в процессе развития народно-лирической поэзии, например, таким, как послания, письма в стихах и другие. Но применял их творчески. Одна из заслуг Абая состоит именно в том, что он укрепил в ка­захской поэзии традиции индивидуальной лирики. Не будет преувели­чением сказать, что он выступил защитником новой линии чуть ли не во всех основных видах лирических произведений. Показательно, что многие произведения поэта носят характер исповеди, лирических из­лияний. Они, как вся лирика Абая, отличаются глубоким психологиз­мом, умением верно и точно передавать человеческие переживания. Лирика Абая, достигшая небывалого ранее богатства содержания, поражает исключительным многообразием поэтического выражения, разнообразием ритма, гибкостью интонаций. Новые художественные приемы применяет поэт в композиционном построении своих произ­ведений. Новое развитие получает в его творчестве вся система выра­зительных средств казахского поэтического языка. «Прекрасный знаток казахского фольклора, Абай в своем творче­стве широко пользуется всем богатством казахского языка, но он совер­шенно отказывается от канонических форм устной народной поэзии. Он выступает новатором в поэзии. Абай знакомит казахов с новыми не­ведомыми ранее формами поэзии, заимствованными из русской клас­сической литературы». Абай неизмеримо обогатил поэтическую лексику казахского язы­ка, расширил смысловой объем многих слов; много нового внес он и в поэтическую фразеологию, решил задачу создания нового поэти­ческого стиля. В его произведениях умело преодолевается условная поэтическая образность, характерная для народно-поэтического ис­кусства и связанная с применением традиционных устойчивых обо­ротов и выражений, слова и их сочетания, словесные образы употре­бляются в самых различных обновленных значениях, что несомненно, способствовало утверждению нового поэтического стиля в казахском стихосложении. Богатство поэтического языка Абая, как показал в своем исследо­вании о языке его поэзии X. Джумалиев, проявляется как в этих новых разнообразных смысловых оттенках слов, так и в введенных поэтом новых словах и поэтических выражениях,

Язык Абая отличается богатством стилистических оттенков, боль­шим разнообразием интонационно-синтаксической структуры речи, простотой, легкостью и гибкостью синтаксических конструкций. Абай не просто обогатил казахский поэтический язык, но и пока­зал способы и приемы творческого использования богатств народного языка в поэзии. Без этой разносторонней деятельности по преобразо­ванию поэтического языка — без расширения всего арсенала образно-поэтических средств казахской поэзии, обогащения поэтической лексики, оформления нового поэтического стиля и совершенствования синтаксической структуры поэтического языка — не могла бы быть осуществлена в полном объеме та большая работа, которую проделал поэт, разрабатывая и обогащая ритмический и интонационный строй стихотворной речи в казахской литературе.

Разработка стихосложения, в силу тесной связи и обусловлен­ности всех сторон художественной формы, имела значение не только сама по себе, но также и для более полного использования всех дру­гих средств поэтического языка, его выразительности, эмоциональной силы и яркости. Вопрос об обогащении Абаем казахского стихосложе­ния новыми приемами и средствами не есть поэтому лишь вопрос о внешней форме стиха. Это в то же время вопрос о развитии поэзии в самом широком смысле. Ибо, обогащая стихосложение, Абай неизме­римо расширял самые возможности художественного воспроизведения жизни в казахском поэтическом искусстве. Абай и сам великолепно сознавал, сколь ощутимым должен быть для казахской читающей публики и слушателей новаторский характер его произведений, претворяющих на совершенно иной основе принци­пы народности и жизненной правды в литературе. Обращаясь к ним, он писал: Не сразу ты воспримешь, может быть, Слова такие ты слышишь впервой. В своих произведениях, посвященных искусству слова, песне, Абай утверждает высокое представление о поэзии, высокое понима­ние роли поэта. Придавая большое значение сближению литературы с жизнью, утверждению в ней новых тем, он осуждает развлекатель­ную поэзию, не связанную с насущными проблемами общественной жизни. Среди произведений Абая мы находим великолепное по страст­ности мысли и художественной силе стихотворение «Адамның кейбір кездері) («Бывает иногда время»), рисующее образ поэта-борца, поэта-обличителя, стихотворение, представляющее в основной своей части творческий свободный перевод стихов из «Журналиста, читателя и писателя» М.Ю. Лермонтова. Причем он взял для перевода стихи, в которых заключена главная мысль лермонтовского произведения, и ко­торые составляют основную часть содержащейся в нем исповеди поэта, о которой В.Г. Белинский говорил, что она «блестит слезами, горит чувством. Личность поэта является в этой исповеди в высшей степени благородною».

