Просмотров: 600

Развития биологических видов топлива в Казахстане

ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ВИДОВ ТОПЛИВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН. Использование и развитие биологического топлива способствует защите окружающей среды, дает толчок развитию экономики, науки. Актуальность заключается в том, что биологическое топливо является инновационным направлением экономики Казахстана, где производство и применение биотопливо обеспечивает безопасность для жизни и здоровья человечеству, охрану окружающей среды. Перспективы производства биологических видов топлива бурно развивается и уже начала определять облик цивилизации нового тысячелетия. Эффективные и экологические безопасные виды биологического топлива отвечают требованиям «Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы». В Казахстане на сегодняшний день имеются все экономические условия производства и реализации биологических видов топлива: возрастающая внутренняя потребность и большой экспортный потенциал в видах биологического топлива, свободные площади для выращивания зерновых и масличных культур, технический и кадровый потенциал для их производства.
Задачей ближайшего будущего является обеспечение законодательной поддержки произ-водста биотоплива. В данном направлении уже сделаны первые шаги, разработана Концепция развития рынка биологического топлива в Республике Казахстан и проект Закона «О государственном регулировании производства и оборота биологического топлива»
Ситуация в агропромышленном комплексе республики свидетельствует, что активизация инновационной деятельности без реализации целой системы мер, прежде всего, финансового оздоровления и поэтапного восстановления производства, становится затруднительной. Для развития инновационных процессов предстоит решить целый ряд задач государственной инновационной политики.
Инновационная политика в агропромышленном комплексе — составная часть аграрной политики, представляющая собой совокупность осуществляемых государством комплекса мер правового, организационно-экономического, социально-экологического характера, направленных на формирование условий для развития производства и повышения его эффективности на базе передовых достижений науки, техники, технологий, организации и управления.
В целях достижения устойчивого развития Республики Казахстан путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике разработана Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.
Государственная инновационная политика в аграрном секторе основывается на стратегии его развития. Понятие стратегия подразумевает соотношение целей и средств социально-экономического развития в долгосрочной перспективе.
Целью устойчивого функционирования сельского хозяйства Республики Казахстан является производство экологически безопасной, малотранспортабельной продукции, удовлетворяющей повышенную (относительно южных и центральных районов страны) потребность населения в витаминах, белках и жирах.
Динамичный рост агропромыслового хозяйства и перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса является важнейшим источником не только обеспечения качественными продуктами питания, решения продовольственной безопасности региона и страны, но и увеличения занятости, поддержания традиционного образа жизни и решения вопроса социальной защиты населения Казахстана.
Основные средства достижения поставленных целей перед региональным агропромышленным комплексом — активизация инновационной деятельности, совершенствование организационно-экономического механизма ее регулирования, повышение уровня и качества жизни населения.
Государственная инновационная политика должна формировать направления деятельности органов государственной власти и управления в области инновационного преобразования экономики на основе баланса интересов развития страны, гарантий прав субъектов инновационного процесса, финансово-экономической целесообразности в рамках существующего законодательства и внешних обязательств Республики Казахстан
Посредством инновационного механизма обеспечивается стимулирование инновационной активности субъектов, она является базой для преобразования экономики страны, активизируя творческую и деловую активность всех членов общества.
Политика государства по инновационной деятельности должна исходить из принципа равенства участников инновационных преобразований независимо от их социального, политического и экономического статуса.
Главной стратегической задачей и задачей ближайших лет Президент страны назвал повышение конкурентоспособности Казахстана в мировом сообществе, основу конкурентоспособности экономики должен составить высокотехнологичный сектор промышленности [1].
Таким образом, формируемая национальная инновационная система (НИС) определяется как совокупность различных институтов, которые совместно и каждый в отдельности вносят свой вклад в создание и распространение новых технологий, образуя основу, служащую для формирования и реализации политики, влияющей на инновационный процесс.
