Теоретические основы инновационного развития системы высшего образования в Республике Казахстан. Вхождение Казахстана в число 50-ти развитых государств мира влечет за собой разрушение традиционных экономических и культурных связей, которые диктуют необходимость реформирования всех отраслей экономики и социальной сферы. При этом инновационное направление развития в настоящее время стало стратегическим приоритетом государства. Инновационность экономики означает переход на интенсивный тип расширенного воспроизводства, в основе которого лежит научно-технический прогресс и инновационная деятельность как факторы, обеспечивающие конкурентные преимущества социально-экономических систем. Уровень инновационности экономической среды зависит от многих факторов, основными из которых являются накопленный интеллектуальный потенциал, соответствующая нормативно-законодательная база и институциональная основа, а также наличие инвестиционных ресурсов рискового характера (венчурного типа).
В ближайшее время центрами системной интеграции инновационной активности могут быть территории и сохранившаяся система вузовской и академической науки. Образовательный сектор является одной из главных «горячих точек» обеспечения устойчивого развития экономики всех стран. Поэтому Президент страны Н.А. Назарбаев выделил одним из приоритетных направлений в индустриально-инновационной политике — создание новой модели национальной системы образования, интегрированной в мировое образовательной пространство. Данная модель ставит своей целью – «подготовку трудовых ресурсов, особенно в части профессионального технического образования и инновационного менеджмента».
При этом Государственная политика в области образования и подготовки профессиональных кадров поставила ряд задач:
— определение подготовки кадров для инновационной деятельности;
— создание институтов, занимающихся вопросами профессиональной подготовки, аттестации и переподготовки специалистов рабочих и технических специальностей с участием государства и частного сектора;
— повышение материально-технической и методической базы образования;
— разработку и внедрение образовательных стандартов, отвечающим международным требованиям;
— международное сотрудничество в области подготовки и привлечения высококвалифицированных специалистов для работы на создаваемых новых производствах;
— создание на основе международного опыта новых и перепрофилирование действующих высших учебных заведений в специализированные университеты для подготовки квалифицированных кадров в области высокотехнологичных производств и т.д.
Для решения данных задач, по нашему мнению, необходимо создание такой модели вуза, которая вобрала в себя не только элементы типовой модели университета (технические, гуманитарные, профильные и др.), но и инновационные элементы (интеграция науки, образования и производства и др.).
Инновационное развитие университета представляет собой сложный процесс комплексного внедрения инновационных технологий и научно-иннова-ционной деятельности во все сферы вуза.
Можно полностью согласиться с мнением авторов работы, что «Развитие университета можно считать инновационным, если большая часть прироста показателей его деятельности обеспечивается за счет инновационной деятельности».
Целью инновационной деятельности в системе высшей школы является повышение эффективности функционирования вузов в условиях рыночной экономики. Важной задачей системы образования является подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности. Для достижения обозначенной цели необходимо совершенствовать систему управления научной, научно-технической и инновационной деятельности вузов, а именно, ориентировать данную деятельности на рынок и потребителя — это основа системы управления вузами в современных рыночных условиях. Это предполагает резкое усиление роли маркетинга, учета, быстро и резко изменяющейся окружающей среды вуза, спроса потребителей и рынка, а, следовательно, быстрой адаптации системы управления вузом под новые задачи, наукоемкую продукцию, технологии и услуги специалистов [3].
Инновационная деятельность вузов направлена на решение следующих задач:
— развитие и совершенствование национальной и региональной инновационной системы;
— эффективное и рациональное использование интеллектуальных ресурсов вуза, формирование устойчивого интеллектуального потенциала, способного инициировать и реализовывать инновационные проекты различной сложности и направленности;
— коммерциализация научных идей, оригинальных инновационных проектов;
— расширение спектра рабочих мест и баз практики для студентов, магистрантов на основе создания фирм и совместных предприятий, в том числе с вузами других стран;
— повышение уровня предпринимательской культуры и подготовка квалифицированных кадров в сфере малого и среднего бизнеса и др.
Инновационная деятельность высших учебных заведений базируется на интеграции образования, науки и производства. Экономическую основу такой интеграции представляет объединение ресурсов и механизмов образовательного, научного и производственного комплексов для получения народнохозяйственного и коммерческого эффектов.
