Глобальный системный кризис современной цивилизации остро поставил вопрос о дальнейших путях развития человечества. Безудержное потребление, культ техники и комфорта — все это способствует стремительному истощению ресурсов нашей планеты. Человечество ищет пути выхода из сложившейся ситуации, делая ставку на развитие новых технологий. Ведущая роль информации как фундамента социально-экономического преобразовании жизни общества признается многими мыслителями [1]. Они связывают перспективу преодоление негативных последствий индустриализма со становлением информационного общества. Но, как правильно отмечают некоторые авторы, информационное общество по сути своей остается техногенно-потребительским и наследует пороки предыдущей стадии развития, не меняя главного в человеке — его мировоззренческих ориентиров [2]. Обладая многими привлекательными чертами, изумляя техническими возможностями, современное общество наглядно демонстрирует насколько противоречивым и непредсказуемым становится дальнейший путь развития.
Второй характерной тенденцией современности является процесс глобализации, который, с одной стороны, способствует объединению народов для решения общемировых проблем, с другой стороны, приводит к унификации экономических, политических, образовательных и других систем. Очевидные плюсы глобализации при более глубоком анализе обнаруживают негативные тенденции, например, разрушение национальной специфики и культурной самобытности стран.
В мировой образовательной практике тенденция глобализации реализуется через так называемый Болонский процесс, который направлен на унификацию различных систем образования и на создание общего европейского рынка образовательных услуг. Болонский процесс — это внедрение принципов формализации и стандартизации знаний за счет отказа от национальной специфики и достижений различных государственных систем образования. Потеря образованием своего «лица» грозит обернуться утратой национальной идентичности подрастающего поколения. Ведь именно образование вводит ребенка в мир культуры, приобщая его к национальным ценностям. Еще в конце ХIХ века Н.Я.Данилевский писал о том, что основания одного культурно-исторического типа не передаются другому типу, а их насильственное внедрение грозит гибелью самобытной культуры. Но предостережения русского мыслителя не услышаны до сих пор.
Некоторые апологеты глобализации пишут как о достижении о формировании нового типа человека. Это тип «трансфессио-нала» — «мирового навигатора, специалиста, который участвует в мировых проектах, живет и спит, условно говоря, в самолете, с мобильником и по^еЬоок. Для него нет границ политических и географических» [3, С. 32] За необычными характеристиками «трансфессионала» проступают основополагающие черты—это космополитизм, безудержное потребительство и конформистская толерантность. Формирование данных ценностных ориентиров невозможно без поддержки унифицированной системы образования, которая в угоду «золотому миллиарду» должна «слепить» безропотного исполнителя, специалиста-космополита, готового продать свой интеллект и способности той стране, которая больше заплатит за работу.
Есть ли альтернатива западно-ориентированному сценарию глобализации и образовательной унификации или это единственно возможный путь развития мирового сообщества? Авторы монографии «Евразийство: ключевые идеи, ценности, политические приоритеты» считают, что только региональная интеграция может противостоять разрушительному напору вестернизации и стать важнейшим рычагом реализации ноосферной стратегии развития, сохраняющей достижения традиционных культур и обогащающей их общечеловеческими ценностями. «Именно политический, культурный, информационный диктат Запада подпитывает религиозный терроризм, агрессивный национализм и культурный изоляционизм. … В этом плане защита культурного разнообразия земли и национального достоинства всех народов является столь же глобальной задачей, как и защита ее биологического разнообразия» [4, С. 219]. Примером такого международного сотрудничества и социально-политической интеграции может служить регион Большого Алтая, где сходятся границы четырех крупнейших государств Евразии — России, Китая, Монголии и Казахстана. Именно здесь начинают кристаллизоваться евразийские принципы региональной геополитики и осознанного межкультурного диалога.
Представители экологической, научной и педагогической общественности сопредельных территорий при поддержке местных органов власти в 2002 г. начали реализовывать проект «Наш общий дом Алтай». В рамках проекта разрабатываются стратегические направления эколого-экономического развития Большого Алтая, как единой биосферной системы; а также научно-практических рекомендаций для органов власти всех субъектов международного сотрудничества. В последние годы состоялся ряд представительных международных конференций и встреч, где проблемы и перспективы регионального взаимодействия были подвергнуты весьма обстоятельному и продуктивному обсуждению.
