Просмотров: 796

Развития банковской системы Казахстана

Процесс развития банковской системы Казахстана уходит далеко в историю и неразрывно связан с историей СССР и дореволюционной Рос­сии. В банковскую систему царской России входили Государственный банк,, акционерные банки, общества взаимного кредита, городские, банки ипотеч­ного кредита и другие кредитные учреждения. Государственный банк России (начал свою деятельность в 1860 г.) яв­лялся центральным банком всей кредитной системы, которому принадле­жало монопольное право на выпуск бумажных денег в обращение. Государственный банк России привлекал в 1914 г. больше половины вкладов и теку­щих счетов, около 1/3 учетно-ссудных операций всех акционерных коммер­ческих банков. В отличие от центральных эмиссионных банков других стран он кредитовал не только банки, но и промышленность, торговлю, заготовки сельскохозяйственной продукции, имел 10 контор, 124 отделения и 791 при­писную кассу государственного казначейства. Акционерные коммерческие банки (47 банков с 743 филиалами) занимали доминирующее положение на рынке ссудных капиталов и к 1914 г. достигли высокой степени концентра­ции. Для обслуживания средней и мелкой буржуазии функционировали мел­кие кредитные учреждения: общества взаимного кредита, городс­кие общественные банки. Система ипотечного кредита состояла из государственного дворянско­го земельного банка и государственного поземельного банка, 10 акцио­нерных земельных банков, 36 городских кредитных банков и прочих бан­ков ипотечного кредита. Среди прочих кредитных учреждений наиболь­шее распространение получила кредитная кооперация, обслуживающая зажиточные слои деревни, Она состояла из ссудо-сберегательных касс и кредитных товариществ. После Октябрьской революции 1917 г. был осуществлен принцип госу­дарственной монополии организации банковского дела. В стране создается Государственный банк, а затем в результате национализации частных ком­мерческих и других банков — отраслевые и территориальные банки, принад­лежащие также государству. Одним из звеньев банковской системы становят­ся государственные трудовые сберегательные кассы. Одновременно с госу­дарственными банками в первые годы советской власти создаются негосудар­ственные кредитные учреждения: кооперативные и частные, государственно — капиталистические, в том числе с участием иностранного капитала. В 1922 г. стали организовываться кредитные и ссудо-сберегательные товарищества и их союзы, в задачу которых входило оживление деревни и кустарной про­мышленности, В 1924 г. сельскохозяйственной кооперации было разрешено проводить кредитные операции в форме приема вкладов, выдачи ссуд и по — средичества в расчетах. На 1 апреля 1926 г. в СССР насчитывалось 16 185 товариществ из них 2 426 — кредитных и ссудо-сберегательных, 12 424 — сельскохозяйственных с кредитными функциями, С 1922 к создаются общества взаимного кредита для кредитования част­ной торговли, промышленности, а также государственно-капиталистический акционерный Юго — Восточный банк и Российский коммерческий банк с участи­ем иностранного капитала, По мере развития социалистического сектора экономики кооперативные и частные кредитные органы утрачивают свое значение и перестают существо­вать» Коллективизация сельского хозяйства сделала ненужной кредитную корпорацию, которая ликвидируется в 1931 г. Вытеснение частного сектора из сфе­ры торгаша и промышленности привело к свертыванию деятельности обще­ства взаимного кредита. Функции других кредитных органов переходят к государственным отраслевым байкам; Промбанк, Цекомбанк, Всекобанк, Централь­ный сельхозбанк и другим,, образованным в 1922-1925 гг. В результате проведения кредитной реформы в СССР в 1930-1932 гг. орга­низованы отравные банки на новых принципах. Созданы 4 специальных бан­ка до финансированию и кредитованию капитальных вложений. Банк финансирования капитального строительства, промышленности и электрохозяйства (Промбанк), преобразованный из банка долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства,  в 1959 г. реорганизован в Стройбанк СССР. Банк финансированная социалистического земледелия (Сельхозбанк СССР), организованный вместо многочисленных