В настоящее время существует большой разброс в трактовке понятий «новшество», «новация», «нововведение», «инновационная деятельность».
Отметим, что они применяются, как правило, в двух случаях:
— для обозначения того, чего ранее не было;
— для обозначения того, что ранее было, но имеет качественно новые отличительные признаки.
В профессиональной среде используются все указанные выше термины. Приведем их определения согласно работе [5].
Новшество — это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт (технологию, управленческий или производственный процесс, организационную, производственную или другую структуру), ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документов (стандарты, рекомендации, методики, инструкции и т.п.), результатов маркетинговых исследований и т.д.
Новация (лат. novation — изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было ранее. Термины «новшество» и «новация» — синонимы. Процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы или человеческой среды называется исследованием.
Изобретение — это результат исследований, реализованный в новом приборе, механизме, инструменте, технологии, методе и прочем, созданном человеком. Открытие — это результат исследований, возможно, побочный. Открытие, а также изобретение делаются, как правило, на фундаментальном уровне и редко изобретателем-одиночкой. Они могут произойти случайно и не преследуют цель получить выгоду. Нововведение представляет собой замену старого объекта (явления) новым. Используются два толкования этого термина — нововведение как процесс и нововведение как результат.
В таблице 1.1 приведены определения понятия «инновация», разработанные учеными, профессионально занимающихся управлением инновационных процессов. После анализа и обобщения определений, приведенных в таблице 1.1, можно сделать следующие выводы.
1. Бесконечное число конкретных ситуаций по переходу объектов, систем, предприятий, общества в целом из одного состояния в другое, более совершенное и предполагающее нововведения, допускает возможность бесконечного числа формулировок и определений. Приведенные выше формулировки отражают те проблемы, с которыми сталкивались авторы.
2. Переход в более совершенное состояние предполагает внедрение и реализацию новшеств — новых средств, способов, продуктов, методов, технологий, которые необходимо придумать, разработать, изобрести.
3. Инновация как реализованная совокупность новых знаний должна иметь практическое применение и давать эффект в соответствующих областях.
4. В зависимости от объекта и предмета исследования инновации рассматриваются как результат, как изменение и как процесс.
В настоящее время существует разработанный международный стандарт понятия «инновации» как вполне определенной управленческой категории. Он содержится в документах, известных под названиями «Руководство Фраскати» и «Руководство Осло» (приняты на конференциях в соответствующих городах). Понятия инновации, принятого в этих документах, придерживаются большинство теоретиков и практиков в области управления. Именно оно взято за основу и при выработке нормативно-правовой базы по инновациям в России, при разработке концепций, программ, других стратегических документов по инновационной деятельности.
Согласно международному стандарту, инновация (нововведение) — это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. В Казахстане официальными терминами по инновации являются термины, используемые в Законе «Об инновационной деятельности» от 03.07.2002 года №333-II ЗРК.
Такими терминами являются:
-государственная инновационная политика — составная часть социально-экономической политики, направленная на развитие и стимулирование инновационной деятельности;
-инновационная деятельность — деятельность, направленная на внедрение новых идей, научных знаний, технологий и видов продукции в различные области производства и сферы управления обществом, результаты которой используются для экономического роста и конкурентоспособности;
-инновация — результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции (работы, услуги), нового или усовершенствованного технологического процесса, а также организационно-технические, финансово-экономические и другие решения в различных сферах общественных отношений, оказывающие прогрессивное влияние на различные области производства и сферы управления обществом;
-инновационная программа — комплекс инновационных проектов и мероприятий, объединенных единой целью, задачами, объектом или территорией, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации;
-инновационный проект — документ, содержащий план проведения комплекса научных, научно-технических, опытно-конструкторских,
маркетинговых исследований и работ, направленных на достижение инновации, а также технико-экономические показатели;
-инновационная инфраструктура — совокупность организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги, необходимые для осуществления инновационной деятельности;
-инновационный фонд — юридическое лицо, содействующее развитию инновационной деятельности путем финансирования инновационных проектов и инфраструктуры, а также оказания иных услуг в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Одним из наиболее важных вопросов в управлении инновациями является государственная поддержка, которая проявляется в следующих видах деятельности:
— поддержка научно-технической деятельности;
— поддержка инвестиционной деятельности;
— поддержка инновационной инфраструктуры. Нормативно-правовая база научной и инновационной деятельности в
Казахстане включает различные категории документов: стратегии, концепции, программы, законы, приказы и постановления. Среди них:
1. Кодексы: Гражданский кодекс; Налоговый кодекс; Таможенный кодекс.