В последние годы в мире идет интенсивное освоение технологии производства биологического топлива из составляющих компонентов сельскохозяйственных культур. И уже многими странами приняты национальные программы по созданию и развитию собственной биологической топливной промышленности, в результате чего мировой рынок биологического топлива растет на 20-25%.
В Республике Казахстан имеются все экономические условия производства и реализации биологического топлива, возросла внутренняя потребность и большой экспортный потенциал, имеются свободные площади для выращивания зерновых и масличных культур, технический и кадровый потенциал их производства.
Основным сырьем являются зерновые, масличные культуры и отходы древесины возможные для производства биологического топлива.
При этом развитие биологического топлива не должно идти в ущерб интересам продовольственной безопасности Республики Казахстан, поэтому в качестве сырья, в основном будут использоваться растениеводческая продукция технического характера, отходы производства, а также излишки продовольственного сырья.
На первоначальном этапе в 2010 году использование только низкокачественной продукции позволит производить до 800 тыс.тонн. биологического топлива.
На втором этапе следует вовлечение залежных земель, что дополнительно позволит производить 1,7 млн.тонн экологически чистого топлива.
Биологическое топливо Республики Казахстан по предварительным расчетам, будет иметь невысокую себестоимость: 10% дешевле бразильского и в 1,5 — 2 раза американского и европейского производства.
Производство биологического топлива имеет устойчивые сравнительные преимущества по сравнению с традиционным производством и экспортом зерна, т.к. они основаны на глубокой степени переработки продовольственного сырья.
При этом извлекаются компоненты имеющие ценность для пищевой и фармацевтической промышленности (клейковина, углекислый газ, глицерин), которые используются как самостоятельные продукты, что уже окупает значительную часть затрат на производство биологического топлива.
Развитие биологической топливной промышленности позволяет из каждой тонны пшеницы получить продукции стоимостью свыше 300 долл. США.
Перспективой развития производства биологического топлива является то, что в рамках индустриализации агропромышленного комплекса Республики Казахстан необходимо произвести ввод мощностей биологической топливной промышленности и создать все условия для ускоренного формирования данной отрасли.
На сегодняшний день в Республике Казахстан имеются ряд нерешенных проблем препятствующие дальнейшему развитию биологической топливной промышленности:
— отсутствие законодательства регулирующего рынок биологического топлива (стандарты, нормативы, экологические ограничения);
— отсутствие налоговых преференций;
— отсутствие отечественных научных разработок в области развития биологической индустрии;
— недостаточная информированность о новейших технологиях производства биологического топлива;
— недостаточная информированность и неразвитость связей с поставщиками биологического топлива на мировые рынки;
— возможность появления угрозы продовольственной безопасности в связи с дисбалансом сырьевого рынка.
Чтобы решить данные проблемы и развивать потенциальные возможности биологической индустрии в Республике Казахстан разработана Концепция развития рынка биологического топлива.
Основной целью Концепции является устойчивое развитие сельскохозяйственного производства и рост его эффективности на основе развития биологической топливной промышленности Казахстана.
В рамках концепции предлагается реализовать меры по следующим основным трем направлениям.
Первое направление — расширить отечественную базу сырьевых ресурсов для биологической топливной промышленности Казахстана путем расширения посевных площадей сельскохозяйственных культур, являющихся сырьем для производства биологического топлива, в том числе за счет использования залежных земель и земель, выведенных из сельскохозяйственного оборота; обеспечить соответствующей государственной поддержкой расширения посевов сельскохозяйственных культур.
Вторым направлением является развитие и регулирование производственной деятельности предприятий биологической топливной промышленности путем разработки и принятия закона, определяющего правовые условия производства и использования биологического топлива в Республике Казахстан. По второму направлению Президент Республики Нурсултан А. Н. сообщил, что будет принят закон о биологическом топливе, который законодательно следует закрепить, в связи с чем необходимо определить наличие заводов по производству биологического топлива. При этом он отметил, что в мире на сегодняшний день растет потребность в биологическом топливе, в частности, биологического этанола, так как оно пользуется спросом, и в Казахстане очень много сельскохозяйственных культур, из остатков которого можно производить биологическое топливо, в частности рапс.
