Просмотров: 741

Регулирование защиты Каспийского моря от загрязнения нефтью

neftkazportalНефть и нефтепродукты являются распространенными загрязняющими веществами в Мировом океане. При значении нефти, непреходящее значение богатства Каспийского моря — это уникальная и в то же время беззащитная флора и фауна, с впадающими в него реками, содержит мировой генофонд каспийской белуги осётра севрюги и шипа (до 90% мирового улова) является в мире кладовой видового разнообразия этих древних на Земле рыб. Но вся проблема в том, что многие прикаспийские государства рассматривают Каспийского моря как важнейший источник своего экономического развития. Между тем мировая практика показывает, что вся насущность охраны окружающей среды не имеет- важного значения для государств, находящихся в неблагополучном экономическом положении, Чувствительная и беззащитная биоэкосистема Каспия, в случае масштабной нефтедобычи на водных нефтепромыслах, будет ещё более уязвимой, а в случае крупной аварии на нефтепромыслах возможно наступление самых печальных последствии вплоть до гибели моря. Следовательно, наилучшим способом защиты уникальной биосистемы Каспия явилось бы исключение всякой нефтяной деятельности на море. Но в условиях нестабильной экономики прибрежных государств ни одно из них не откажется от нефтегазовых ресурсов Каспия, видя в их освоении наиболее лёгкий путь выхода из экономического кризиса.
Но, практика других государств показывает, что при максимальном ограничений сброса загрязняющих веществ с помощью международного и национального законодательства можно уменьшить силу удара на экосистему (к примеру, Соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением нефтью вод Северного моря 1969 года).
Разумеется, без определения предмета юридического спора, т.е. правового режима, решить в комплексе все вопросы охраны окружающей среды Каспия будет весьма затруднительным, но и откладывать проблему экологии до определения его правового статуса непозволительно, когда каждый прошедший год — это безвозвратно потерянное время для Каспия, испытывающий на себе губительное бремя загрязнения моря и многое другое.
Oil_RigsВ докладе Генерального секретаря ООН «Море: предотвращение загрязнение морей и борьба с ним» выделяется следующие категории загрязнителей:
1)галогенные углеводороды; 2) нефть и её производное; 3) другие органические химические вещества; 4) пищевые химические вещества (в том числе пищевые вещества в сточных водах и в отходах сельского хозяйства); б) неорганические химические вещества (в частности — тяжёлые металлы); 6) радиоактивные вещества; 7) термальные отходы (1). В данной статье будет рассмотрен только второй вид загрязнителя в связи с предстоящей масштабной нефтедобычей на шельфе моря и планируемым строительством нефтепровода по дну Каспия по направлению Баку-Джей-хан. В Каспийском море на сегодняшний день открыто более 30 нефтегазовых месторождений. Из них 24 в азербайджанском секторе общим запасом в 2,5 миллиарда тонн нефти, 5~в туркменском, в количестве 2,6 миллиарда тонн, 2 месторождения в российском секторе, в количестве 600 млн. тонн. Но самая перспективная часть находиться в казахстанском секторе, где разведанные запасы углеводородного сырья страны составляют 2,8 млрд. тонн по нефти и газовому конденсату и 1,7 трлн. куб. метров по природному газу. Прогнозные ресурсы республики в казахстанском секторе Каспийского моря, с учётом месторождения «Восточный Каша-ган», могут составить 15 млрд. тонн нефти. Кроме того, предполагаемое количество сырья всего Каспийского моря, по разным оценкам, может превзойти в несколько раз доказанные запасы нефти и газа на сегодняшний день. В связи с нависающей угрозой экосистеме Каспия, встает вопрос о создании регионального уровня сотрудничества, способного стать более эффективным инструментом в решении проблем по охране окружающей среды, поскольку существовала бы возможность охранять весь экологический комплекс Каспия в единстве и согласованности, при котором у государств уже не возникла бы возможность обходить свои национальные законы из-за приоритетности международных норм. К тому же, многие проблемы окружающей среды могут иметь техническое решение на региональном уровне, даже если оно встречает психологическое и стратегическое сопротивление и наталкивается на могущественные и противоречивые экономические интересы. Поэтому требуется принятие Соглашения прикаспийских государств по защите окружающей среды Каспия от загрязнения. Здесь во внимание, может быть взяты такие уже существующие международные соглашения, как: Соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением нефтью вод Северного моря 1969 года, Хельсинская конвенция по защите Балтийского моря, Барселонская конвенция по защите Средиземного моря и ряд многосторонних конвенций, посвященных проблеме защиты Мирового океана от загрязнения. В таком соглашении, прежде всего, должно найти отражение согласованная позиция прибрежных государств в отношении ряда терминов, непосредственно связанных с экологией Каспийского моря, в частности, таких как»нефть», «нефтепродукты», «нефтевод-ная смесь», «слив», «сброс», «захоронение», «химические и иные вещества», «судно», «береговые установки», «искусственное сооружение», «сточные воды» и т. д. (2)