2. Законы Республики Казахстан: «О науке» (введен в действие в 2001 году),
«Об инновационной деятельности» (введен в действие в 2003 году), «О государственной поддержке инновационной деятельности» (введен в
действие в 2006 году),
— «Об авторском праве и смежных правах» (введен в действие в 1996 году),
— «Патентный закон Республики Казахстан» (новая редакция введена в 1999 году)
— «О государственной поддержке малого предпринимательства» (введен в действие в 1997 году);
— «О финансовом лизинге» (введен в действие в 2000 году)
3. Указы Президента:
— «О мерах по совершенствованию системы организации научной деятельности в Республике Казахстан» (введен в действие в 2003 году)
4. Программы:
— Стратегия «Казахстан-2030»;
— Стратегией индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 года.
Инновационная деятельность охватывает весь инновационный процесс — начиная с появления идеи и заканчивая внедрением и диффузией продукта. Таким образом, можно сделать вывод о том, что инновационная деятельность — это вид деятельности, связанный с получением и трансформацией результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в производстве с получением соответствующего эффекта. При таком подходе инновацию можно назвать также инновационным продуктом или продуктом инновационной деятельности.
Близко к понятию «инновационная деятельность» понятие «инновационный процесс». Инновационный процесс представляет собой процесс создания, внедрения и распространения нововведений (инноваций).
В общем виде схема инновационного процесса может быть представлена в виде ряда этапов с получением следующих основных результатов:
1) получение новшества, т.е. оформленных результатов законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, иных научно-технических результатов;
2) внедрение новшеств в продукт, технологию или услугу, т.е. нововведение или инновация;
3) диффузия инноваций, под которой подразумевается распространение уже однажды освоенной, реализованной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг или технологий в новых местах и условиях.
Отметим, что диффузия инновации — это процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между участниками инновационной системы во времени. Национальная инновационная система включает в себя элементы, выполняющие различные задачи: анализ ситуации в научной и технической сфере, анализ рыночной ситуации, изобретение новых способов, технических устройств или нахождение нового метода использования старых, финансирование исследований на различных стадиях, проведение различных конкурсов, отбор и контроль исследований, проведение проверок реализации новых продуктов, перевод инновационных технологий на серийный выпуск.
Основные элементы инновационной системы:
-Высшие учебные заведения (ВУЗ);
-Научно-исследовательские институты (НИИ);
-Венчурные фонды (ВФ);
— Инновационная инфраструктура (технопарки, бизнес-инкубаторы, специализированные консалтинговые организации и лаборатории открытого типа) (ИИ);
-Малые инновационные фирмы (МИФ);
-Инновационно-ориентированные конструкторские бюро (ИОКБ);
-Инновационно-ориентированные производства (ИОП).
Таким образом, одним из основных элементов создающих инновации являются ВУЗы. Данный процесс представляется как трансформация из одной системы в более продвинутую – инновационную.
Однако следует, отметь, что изменение на уровне государства статуса «инновация» и «инновационная деятельность», ведет к преобразованию традиционной деятельности ВУЗа в инновационную.
Особенности инновационной деятельности в системе высшего образования
Роль вузов в построении региональной инновационной системы связана с развитием следующих направлений деятельности:
— воспроизводство научно-технического (интеллектуального) потенциала, необходимого для разработки и коммерциализации инноваций;
— производство инновационной продукции и услуг собственными силами;
— инкубирование и генерация предприятий малого наукоемкого бизнеса, связанных с вузом;
— формирование инновационной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, обслуживающей потребности региональной инновационной системы;
— подготовка кадров для инновационной деятельности;
— формирование инновационной культуры в бизнес-среде.
В этом плане техническим университетам страны отводится особая миссия, связанная с тем, что сегодня конкурентоспособность любого государства, его экономический успех определяется долей добавленной научно-технологической стоимости товаров и услуг.
Поэтому Президентом страны в качестве одной из приоритетных задач отмечена необходимость создания системы престижных инженерных учебных заведений с особыми условиями подготовки специалистов и требованиями к выпускникам.
