Просмотров: 435

Развития рынка мобильных платежей в Казахстане

Технологические достижения последних лет сдела­ли возможным использование мобильных устройств для дистанционного управления банковским счетом, проведения платежей и переводов денег, а также со­вершения иных повседневных финансовых операций. Подобные услуги становятся все более популярны­ми во многих странах мира и рассматриваются как важнейшее направление в эволюции развития финансовых (платежных) услуг. Лидирующие пози­ции во внедрении и развитии мобильных платежей сегодня занимают страны Азиатского региона, в числе которых Япония, Корея и Сингапур. В последние годы активно включились в этот про­цесс некоторые развивающиеся страны Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Для нашей страны, с учетом ее масштабов и геогра­фических особенностей, приобретает особую актуальность разви­тие новых платежных услуг на базе мобильных тех­нологий. Данный сегмент рынка в Казахстане находится на этапе становления и ждет своего активного развития.

Сегодня в мире развиваются две модели мобильных платежных услуг:

  1. Мобильный банкинг —  услуга,   при   которой мобильный телефон выступаете качестве инструмента управления   и  доступа   к банковским  счетам.   При этом,  все  платежи  и  переводы  осуществляются с использованием  и за счет денег,   находящихся  на банковском счете владельца мобильного телефона.  Услуга   реализуется   с  помощью технологии   SMS- банкинга либо с помощью специальных мобильных  приложений, загружаемых на мобильный телефон.
  2. Мобильный платежный сервис на базе систем мобильных операторов — услуга,  позволяющая осуществлять платежи и переводы с использованием мобильного телефона с помощью денег абонентов, размещенных у операторов   мобильной связи. В этой  модели денежные  операции  осуществляются  без использования банковских счетов абонента за счет   неизрасходованной   части   средств   абонента, учитываемых на его абонентском счете у мобильного оператора.

При мобильном банкинге услуга ориентирована на лиц, уже являющихся клиентами банков.  Эта услуга предоставляет для них удобный способ совершения платежных операций в дополнение к существующим каналам дистанционного обслуживания посредством Интернет-банкинга, сети банкоматов и иных автоматизированных устройств самообслуживания.

Модель мобильных платежей на базе мобильных операторов предполагает возможность предоставления платежных сервисов для всех абонентов мобильной связи, в том числе лиц, не охваченных банковским обслуживанием и не имеющих договорные отношения с банками и иной регулируемой финансовой организацией, посредством систем мобильных операторов, независимых сервис-провайдеров либо банков-партнеров мобильных операторов.

По прогнозам компании Gartner к 2016 году мобильными платежами будет пользоваться почти полмиллиарда человек и объем рынка достигнет 600 млрд. долларов США. При этом, ожидаются, что мобильные платежи больше всего получат распространение в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Африке. Это связано с тем, что в развивающихся странах указанных регионов, где значительная часть населения не имеет банковского счета и не пользуется услугами банков, в последние годы активно продвигаются системы мобильных платежей с участием операторов мобильной связи.

Среди стран СНГ активное развитие мобильных операторских платежей наблюдается в Российской Федерации. Данная страна является одной из немногих стран, где представлены и развиваются параллельно как мобильный банкинг, так операторские мобильные платежи. Ведущие мобильные операторы (БиЛайн, МТС и МегаФон) в России на сегодня запустили свои проекты мобильных платежей и предоставляют своим абонентам услуги по оплате товаров и услуг на основе использования абонентских счетов.

Ситуация с востребованностью мобильных платежей в Казахстане существенно отличается от мировой. Основная масса потребительских платежей в сфере розничной торговли и услуг совершается с использованием наличных денег. Платежи в точках продажи, в общественном транспорте и других сегментах розничной торговли производятся преимущественно в наличной форме. Платежные карточки используются в основном для снятия наличных денег при помощи сети банкоматов и отделений банков (86% от объема операций).

Из общего количества действующих в Казахстане банков второго уровня  только 10 банков (25,6%) предоставляют своим клиентам услуги мобильного банкинга. Из них 4 банка представляют данные услуги только с использованием платежных карточек, другие без их использования.

Этим сервисом пользуется около 551 тыс. казахстанцев. Наибольшее количество пользователей у АО «Народный банк Казахстана» – 241 111 человек. Основные виды услуг: получение SMS-уведомлений о приходных и расходных операциях, запрос баланса на банковском счете, блокировка платежной карточки, оплата сотовой и стационарной телефонной связи, денежные переводы.