Также в своем выступлении директор департамента по развитию агропромышленного комплекса и аграрной науки Минсельхоза республики Б. Оспанов заявил, что в Казахстане к 2010 году было налажено производство до 1 млрд.л. биологического топлива, а в последующие годы удвоить объем производства, тем самым стать одним из мировых лидеров по экспорту биологического топлива. Экспортный потенциал биологического топлива с учетом внутренней потребности составит от 3 до 6 млрд.л. в год, что позволит Казахстану войти в число мировых производителей и экспортеров, при этом он подчеркнул, что казахстанское биологическое топливо будет на 10% дешевле бразильского и в 1,5-2 раза дешевле американского и европейского.
Задачей ближайшего будущего является обеспечение законодательной поддержки производства биологического топлива. В этом направлении разработаны концепция развития рынка биологического топлива до 2010 года и проект закона о государственном регулировании, производства и оборота биологического топлива.
Третьим направлением является интеграция в общемировую систему производства и сбыта биологического топлива, для чего необходимо провести работу по маркетинговому исследованию мирового рынка биологического топлива; разработать стандарты биологического топливной продукции, гармонизированные с международными стандартами; заключить межгосударственные соглашения в области торговли биологической топливной продукцией, обеспечивающие режим наибольшего благоприятствования для казахстанского биологического топлива на экспортных рынках.
В связи с этим, постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2008 года на Мажилисе парламента Республики Казахстан рассмотрен под №534 проект Закона Республики Казахстан «О государственном регулировании производства и оборота биотоплива». Данный закон регулирует общественные отношения, возникающие в сфере производства и оборота биотоплива.
Целью закона является охрана окружающей среды; развитие производства и оборота биотоплива; обеспечение продовольственной безопасности государства при производстве биотоплива.
В соответствии с целями поставлены следующие задачи: снижение уровня выбросов, загрязняющих атмосферу; увеличение объемов производства и экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью; поддержка проведения научных исследований и внедрение передовых наукоемких технологий в производстве и обороте биотоплива; введение норм, позволяющих Правительству Республики Казахстан определять предельные объемы мощностей по производству биотоплива и устанавливать квоты на пищевое сырье, используемое для переработки биотоплива.
Объектом государственного регулирования является производство и оборот биотопливо. Государство регулирует производство и оборота биотоплива с помощью: установления квот на пищевое сырье, используемое для последующей переработки в биотопливо; определения предельных объемов производственных мощностей по производству биотоплива; осуществления государственного контроля в области оборота биотоплива.
Для развития биологического топливного рынка поддержка государства осуществляется в следующих формах:
— финансирование исследований по изучению приоритетных направлений развития рынка биотоплива;
— организация лизинговых поставок техники и оборудования участникам биологического топливного рынка.
Производство и оборот биологического топлива должны обеспечивать безопасность для жизни и здоровья человека, охрану окружающей среды.

Выводы
Перспективы инновационного развития в Республике Казахстан является биологическое топливо, где применение и производство обеспечивает безопасность для жизни и здоровья человечеству, охрану окружающей среды. Перспективы развития инновации в производстве биологического топлива связаны с активизацией инновационной деятельности в отраслях: разработка и производство экологически безопасных продуктов массового потребления; производство продуктов лечебно-профилактического назначения; применение ресурсосберегающих технологий.

Список литературы
1. Назарбаев Н.А. «Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных направлениях внутренней и внешней политики» / Казахстанская правда от 2 марта 2006 г., № 45-46.
2. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года.
3. Закона Республики Казахстан «Об инновационной деятельности» от 3 июля 2002 года №333-II.
4. Стратегия индустриально- инновационного развития Республики Казахстан до 2015 г. (Утверждена Указом Президента Республики Казахстан, № 1096 от17.05.2003 г.)
5. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003—2015 гг.
6. Проект Закона Республики Казахстан «О государственном регулировании производства и оборота биотоплива».
7. Концепция развития рынка биотоплива в Казахстане до 2010 года.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.