кредитных товариществ и республи­канских сельскохозяйственных банков, в 1959 г. был упразднен, его функции распределены между Госбанком и Стройбанком СССР, Банк финансирования капитального строительства кооперации (Всекобанк), созданный на базе Всероссийского кооперативного банка в 1936 г. был ликви­дирован, а его активы и пассивы переданы организованному Торгбанку СССР, упраздненному в 1959 г. Банк финансирования коммунального и жилищного строительства (Цеком-банк) был упразднен в 1959 г., а его функции распределены между Стройбан­ком и Госбанком СССР. Все эти отраслевые банки занимались финансированием и долгосрочным кредитованием отрасли, а в Госбанке СССР было сконцентрировано краткос­рочное кредитование всех отраслей народного хозяйства. Роль Госбанка СССР как центрального и ведущего звена всей кредитной системы еще больше воз­росла. Расчетные и текущие счета всех предприятий и организаций сосредото­чились в Госбанке СССР. В Казахстане, как и в других союзных республиках, организовывались республиканские учреждения всех банков. При этом соблюдался принцип цен­трализации банковского дела, подчинение банковских учреждений вышесто­ящим органам банков, недопустимость установления каких-либо местных правил. Был также осуществлен на практике принцип концентрации денежного оборота в одном банке, т.е. каждое предприятие, организация или учреждение могло иметь расчетный или текущий счет в одном банке, где они хранили свои средства, получали кредиты и наличные деньги, через него проводили все без­наличные расчеты. Банковская реформа в СССР была проведена в 1987-1988 г. В результате на основе учреждений Госбанка и Стройбанка СССР были созданы Промстрой­банк, Агропромбанк и Жилсоцбанк. На базе системы сберегательных касс, вхо­дивших в состав Госбанка СССР, образован Сберегательный банк, а на основе Внешторгбанка — Внешэкономбанк, Госбанк СССР был провозглашен Централь­ным банком страны. На Промстройбанк СССР было возложено проведение кредитной политики, повышение эффективности системы кредитования капитальных вложений, а также расчеты в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи, в системе Госснаба СССР банк вел расчетные, ссудные и другие счета предприя­тий и объединений этих отраслей хозяйства. Такое же комплексное кредитно-расчетное обслуживание предприятий агропромышленного комплекса осуще­ствлял Агропромбанк СССР, предприятий и организаций социальной сферы и торговли — Жилсоцбанк СССР, населения — Сбербанк СССР. Внешэкономбанк СССР обеспечивал организацию и проведение расчетов по экспертно — импортным операциям. Структура специализированных банков была построена по админист­ративно — территориальному принципу. Организованы республиканские бан­ки в союзных республиках, управления банков — в краях и областях. На уровне района или города банки имели свои учреждения. Они создавались первоначально по принципу; в районе, как правило, одно учреждение одно­го из специализированных банков, клиентура которого преобладает в дан ном районе. Исключение составлял Сбербанк СССР, учреждения которого были представлены в каждом районе, колхозе и совхозе. Низовое звено спец­банков (кроме Сбербанка) несмотря на специализацию обслуживало всю клиентуру данного района. По существу специализация банков выражалась только на уровне управления, а низовые учреждения превратились в уни­версальные кредитные учреждения по обслуживанию клиентуры всего рай­она, т.е. предприятий всех отраслей. Они имели 4 кредитных плана (по чис­лу банков). Отраслевая принадлежность указанных банков пришла в проти­воречие с универсальностью их клиентуры, что породило ряд проблем, свя­занных прежде всего с формированием кредитных ресурсов. Усугублялось это неконтролируемым переливом средств через систему взаимных межре­гиональных расчетов из банка в банк. Чтобы каждый банк работал в преде­лах своих ресурсов, необходимо было перейти на межбанковские расчеты по корреспондентским счетам, открываемым в Госбанке СССР,

