Просмотров: 382

Религия и духовный прогресс

Одной из наиболее значимых магистралей движения к духовности, проложенных в прогрессе истории развития человека, является религия, религиозная форма созна­ния. Религия изначально была фундаментом, основой формирования и развития духовной культуры всех наро­дов Земли. Сегодня из более чем шести миллиардов жи­телей планеты примерно половину составят верующие люди разных конфессий. Чтобы понять значение и функции религии в духовном возрождении человечества, необходимо еще раз остано­виться на фюномене, что же означает духовность людей и ограничивается ли она существованием лишь религиоз­ной формы духовности? Важен также вопрос, какими пу­тями верующие достигают приобщения к тайне бытия Бога? Как преодолеть разногласия и конфликты между различными конфессиями, а также верующими внутри одной конфессии? Как объединить усилия верующих, уче­ных-гуманитариев, а также философов в поиске и выра­ботке единых путей восхождения к духовности и Высшей Реальности? Другими словами, как человеку постичь свою Божественную сущность? Перейдем к анализу религиозной духовности и Путей ее обретения, какова ее роль в возможном наступлении века духовности. Общепризнано, что все религии связаны с верой в Высшую Реальность или Бога, стремятся под­нять людей до понимания Божественной Мудрости, учат их жить по ее законам. Правда,, различные религии про­возглашают свои собственные исключительные цели, от­стаивая уникальность и непохожесть своего Бога или Высшего Принципа. Тем не менее, признавая су­ществование Высшей Реальности или Высшего Принци­па, можно утверждать, что Высшая Реальность может быть только одна, несмотря на множество форм, в кото­рых ее почитают люди, Бог как Абсолют един, несмотря на множество имен, которыми люди его называют, конк­ретное содержание о его представлениях: или как един­ство или как множество, как безличное или как личное, как абсолютную Пустоту или как абсолютное. Но идеалы религиозной веры, вдохновляющие челове­ка, универсальны. Поэтому люди, достигшие духовной цели и приближения к Высшей Реальности, будь это просветле­ние, спасение, святость, самореализация или освобож­дение, всегда провозглашают основой своей жизни выс­шие человеческие ценности: любовь, сострадание, муд­рость, чистоту, мужество, терпение, справедливость, силу характера, спокойствие ума и внутреннюю радость. Не­зависимо от веры люди, достигшие такой цели, своей личной добродетелью неизбежно оказывают влияние на дру­гих людей. В конечном счете, эти цели накладываются друг на друга и сливаются в одну, поскольку выражают то луч­шее, что присуще всему человечеству. Это подтверждено в Декларации в сентябре 2003 года в столице Казахстана Астане, где проходил Съезд пред­ставителей семнадцати мировых и традиционных религий. В Декларации участников-лидеров этого исторического форума говорится, что целью любой религиозной пропо­веди должно стать «продвижение таких ценностей, как то­лерантность, истина, справедливость, любовь… Мы дол­жны усилить сотрудничество в деле продвижения духов­ных ценностей и культуры диалога с целью обеспечения мира в новом тысячелетии». К этим целям неустанно при­зывает Православная церковь России, все другие рели­гиозные конфессии. Основными мировыми конфессиями признано, что Бог един, и потому сегодня очень важны преодоление разно­гласий на базе синергии, то есть соединения усилий миро­вых и традиционных религий в деле обобщения истори­ческого опыта духовного возрождения верующих, вооружение их общей методологией и единством конкрет­ных путей Восхождения к Богу. По мере продвижения к общей мировой цивилизации, в которой лицом к лицу встретятся многие культурные и ду­ховные традиции, становится очевидно, что все мы долж­ны хорошо понимать друг друга. Это вовсе не означает полного согласия во всем, иначе как тогда увидеть, что ценности людей на Земле действительно разнообразны? Но для различных конфессий, больших и малых, на нашей планете, становящейся все более тесной, это может оз­начать поиск точек соприкосновения и стремление к вза­имному обогащению духовными традициями и достижениями. Поэтому хорошо было бы издать антологии извле­чений из священных текстов, которые позволили бы не только сравнивать разные религиозные традиции основ­ных мировых конфессий и культур, но и раскрывать об­щие Пути приобщения к Божественной Реальности, сход­ство методологических способов духовного возрождения человека. Единство и различия в методологии, в конкрет­ных способах и методах духовного возвышения людей в разных религиях можно было бы отразить в целой серии «Книг Пути». Каждый из нас совершает этот Путь в одиночестве, оши­баясь и спотыкаясь, но не останавливаясь, движимый импульсами Духа, о существовании которого мы часто и не подозреваем. В конце Пути наша духовная жизнь вы­ходит за пределы индивидуального опыта и требует Общи­ны, духовных организаций, в которых мы бы находили под­тверждение Истины другими людьми, друзьями по со-омыслию, по проникновению в Тайну бытия Бога. Обосно­вывая и обобщая пути и методы постижения смысложиз-ненных онтологических вопросов, мы должны подвергнуть глубокому критическому разбору неконструктивные