В ст. 2, п. 3 Конвенции о вмешательстве и в других международных соглашениях, в отношении защиты морской среды, нефть определяется как сырая нефть, мазут, дизельное топливо и смазочные масла.
Загрязнение нефтью возможно из следующих источников:
1) загрязнение из находящихся на суше источников, в том числе рек, эстуариев, трубопроводов;
2) загрязнение, вызываемое деятельностью на морском дне;
3) загрязнение с судов;
4) загрязнение из подводного трубопровода.
Наземные источники представляют большую опасность для морской среды Каспия по следующим причинам:
1) они являются постоянно действующими стационарными источниками;
2) загрязняют наиболее важные для жизнедеятельности человека — прибрежную зону.
В 1973 году общий сброс только нефти с суши составил 3,3 млн. тонн, с судов 2,2 млн. тонн. Данный вид источника в основном в международной практике регулируется национальным законодательством, если конечно загрязнение не выходит за рамки национальной юрисдикции. К примеру, в Парижской Конвенции по предотвращению загрязнения с суши, стороны договорились «обеспечить» выполнение положений конвенции и принимать на своей территории соответствующие меры, чтобы предотвращать их нарушение и «наказывать» тех, кто их совершил (ст.12, п.1) т.е. здесь действует принцип полного суверенитета государства над деятельностью на его территории.
blog_vilisov_info_1353441890Со вторым видом источника существует некоторая неясность в международной практике. К примеру касаясь загрязнения в результате деятельности на морском дне Хельсинская Конвенция говорит о «частях» дна Балтийского моря прибрежного государства (ст.10), а Барселонская Конвенция упоминает о «разведке и разработке континентального шельфа и морского дна и его недр» (ст.7). Хельсинская Конвенция имеет в виду то, что морское дно Балтийского моря разделяется на «доли», в отношении каждой из которых соответствующее прибрежное государство несёт ответственность за принятие защитных мер; Однако континентальный шельф не входит в состав территории прибрежного государства. Что же касается соответствующего положения Барселонской Конвенции, то не совсем ясно значение термина «морское дно», поскольку он может обозначать любое морское дно, включая дно территориального моря и континентальный шельф. В отличии от этих 2-х Конвенций Кувейтская Конвенция более чётко указывает на загрязнение в результате разведки и разработки «дна территориального моря и его недр и континентального шельфа» (ст.7). Поэтому при разработке регионального соглашения в области защиты окружающей среды Каспийского моря прибрежным государствам нужно постараться избежать таких неясностей. В Конвенция МАРПОЛ термин «сброс», применяемый в отношении вредных веществ, означает «любой выброс с судна, какими бы причинами он не вызвался, и включает любую утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выбрасывание или опорожнение» (ст.2, п,3″а»). В региональном соглашении, я полагаю, следует определить следующие термины: «стандарты сброса», «технологические стандарты», «налог на сбросы» и т.п. «Стандарты сброса» определяют максимально допустимый выброс нефти из определённого источника, в основном из судна; «технологические стандарты» означает нормы, относящиеся к эксплуатационным характеристикам и конструкции технических средств, используемых для выброса загрязнителей в морскую среду, или операции, ведущие к такому выбросу. Технологические стандарты представляют наиболее предпочтительным средством в борьбе с загрязнением. Путём применения безопасной для окружающей среды технологии проблема загрязнения решается в самой своей основе таким образом, что соответствующая деятельность не будет иметь каких-либо негативных последствий. Данный вид стандарта также в основном применяется в отношении загрязнения с судов, хотя также применяется в отношении нефтедобывающих, нефтеразведывающих сооружении, наземных и- подводных трубопроводов.