Проект «Наш общий дом Алтай» предоставляет прекрасную возможность для формирования региональной евразийской модели образования. И такая работа уже ведется по нескольким направлениям.
В рамках проекта осуществляется сотрудничество между ведущими вузами Алтайского края, Республики Алтай, Восточно-Казахстанской области и Ховдского аймака Монголии. Налаживается обмен между студентами и преподавателями, ведутся совместные научные исследования и экспедиции. Шестой год подряд проводятся Международные летние студенческие школы, где на основе принципов национального взаимоуважения и межкультурного сотрудничества формируется будущее региональное научное и политическое содружество специалистов разных областей.
Вторым важным направлением является работа в области экологического образования. Ученые, преподаватели и представители общественных экологических организаций Большого Алтая все настойчивее заявляют о том, что решение экологических проблем — приоритетная задача для жителей региона. Для этого необходимо не только вести скоординированную экологическую политику, внедрять природосберегающие технологии, но, прежде всего, сохранять и развивать экологическую культуру населения. Важную роль в этом играет именно образование.
В декабре 2007 г. в Алтайском крае в рамках проекта «Наш общий дом Алтай» прошел научно-практический семинар для учителей под названием: «Экологическая культура: экотехноло-гии, экообразование, экосознание». Присутствующие на семинаре преподаватели вузов и учителя школ алтайского региона единодушно заявили, что экологическое образование должно стать непрерывным и базироваться, с одной стороны, на научной теории, с другой стороны, активно использовать традиции коренных народов Алтая. Но знание в этой области не должно быть лишь теоретическим багажом. Прочувствованное и осмысленное, оно должно лечь в основу повседневной практики, что, по большому счету, и является показателем экологической культуры личности. Данные положения вошли в резолюцию семинара и должны стать основополагающими принципами развития евразийской модели образования [5].
Большой Алтай — это регион с тысячелетней культурой, историческим и географическим своеобразием и биосферной уникальностью. Чтобы сохранить этот уголок планеты и обеспечить ему перспективное ноосферное развитие, необходимо воспитывать детей на новых мировоззренческих приоритетах, а для этого нужно наполнить новым содержанием школьные программы. Такая возможность предоставляется в рамках регионального компонента учебной программы. Поэтому третьим направлением формирования евразийской системы образования должна стать работа со школьными учителями. В Алтайском крае уже осуществляются попытки более массового привлечения учителей к данной тематике. Так, в этом году стартовал конкурс творческих учительских проектов «Наш общий дом Алтай». Конкурс направлен на то, чтобы расширить представления об Алтае, понять его природное, этнокультурное многообразие, увидеть возможности участия в разворачивающихся в регионе интеграционных процессах.
Большой Алтай разделен политическими границами, но он представляет единый природно-географический и культурно-исторический мир, состоящий из локальных образований. А сила целого, слагается из уникальности и взаимодополняемости его частей. Поэтому важно, чтобы политическая независимость сопредельных территорий базировалась на все более тесном культурном сотрудничестве, на уважении и братстве народов, проживающих веками бок о бок на.этой территории. Евразийское региональное содружество в силах противостоять глоба-листским разрушительным тенденциям, и важную роль здесь призвано сыграть образование.
Литература:
1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. — М„ 1986
2. Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. — Барнауд 2001.
3. Смирнов С,А. Образование в неклассической культурной ситуации: в поисках новых моделей / Концепция образования и современная антропология. — Новосибирск: Изд—во ГЦРО, 2001
4. Иванов А.В., Попков Ю.В., Тюгашев Е.А., Шишин М.Ю. Евразийство: ключевые идеи, ценности, политические приоритеты. -Барнаул: Иэд-во АГАУ,2007,
5. Экологическая культура: экотехнологии, экообразование, эко-сознание. Материалы выездных слушаний Общественной палаты РФ, Международного координационного совета «Наш общий дом —Алтай». — Барнауд 2008.