кон­цепции ответов на проблему бытия Бога. Это относится как к скептическим концепциям, подвергающим сомнению это бытие, так и к утверждающим, что бытие вообще — это бессмысленный, абсурдный вопрос. Центральной антропологической и историоссфской про­блемой религии и софиогонии как философии мудрости является общий онтологический вопрос: в чем смысл че­ловеческой жизни и в каком направлении происходит эво­люция человечества, как ему обрести подлинную духов­ность. Этот вопрос характеризует сущностное качество человеческой природы, человеческой личности. Личность в ходе ее духовного возвышения очень интересует, каковы способ и форма духового саморазвития моего «Я» в действии, когда «Я» постигает целостность реальности и наличие в себе Божественного Духа. Духовно-религиоз­ное, духовно-нравственное чувство вместе с мудростью представляют собой сущностной фактор человеческой ду­ховной природы, ее эволюции. В соответствии сними че­ловек призван ответить на главные вопросы, которые он ставит перед собой: «Каков конечный смысл моего суще­ствования?», «Почему существует страдание, смерть, зачем стоит жить?». Или с другой точки зрения: «Из чего все сущее и ради чего оно создано?». В них обнаруживают­ся сущностные основания нашего духовного «Я». Для успеха в духовном оздоровлении людей и в прекра­щении конфликтов, в установлении мира на земле очень важно соединить усилия всех мировых и традиционных религий. Весомым аргументом для решения этих жизнен­но важных проблем является тот фактор, что примерно половину населения земного шара составляют люди ве­рующие. Сделать это непросто. Хотя все великие вероу­чения проповедуют мир, между религией и всевозможны­ми конфликтами давно существует трагическая связь. Ре­лигиозные воззрения во многих случаях либо подогрева­ют конфликт, либо религия оказывается неспособной раз­решить его или не желает становиться посредником в по­иске взаимного согласия. Можно сказать, что сила рели­гии, как и любая другая сила, может быть как доброй, так и злой, поскольку ее действие проявляется через добрых или злых людей. Нашему миру сейчас крайне необходима мобилизация религиозных ресурсов в интересах достиже­ния всеобщего мира для уничтожения ненависти, тайной вражды и злопамятства, разделяющих порой религиозных людей, принадлежащих к одной конфессии, а тем более к разным конфессиям. Признавая хорошие стороны в каждой религии, для ве­рующего конкретной конфессии важно обнаружить в дру­гих религиозных учениях общие подходы, а может быть, увидеть и преимущества в понимании проблем смысла жизни, смерти и постижения высших целей. Во-первых, это будет открытие того, что Высшая Реальность как ос­нова жизни в его собственной конфессии является также опорой духовной жизни людей, чья вера определена со­всем другими откровениями и другими учителями. Это под­твердит правоту учения о единстве Бога как Абсолюта, который существует в каждом из нас и в различных обли­ках и формах обнаруживается в разных эпохах и разных культурах. Во-вторых, это будет осознан петого, что духов­ные лидеры разных конфессий имеют между собой мно­го общего, и поэтому развивая взаимопонимание, они могут способствовать укоренению терпимости и добро­желательного отношения к иным религиям. Понимая глу­бину разных религий и относясь к ним с симпатией, люди могут прийти к решению положить конец спорам «чья ре­лигия лучше», что будет способствовать предотвращению более серьезного конфликта. В-третьих, изучение иной религиозной традиции может высветить новые стороны в сходных моментах собственной религиозной жизни. Дей­ствительно, если каждая религия — это свидетельство Ис­тины, превосходящей частности каждой из них, то все ре­лигии необходимо составляют ценностные фрагмен­ты нашего целостного понимания любого вопроса. В-четвертых, человечество нуждается в новом открытии и переосмыслении основ духовных ценностей, чтобы от­казаться от ортодоксальных, догматических, фанатичных воззрений и связанных с ними религиозных, теологичес­ких, философских учений о современности. Несмотря на то, что в основе всех религий лежат общие нравственные ценности и традиционная духовная мудрость как прояв­ленность Божественной Мудрости, постоянные конфлик­ты, возникающие по частностям вероучения, приводят к тому, что вера утрачивается, заставляя универсальные ценности представлять относительными и сектантскими. Открытому обществу его культуре и законодательной си­стеме, особенно образованию необходимы ценности, за­ложенные в опыте всего человечества, а не в учении ка­кой-либо одной конфессии или философской школы. Религиозные ценности и Божественная Мудрость как раз свидетельство их универсальности. Путем союза с фило­софией мудрости, которая может оказать поддержку ми­ровой теологии, обосновывая идею о субстанционально­сти Мудрости во всех творениях, возникнет синергия их усилий на пути к единству человечества, единству, осно­ванному на признании единого Бога как проявленности единой Космической Мудрости, пронизывающей всю Все­ленную. В перспективе это может привести к признанию, что в мире есть только одна истинная Религия — это Рели­гия Любви.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.