«Налог на сбросы» предполагает стимулирование деятельности, не вызывающей загрязнения, путём установления налога за сброс загрязнителей.
Во многих конвенциях касающихся загрязнения с судов, ответственность за обеспечение выполнения их положений возлагается на государства флага. Осуществление такого обеспечения облегчается, в частности, наличием на судах журнала нефтяных операций, в котором должны фиксироваться любые операции по погрузке или разгрузке нефти, приём балласта или очистка грузовых танков, сброс загрязнённого балласта или удаление осадка и т. д.
Последний источник загрязнения представляет реальную угрозу Каспийскому морю т.к. подводные трубопроводы неизбежно будут подвергаться опасности воздействия .гидродинамических сил, механического повреждения и подмыва. На шельфе моря добыча нефти будет вестись как минимум на 8 скважинах, расположенных на значительном расстоянии друг от друга, и поэтому можно констатировать, что море неизбежно переплетётся сетью подводных трубопроводов. В связи с этим, окончательно утратит практическое, значение законодательный акт, согласно которому северный участок Каспия признаётся заповедником. Следует отметить, что в некоторых странах имеется специальные законодательные акты в отношении охраны подводных трубопроводов. В законе «О нефти» от 1 июля 1995 г. глава 8 регулирует (42 и 43) вопросы магистрального трубопроводного транспорта. Вместе с тем регламентировать в 2-х статьях столь важные вопросы представляется сложным. Например, п.4 ст.43 недостаточно регулирует вопрос об ответственности за соблюдение правил технической эксплуатации, безопасности, охраны. Тем более в данном законе, как в целом в законодательстве Казахстана, нет положения о трубопроводах, ориентированных на экспорт. Разумеется, данные аспекты можно решать на основе общих правовых норм относящихся к ответственности за причиненный ущерб, но для такого весьма важного вопроса, когда республика планирует строительство как магистральных, так и экспортных трубопроводов, разработка специального законодательства представляется целесообразным.
На основании вышеизложенного можно заключить, что регламентируя вопросы строительства трубопроводов на законодательном уровне должны соблюдаться жесткие экологические императивы, например как в США, что создаст надёжные гарантии по безопасности трубопроводов.
В заключении можно сделать вывод, что для защиты экологии Каспия требуется выработать следующие основные типы правил: 1) нормы о сотрудничестве в отношении мониторинга и оценки состоянии окружающей среды, а также планирования чрезвычайных мер и оказания взаимной помощи в случае инцидентов, влекущих загрязнение; 2) материальные нормы и стандарты, касающиеся сбросов, а также проектирования конструкций оборудования и экипажа судов, морских коридоров и схем разделения движения судов и т. д., имеющих важное значение для защиты морской среды; 3) нормы о юрисдикции в целях определения компетенции прибрежных государств и нормы, устанавливающие правила, касающиеся защиты окружающей среды и обеспечивающий их исполнение; 4) нормы об ответственности за ущерб от загрязнения. Необходимо также принимать во внимание такие вопросы, как суверенный иммунитет и урегулирование споров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.