Просмотров: 265

Реформа судебной системы

Реформа судебной системы. После принятия Конституции Республики Казахстан 28 января 1993 г. в стране возникли новые социально-общественные и политические отношения. Кроме того, Республика Казахстан провозгласила своей целью строительство правового государства. Все это диктовало необходимость проведения кардинальной правовой реформы, более полно отвечающей новому общественно-политическому, социально-экономическому и международному статусу молодого государства. Постановление Президента «О государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан» от 12 февраля 1994 г. стало историческим документом, утвердившим приоритетные направления реформы судебно-правовой системы: справедливый и независимый суд; высококвалифицированный, беспристрастный судья, назначаемый на постоянной основе; улучшение социально-бытового обеспечения судей – на этом основаны объективное правосудие и достойная жизнь служителей Фемиды, и именно этим подчеркнута важность и неизмеримая ответственность судей за результаты своей работы, социальная защита чести человека в мантии. Социально-бытовые вопросы рассматривались как одна из важнейших проблем. Этим постановлением были четко регламентированы структура судебных органов государства, полномочия судей, вопросы судейских кадров. Верховный Суд был признан высшей инстанцией судебной власти, в компетенцию которой входит кассационная, надзорная, контролирующая деятельность над работой нижестоящих судов. Кроме того, он был признан органом, дающим разъяснения по вопросам судебной практики и применения законодательных актов.

Тогда же были определены структура и состав судебных органов. Было предусмотрено, что в Верховном Суде решение всех внутрихозяйственных вопросов, а также всех вопросов, связанных с отправлением правосудия, обеспечением для этого судей всем необходимым, отныне возлагается на руководителя аппарата. Ныне состав областных и городских судов идентичен, военные суды на территории Казахстана по своей компетенции и выполняемым задачам могут войти в состав пленума Верховного Суда Республики Казахстан. Институт народных заседателей был упразднен.

Следующим шагом Президента в реформировании судебной системы стал Указ 1995 г., имеющий силу Конституционного закона, «О судах и статусе судей в Республике Казахстан». Закон утвердил определяющий статус независимой судебной власти – одной из равноправных ветвей единой государственной власти. Основными государственными органами Казахстана, ведающими законодательно-правовыми вопросами, являются: Верховный Суд, Конституционный совет, Генеральная прокуратура и Министерство юстиции Республики Казахстан. «…Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики».

Высшим судебным органом в Казахстане является Верховный Cуд Республики Казахстан, члены которого избираются Сенатом по представлению Президента республики, на основании рекомендаций Высшего Судебного совета республики. Как уже говорилось, Верховный Суд является высшей инстанцией судебной власти, в компетенцию которой входит кассационная, надзорная, контролирующая деятельность над работой нижестоящих судов. Кроме этого, Верховный Суд является органом, дающим разъяснения по вопросам судебной практики и применения законодательных актов.

Конституционный совет Республики Казахстан выносит решения по всем вопросам, связанным с соблюдением установленных конституционных норм и процедур. На решения Конституционного совета могут быть внесены возражения Президента республики, и в случае его непреодоления большинством голосов решение Конституционного совета считается не принятым. Конституционный совет решает вопрос о правильности проведения президентских и парламентских выборов, проводит экспертизу законов на их соответствие Конституции Республики Казахстан. Конституционный совет состоит из семи членов, трое из которых, включая Председателя, назначаются Президентом РК. Четыре члена Совета представляют палаты Парламента: два члена назначаются председателем Сената, и два – председателем Мажилиса. Все экспрезиденты страны получают право пожизненного членства в Конституционном совете. Председатель Конституционного совета назначается Президентом республики, в случае разделения голосов поровну его голос является решающим. Организация и деятельность Конституционного совета регулируются конституционным законом. Решения Конституционного совета вступают в силу со дня их принятия, являются общеобязательными на всей территории Республики Казахстан, окончательными и обжалованию не подлежат. Государственным органом Республики Казахстан, осуществляющим надзор за соблюдением законности, является Генеральная прокуратура.

Прокуратура Республики Казахстан подотчетна Президенту страны. Она осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории страны, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства.

Прокуратура принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам РК, представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование.

Прокуратура составляет единую централизованную систему органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору республики. Прокуратура Республики Казахстан осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов и должностных лиц, политических партий и других общественных объединений. Вмешательство в деятельность органов прокуратуры при осуществлении ими своих полномочий запрещается. Акты прокурорского надзора, вынесенные в установленном законом порядке, обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан.

В целях обеспечения верховенства Конституции и законов, защиты прав и свобод человека и гражданина, осуществляя высший надзор за точным и единообразным применением Конституции, законов и указов Президента и иных нормативных правовых актов, Прокуратура от имени государства: выявляет и принимает меры к устранению нарушений Конституции, законодательных актов и актов Президента республики; осуществляет надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства; представляет интересы государства в суде.

Кроме того, Генеральная прокуратура: опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики Казахстан; имеет право осуществлять уголовное преследование – в порядке и в пределах, установленных законом.

Помимо этого, органы Прокуратуры формируют государственную правовую статистику с целью обеспечения целостности, объективности и достаточности статистических показателей, ведут специальные учеты, осуществляют надзор за применением законов в сфере правовой статистики и специальных учетов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.