Отдельными банками, в частности АО «Альянс Банк», АО «БТА банк», внедрены сервисы мобильного банкинга на основе использования SMS технологии. Другим крупным банком — АО «Народный Банк Казахстана» в 2007 году в сотрудничестве с одним из операторов мобильной связи был внедрен проект, который предусматривает использование специальной SIM-карты мобильного телефона для проведения платежных операций с помощью мобильного телефона. За все время его реализации данный сервис так и не стал востребованным среди населения Казахстана. Особенность данного вида сервиса состоит в том, что клиенту необходимо приобрести либо заменить SIM-карту своего телефона.

В последние годы АО «Народный Банк Казахстана» и АО «Казкоммерцбанк» также были запущены новые услуги мобильного банкинга, предусматривающие использование специального приложения в мобильном телефоне для осуществления платежных операций. Однако, эти инициативы все еще не имели серьезного развития, в том числе по причине недостаточной продвинутости большей части пользователей.  Данные технологии требуют от клиентов банков некой технологической подготовки — умения загрузить приложения и совершать определенные действия технологического характера при работе с мобильными приложениями.

Хотелось бы отметить, что за 2012 год количество банков, предоставляющих услуги мобильного банкинга увеличилось на 67% . За этот же период количество операций с использованием мобильных устройств составило 556,8 тыс. транзакций на сумму около 1,1 млрд. тенге. Средний размер одной транзакции составил 1 972 тенге. При этом 95% операций были связаны с оплатой услуг мобильной связи, около 2% связаны с переводами денег по банковским счетам, остальные по оплате услуг АО «Казахтелеком» и иных поставщиков услуг.

Среди всех систем и каналов дистанционного банковского обслуживания доля использования мобильных устройств по количеству совершенных безналичных транзакций в 2012 году составила всего 1%, при этом на долю банкоматов приходятся 31%, POS-терминалов — 28%, банковских киосков и иных устройств — 27%, а Интернет — банкинга — 13% от общего количества совершенных безналичных платежей.

По итогам анализа текущего состояния развития мобильных технологий и платежей применяемых в Казахстане можно  сделать следующие выводы:

— банками второго уровня медленно внедряются новые технологии по использованию мобильного телефона в качестве инструмента массового дистанционного обслуживания населения;

— количество банков, предоставляющих платежные услуги на основе использования мобильного телефона, немного, и в основном это — крупные банки;

— внедряемые банками новации и технологии по использованию мобильных телефонов для осуществления  платежных операций не получили массового распространения;

— перечень видов операций и услуг, осуществляемых с использованием мобильного телефона, при существующих уже внедренных банками технологиях ограничен. В основном мобильный телефон задействован для оплаты услуг мобильной связи, доступа в Интернет и иных регулярных платежей из разряда «несложных» платежей, и выступает в качестве аналога Интернет-банкинга;

— услуги мобильного банкинга  и   другие  альтернативные способы проведения оплаты не являются   популярными среди  населения.   Основная  часть населения не знает о подобных возможностях и отсутствие  информированности и знаний в данной области выступает в качестве одного из факторов, тормозящих   развитие   рынка.

Подводя итоги, можно отметить, что в настоящее время в странах мира происходит распространение различных мобильных сервисов и систем мобильных платежей. При этом, наблюдается активное развитие мобильных платежей в развивающихся странах, где у большинства людей отсутствуют банковские счета, а мобильные сети развиты и представлены на всей территории страны. Мобильное устройство становится одним из важнейших инструментов решения задачи охвата и обеспечения доступности платежных услуг для населения, в том числе не охваченного банковским обслуживанием.

Рынок мобильных платежей в Казахстане имеет огромный потенциал роста. Развитие мобильного банкинга выгодно не только для клиентов банков, но и самим банкам.  Это и сокращение операционных издержек и организация предоставления современных услуг,  востребованных клиентами,  на основе применения новых технологий.

Литература:

  1. Анализ международного опыта использования сетей мобильной связи для совершения платежных операций. Авторы: Сарьян В.К., Золотарев О.А., Кузнецов И.В., Кожевников СВ. Журнал «Мобильные системы» — 2011 — N 3.
  2. Аналитический обзор рынка электронных банковских услуг и платежных систем за 2012 год /www/ nationalbank.kz

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.