Абай говорил об обновлении казахской поэтической культуры и указывал на необходимость усвоить новый взгляд на поэзию как на ис­кусство большого общественного значения. Обновилось слово, стало оно иным, Пора и тебе, мой слушатель, своить взгляд иной. Тому, что произведения поэта воспринимались как ярко самобыт­ные, новаторские в немалой степени способствовала их художествен­ная стихотворная форма. Абай верно понимал обусловленность поэти­ческой формы содержанием. Он неоднократно подчеркивал мысль, что важнейшим законом поэтического искусства является глубокое соот­ветствие формы содержанию. К стихам стремятся смертные равно, Но лишь избранника венчают славой, Того, чьей мысли золотой дано. Блистать стиха серебряной оправой. Абай разрабатывает стихосложение широко и разносторонне. Вся его работа над стихом отмечена подлинным новаторством. Он внедрял в письменную поэзию наиболее гибкие стихотворные формы, творче­ски раскрыл их мелодические богатства, выдвигал и осуществлял за­дачу выработки новых форм стиха, В полном соответствии с общими принципами своего творчества Абай добивался в создаваемых им про­изведениях простоты и естественности поэтической речи.

Еще А.С. Пушкин говорил о необходимости «приблизить поэти­ческий слог к благородной простоте», освобождая его «от условных украшений стихотворства». Подобная же в сущности задача встала и перед Абаем. У подлинного художника слова борьба за простоту стихотворного языка и борьба за широкое использование его ритмических, интонаци­онных возможностей неразрывны. Казахский стихотворный язык об­рел в творчестве Абая новую силу, гибкость и гармонию. В его стихах с наибольшей полнотой отразилось все мелодическое богатство казах­ского языка, его гибкость и легкость, энергия и звучность. Понятно, что при изучении стиха Абая со стороны его новизны прежде всего обращают на себя внимание те новые размеры и фор­мы стиха, которые введены в стихотворный обиход самим поэтом. Но вклад, внесенный поэтом в развитие стихосложения не ограничивается лишь тем, что он создал новые стихотворные формы и размеры. Но­ваторство Абая в области стиха намного шире, оно сказалось во всем творчестве поэта в целом. «Трудно охарактеризовать, писал В.Г. Белинский, — общими чер­тами великость реформы, произведенной Пушкиным в поэзии, литера­туре, версификации и языке русском … Достоинство пушкинского сти­ха состоит и не в одной легкости — легкость одно из второстепенных качеств его; нет, достоинство стиха заключается в его художественно­сти, в этой органической живой соответственности между содержани­ем и формой…». Касаясь вопроса о стихотворной реформе Пушкина проф. Л.И. Ти­мофеев говорит: «Реформа Пушкина в области стиха и состояла в по­следовательном подчинении стихотворной формы задаче реалисти­ческого изображения характеров, передаче в интонации, ритме, звуке всех тончайших оттенков их переживаний средствами, почерпнутыми в живой речи». Имея в виду эти высказывания о роли Пушкина в совершенство­вании русского стихотворного языка, можно с полным основанием ска­зать, что значение деятельности Абая для развития стиха в казахской поэзии состояло прежде всего в том неподражаемом мастерстве, с ка­ким он применял приемы и средства казахского стихосложения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.