Коммерческие банки, отделенные от Госбанка, обычно функциониро­вали как специализированные, каждый банк имел монополию в определен­ной отрасли (промышленность, строительство, сельское хозяйство, внешняя торговля). Они финансировали и кредитовали свои предприятия, как им пред­писывалось, зачастую под крайне низкие проценты, не принимая в расчет обоснованность, жизнеспособность и прибыльность предприятий. В акти­вах этих банков преобладали некачественные просроченные ссуды убыточ­ных государственных предприятий. В целом идея специализации банков внесла путаницу в работу банков­ской системы, она не освободилась от монополизации, не внесла коренного изменения в кредитный механизм, а стала, пожалуй, еще более громоздкой а характеризовалась многоцветностью, носила явно затратный характер, воз­рос бюрократический аппарат верхнего уровня при ослаблении первичных звеньев. Значительно ослабла роль Государственного банка СССР, он не оказывал действенного влияния на работу специализированных банков. В этих условиях единственно правильным было провести банковскую реформу, осуществить переход банковской системы к ее двухуровневой орга­низации, аналогичной западным образцам. Перестройка банковской структуры должна была ликвидировать мо­нополию Госбанка на банковское дело. До 1988 г. Госбанк СССР был прак­тически универсальным кредитным учреждением, выполнявшим функции Центрального, коммерческого и инвестиционного банков. Казахская республиканская контора Стройбанка СССР осуществляла обслуживание ин­вестиций в городе — в промышленности, на транспорте и в других отраслях хозяйства. Внешторгбанк СССР, функционировавший на акционерных на­чалах, обслуживал операции в валюте и с валютой. В течение 70 лет в банковской системе СССР доминировали жесткая централизация и концентрация, администрирование и мелочная регламентация в методах кредитно-банковского воздействия и деятельности хозяйствен­ных органов. Сложившаяся практика денежно-кредитных отношений не соответствовала условиям нарождающихся рыночных отношений. В ходе социалистического эксперимента были целенаправленно уничтожены склады­вающиеся веками институты и инструменты финансового рынка. На основе утопических идеологических концепций была создана гигантская уродли­вая моно банковская пирамида в виде Госбанка СССР, подмявшая под себя всю кредитную систему и полностью устранившая элементы конкуренции, состязательности и риска. После получения суверенитета в декабре 1990 г. Казахстан сразу же при­ступил к созданию собственной банковской системы, отвечающей требова­ниям рыночной экономики. Уже в январе 1991 г. был принят Закон «О бан­ках и банковской деятельности в Казахской ССР», что явилось по существу началом банковской реформы и создания двухуровневой банковской систе­мы в стране. Республиканский государственный банк был преобразован в Национальный банк Республики Казахстан с областными управлениями и отделениями (первый уровень), Республиканский Промстройбанк — в акционерно — коммерческий Туранбанк, Агропромбанк — в акционерно-коммерческий Агропромбанк, Внешторгбанк — в акционерно-коммерческий Алембанк, Республиканский Сбербанк — в акционерно-коммерческий Сбербанк (второй уровень). В 1993 г. все банки были преобразованы в акционерные банки, кроме Сбербанка, переименованного в Народный банк Республики Казахстан. Начиная с 1989 г. стали появляться первые коммерческие, смешанные, кооперативные, частные банки. В том же году были созданы коммерческие банки Интеринвестбанк, КРАМДСбанк и др. Далее число банков стало ра­сти. В июле 1993 г. учреждена Ассоциация банков Республики Казахстан. Таким образом, период с 1988 по 1991 гг. стал первым этапом проведе­ния банковской реформы в Казахстане, с 1992 до конца 1993 г. — вторым этапом денежной реформы и формирования банковской системы. Основ­ные его черты; постепенный переход Национального банка к выполнению функций Центрального банка, экстенсивное формирование и развитие ком­мерческих банков. Толчком к появлению банков явилось введение собственной националь­ной валюты, именно с этого периода началось мощное экстенсивно-интен­сивное (количественное й качественное) развитие банковской системы. Вве­дение национальной валюты потребовало от Национального банка актив­ных мер по поддержанию стабильности и устойчивости национальной ва­люты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.