Для выполнения данной миссии необходима, прежде всего, трансформация технических вузов в инновационные университеты.
Исследованию рассматриваемой проблемы посвящены работы многих ученых.
В научной литературе вопросам оценки и управления инновационной деятельностью организации, а также экономической сущности управления инновациями посвящены работы таких ведущих отечественных ученых как А. Грудзинский, В. Шукшунов, Г. Мутанов, Л.И. Абалкин, В.П. Баранчеев, А.Л. Гапоненко, С.Ю. Глазьев, П.Н. Завлин, В.И. Кушлин, Н.П. Лаверов, В.И. Маевский, Б.З. Мильнер, Л.Н. Оголева, Р.А. Фатхутдинов, Е.Г. Ясин и ряда других. Широко известны работы зарубежных ученых, таких как Б. Кларк, И. Ансофф, Д. Вудворд, Н. Гаузнер, Г. Саймон, Дж. Томпсон, П. Хайт и др. Однако необходимо подчеркнуть, что недостаточно проработаны многие проблемы, связанные с оценкой инновационного потенциала организации, а также не в полной мере рассмотрены вопросы инновационного потенциала университета, его статуса в зависимости от имеющегося потенциала. Большинство российских ученных пути становления инновационных университетов видят не в преобразовании структурных изменений вуза, а через создание ими, вузами, инновационных проектов, где предлагаются инновационные идеи и их дальнейшая реализация.
Однако данный подход, по мнению автора, является изначально ошибочным. Это объясняется тем, что для того чтобы предложить какие-либо инновационные идеи ученый должен иметь возможность для оценки и дальнейшей проработки проблемы, а это не возможно без наличия инновационной инфраструктуры. Объем информации, которой владеет наша цивилизация, удваивается каждые пять лет. Поэтому помимо освоения знаний не менее важным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию.
Суть инновационного образования можно выразить фразой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее».
В лучших своих образцах оно ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем – по мере необходимости – приобретать знания самостоятельно. Именно поэтому такое образование должно быть связано с практикой более тесно, чем традиционное.
Объем информации, которой владеет наша цивилизация, удваивается каждые пять лет. Поэтому помимо освоения знаний не менее важным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию. Знания при этом осваиваются применительно к тем умениям, которыми овладевают учащиеся в рамках инновационных образовательных программ.
Снижение конкурентоспособности традиционных институтов образования, а также недостаточная интеграция науки и производства свидетельствуют о необходимости создания принципиально новых учреждений высшего образования. Сегодня традиционное образование как система получения знаний отстает от реальных потребностей современной науки и производства.
Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний – за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. Возникает вопрос, какой вуз можно считать инновационным? Система образования в инновационном вузе должна быть открыта современным научным исследованиям и современной экономике. В учебном плане такого вуза должны присутствовать такие формы, как проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве, в научно-исследовательских организациях. Технологическое оснащение учебного процесса должно соответствовать уровню, достигнутому в европейских и американских университетах.
В настоящее время наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности становятся такие высшие учебные заведения, в которых одновременно реализуются следующие три типа процессов:
– разработка студентами реальных проектов в различных секторах экономики;
– проведение исследований фундаментального и прикладного характера;
– использование образовательных технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов.
Инновационная деятельность в сфере высоких технологий невозможна без фундаментальной естественно-научной и математической подготовки, поэтому в инновационных вузах внимание к дисциплинам естественно-научного цикла будет только усилено.
Формирование инфраструктуры инновационного образования
предусматривает следующее:
— разработку порядка получения вузами средств, аккумулированных в результате участия государства в региональных и отраслевых венчурных фондах;
— развитие центров трансфера технологий, создаваемых на базе государственных научных центров Российской Федерации, высших учебных заведений, институтов Российской академии наук и отраслевых институтов;
реализацию многоуровневой системы подготовки, переподготовки,
повышения квалификации и консультирования специалистов для инновационной деятельности в сфере образования, науки и промышленности;
— создание системы внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти для поддержки научно-технической и инновационной деятельности.
При этом элементы инновационной структуры могут создаваться и как специальные подразделения вуза, и в форме самостоятельного юридического лица. Для прогнозирования развития системы высшего образования в РК и разработки перспектив развития инновационной рыночной экономики необходимо, прежде всего, исследовать особенности развития системы высшего образования с учетом различных инновационных подходов.